Исходя из психолого-педагогических характеристик, младший школьный возраст является благоприятным для развития творческой и познавательной активности, так как в этом возрасте дети чрезвычайно эмоциональны, любознательны, у них есть огромное желание познавать мир.
Эстетическое восприятие и эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Е.Л. Кононко считает, что особую роль в становлении эстетического восприятия младших школьников играет ознакомление с произведениями скульптуры, графики, живописи.
Проблема эстетического восприятия в научной литературе представлена в различных контекстах. Как предпосылка духовного становления человека, его личностного развития, эстетическое восприятие рассматривается в трудах культурологов, педагогов и психологов: П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, В.В. Зеньковского, B.П.Зинченко, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Леонтьева, Э.Е. Леонтьевой, Д.С.Лихачева, С.Л.Рубинштейна, М.Б. Теплова, К.Д. Ушинского и др. Авторы раскрывают онтологические и гносеологические основы эстетического развития человека, подчеркивают целостность личности, взаимосвязь нравственного и эстетического, указывают на стратегии формирования эстетической культуры человека.
Психологические основы эстетического воспитания раскрыты Б.М.Тепловым, который представил глубокое научное обоснование факторов эстетического развития ребенка, важнейшими из которых выступают «окружение, в котором он проводит первые годы», а также характер «планомерной педагогической работы» [].
Существует значительное число трудов, в рамках которых развитие эстетического восприятия выступает как «прямая» задача эстетического воспитания школьников (С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, В.А. Разумный, Б.П.Рождественский, В.К. Скатерщиков и др.). В контексте теории эстетического воспитания основным средством эстетического развития является общение с искусством, которое не ограничивается «простым созерцанием», а обязательно предполагает включение в художественное творчество. Принцип «творческой самодеятельности» выступает определяющим (Б.Т. Лихачев, 1974). Наиболее полно и конкретно средства и формы эстетического воспитания представлены в опыте и описаны в работах C.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.
Значительный пласт исследований посвящен изучению особенностей и условий художественного развития ребенка, в рамках которых рассматривается и эстетическое восприятие (Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, B.C. Кузин, М.Д. Таборидзе А.И. Буров и др.). Ценность данных исследований безусловна, но авторы в основном рассматривают условия и механизмы развития художественных способностей детей на уроках и занятиях эстетического цикла.
Модернизация содержания образования способствовала созданию новых методических пособий по ознакомлению младших школьников с живописью, программ художественно-эстетического развития. Однако, наряду с высокой значимостью вышеперечисленных исследований, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных развитию эстетического восприятия посредством ознакомления с произведениями изобразительного искусства, направленных как на развитие искусствоведческого и образного словаря детей, так и на совершенствование их зрительской культуры. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства» является актуальной.
Более глубокие знания об окружающей действительности человек получает благодаря восприятию. Являясь звеньями единого процесса чувственного познания, обе эти формы отражения реальности неразрывно связаны друг с другом. Вместе с тем и ощущения, и восприятия имеют свои отличительные особенности. В результате ощущения мы получаем знания об отдельных свойствах и качествах предметов, а в результате восприятия мы получаем целостный образ предмета или явления [13].
Рисуя с натуры грушу, ученик обращает внимание на зеленовато-желтый цвет груши, ее величину, округлую форму, пространственное положение, душистый запах. И вместе с тем эти качества груши воздействуют не изолированно друг от друга, а в сочетании, в единстве – в процессе изучения натуры и ее изображения у школьников формируется целостный образ груши как объекта, характеризующегося определенной формой, цветом, весом, запахом, вкусом. И достаточно потом сказать учащемуся слово «груша», как в его памяти возникает этот целостный образ груши.
Восприятие – это процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств [13].
Физиологическую основу восприятия составляет взаимодействие различных анализаторных систем или отдельных частей одного и того же анализатора и образование на основе этого условных рефлексов на комплексные раздражители. В результате у человека возникает более или менее сложный образ предмета или явления в целом.
Восприятие выражается совокупностью разнообразных ощущений и протекает в едином процессе познания одновременно с ощущениями, но не сводится к простой сумме ощущений.
Восприятие – сложный психический процесс, который определяется конкретными сочетаниями и взаимодействиями различных ощущений, что в свою очередь зависит от своеобразия связей и отношений различных свойств, качеств, сторон, частей предметов и явлений [13].
В процесс восприятия наряду с ощущениями включается прошлый опыт в виде знаний, представлений. Если бы восприятие не опиралось на прошлый опыт, то был бы невозможен сам процесс познания, так как без соотнесения человеком воспринимаемых предметов, явлений, их частей с ранее виденными предметами, явлениями, без использования конкретных знаний, полученных в прошлом опыте, нельзя определить, осмыслить сущность воспринимаемого.
Восприятие тесно связано с мышлением. Эта связь выражается в том, что образы, формирующиеся в процессе восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, мыслительных операций, суждений и умозаключений. Таким образом, восприятие, занимая промежуточное положение между ощущением и мышлением в едином процессе познания, представляет собой сравнительно более высокий по отношению к ощущению уровень чувственного познания.
В соответствии с преобладающей ролью одного из анализаторов, участвующих в акте восприятия, восприятия делятся на зрительные, слуховые, осязательные. Если в восприятии участвует система (или системы) анализаторов, возникают сложные, комбинированные восприятия [13].
В психологии восприятия различают непреднамеренные и преднамеренные.
Непреднамеренное восприятие характеризуется отражением предмета, явления без специально поставленной цели. Такое восприятие обычно вызывается яркой внешностью объекта, громкими звуками.
Преднамеренное восприятие означает постановку конкретной цели, задачи перед восприятием.
В этом случае человек не просто смотрит, а разглядывает, не просто слушает, а внимательно прислушивается. Преднамеренное восприятие, как правило, бывает обусловлено задачами, спецификой той или иной деятельности, интересами, потребностями человека, умением наблюдать и сравнивать, выполнять глазомерные операции.
Восприятие – определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно [13].
В.Н. Шацкая определяет эстетическое восприятие как способность целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [23].
Б.Т Лихачев, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность, способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [15].
Сущность эстетического восприятия заключается в том, что это процесс целенаправленного воздействия, формирования способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, развитие эстетических вкусов и идеалов личности, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Познание в эстетическом восприятии связано, прежде всего, с чувственным познанием, «открытием» в объекте «приятного», «красивого», «удобного» по признакам соразмерности, целесообразности, целостности объекта в контексте его отношений с другими объектами, то есть его гармоничности. Таким образом, эмоциональное впечатление зависит от качественной стороны объекта, то есть от того, доставляет оно наслаждение или нет. На эстетическое восприятие оказывают влияние: качество стимулов; ассоциации реципиентов; эмоциональные характеристики стимульного материала.
В процессе эстетического восприятия у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического восприятия и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Б.Т. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [15]. Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. И в связи с этим это наиболее подходящее время для развития эстетического восприятия.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности – учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель – самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» [15]. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.
Следующая особенность развития эстетического восприятия в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, природы, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев [15].
Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы, кино и фотографии в книгах.
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Б.Т. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, рассматривания иллюстраций в них, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность [15].
Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление». А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения [15].
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли» [12].
Таким образом, младший школьный возраст – это особенный возраст для развития эстетического восприятия, где главную роль играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством развития в школьниках эстетического восприятия заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.