Фридрих Шиллер
Процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности младшего школьника. Социальная педагогика определяет социализацию как процесс становления личности: усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат».
В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит.
Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, становится образовательное учреждение, учреждение дополнительного образования: спортивные, музыкальные, художественные, театральные школы и кружки.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные, социальные роли.
Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники ценят общение с взрослыми и сверстниками, которые, с их точки зрения, обладают лучшими духовно-эстетическими качествами. В этих условиях особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается подлинная красота человека.
Как средство социализации младших школьников необходимо всемерно использовать великую силу эстетического воспитания детей в изобразительном искусстве. А.В. Луначарским, П.П. Блонским, А.С. Макаренко разрабатывались теоретические аспекты эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленных и систематических умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в искусстве, природе и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Прежде всего, эстетическое воспитание затрагивает чувства человека, создает эмоциональную атмосферу, побуждает человека к общению с прекрасным. Однако эстетические потребности не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.
С учетом возрастных особенностей младших школьников эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
способствовать становлению психического развития младших школьников и подготовке их к самостоятельной жизни.
формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть прекрасное в искусстве и повседневной жизни, приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям. А это как раз слагаемые успешной социализации.
развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (восхищение, радость, удовольствие).
содействовать развитию элементарных творческих способностей и доступных детям младшего школьного возраста художественных навыков.
С приходом ребенка в школу появляется новый ведущий вид деятельности – учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель – самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» [1]. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными.
Для младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино, музыка, изобразительное искусство.
Большими возможностями для развития эстетического воспитания имеет внеурочная деятельность школьников, в которой дети приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов.
Школа после уроков – это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях искусства, спорта, науки, техники и других видов деятельности.
Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.
Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.
Организация внеурочной деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся.
Практическое применение форм внеурочного воспитания в классных коллективах проводится по следующим направлениям:
культурно-просветительное:
посещение городской картинной галереи;
театральные представления;
проведение школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.2) эстетическое и игровое:
организация выставок детских рисунков, творческих работ учащихся;
проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида
ученика, культуре поведения и речи;
участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на
уровне школы, города;
Таким образом, постепенно поведение ребенка перестает быть наивным и непосредственным, нарастает осознанность действий, поступков, чувств.
Умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Показатели социализированности – это обобщенные показатели соответствия человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу.
Список используемой литературы
Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. – М.: Просвещение, 2008. – 285 с.
Борев Ю. Эстетика.– М.: Просвещение, 2007. – 154 с.
Обухова Л.Г. Психология детства.– М.: Просвещение, 2002. – 120 с.
Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 2008. – 167 с.