ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В исследовании отмечено, что устойчивое поступательное развитие и стабилизация рыночных отношений ставит перед научным и предпринимательским сообществом задачи поиска направлений по созданию условий экономического роста за счет увеличения производства конкурентоспособных товаров и услуг на основе комплексного использования внутренних ресурсов. Несовершенство рынка индустрии гостеприимства в России, в сравнении с ведущими странами Запада и Востока, разрушение существующей инфраструктуры, отсутствие должного финансирования характеризуют состояние отрасли как неудовлетворительное. Для решения данных проблем остро встает необходимость поиска эффективных путей восстановления и поступательного развития организаций индустрии гостеприимства. Рыночные преобразования поставили многие из них в сложное экономическое положение. В отрасли накопилось ряд неразрешенных менеджментом организаций серьезных проблем: низкое качество предоставляемых услуг, слабая инфраструктура, высокая степень износа основных фондов.

Последствия мирового финансового кризиса в 2008 и 2015 годах заставляет искать и находить неординарные способы как более эффективно подтолкнуть экономику страны к поступательному развитию. Гостиничный бизнес является одной из таких сфер в России, который в последние годы претерпел ряд существенных изменений. Результатами кризиса стало то, что многие участники российского гостиничного бизнеса сократили проекты развития.

Индустрия гостеприимства в России сформировалась как самостоятельный сектор рынка сравнительно недавно. Во многом развитие гостиничного бизнеса в современной России происходило схоластически, методом проб и ошибок, а научные методы организации и управления отечественными предпринимателями по ряду причин практически не были востребованы. Опасность остаться на периферии и угроза острой конкуренции вынудила отечественную индустрию гостеприимства начать адаптацию к новым экономическим условиям. Сложившая ситуация определила актуальность выбранного нами направления исследования. Приведенные обстоятельства обусловили выбор темы исследования и его цель.

Целью данной работы является анализ особенностей развития рынка услуг индустрии гостеприимства. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • исследовать теоретические аспекты гостиничного бизнеса в России;

  • проанализировать маркетинговую концепцию в мировом рынке гостиничных услуг;

  • выявить основные направления и условия формирования рынка услуг индустрии гостеприимства.

Предмет исследования – специфика развития российского рынка услуг в гостиничном бизнесе. Объектом исследования данной работы стал отечественный рынок гостиничных и туристских комплексов.

Отмечая основные тенденции последних лет, следует отметить, что на фоне спровоцированного кризисом падения спроса на услуги гостиничных организаций, а также усилением конкурентной борьбы на рынке гостиничных услуг, индустрия гостеприимства стала больше уделять внимание уровню качества сервиса и вынуждена демпинговать стоимость услуг, внедряя при этом различные маркетинговые акций, промоушены, заключающиеся в предложении разного рода скидок, бонусных программ, различных вознаграждений. Ряд гостиниц предложили клиентам программы, предусматривающие скидки или бонусы в зависимости от количества гостей и объема приобретенных услуг.

Одной из проблем отечественного гостиничного бизнеса является нехватка недорогих гостиниц, предоставляющих качественный сервис. Другой немало важной проблемой являются существенные трудности в области организации менеджмента, особенно на самом начальном этапе формирования гостиничного бизнеса. Перед открытием гостиницы необходимо провести детальное исследование рынка, изучить все его потребности. Не секрет, что некоторые из российских предпринимателей при реализации проектов не имеют достаточного опыта управленческой работы и элементарных знаний предмета бизнеса в области сферы услуг. Успех и процветание гостиницы зависит от множества различных факторов, не только от масштаба и качества приобретенного здания и оборудования внутри него, но и грамотной организации менеджмента.

В современном мире залогом достижения успеха предприятия является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителя более эффективными, чем у конкурентов, способами. Менеджмент и маркетинг — это две взаимосвязанных и дополняющих друг друга сферы деловой активности. В настоящее время эволюция маркетинга связана с тенденциями развития современного рынка, в частности, с ростом значения таких факторов, как качество товара и услуг, приверженность потребителей к торговой марке и фирме, развитие глобальных систем бронирования услуг, ориентация на высокие технологии, создание стратегических альянсов, этические стандарты в деятельности предприятия и т.д.

Особенность гостиничного маркетинга вытекает из рассмотренных выше особенностей гостиничного продукта, его фиксированности во времени и пространстве. Невозможно значительно поменять количество номеров за короткий период времени, сохранить их для будущей продажи или следовать с ними за потребителями. Спрос на гостиничный продукт может колебаться каждый день, в течение недели или сезона.

В этом смысле функция маркетинга рассматривается не только как одна из сторон предпринимательской деятельности, но и как координирующая структура всех аспектов гостиничного бизнеса. Иначе маркетинг называют философией ведения гостиничного бизнеса (философией гостеприимства), основывающейся на той точке зрения, что непрерывной доходности и устойчивого развития на рынке можно достичь при сопоставлении, предвидении и удовлетворении потребностей и желаний гостя. Следовательно, маркетинг является функцией менеджмента, которая организует и направляет всю предпринимательскую деятельность, оценивая и направляя покупательную способность клиента на повышение спроса на услуги и на продвижение товара и услуг к конечному потребителю.

Гостиничная индустрия сегодня представляет собой отрасль с растущим уровнем конкуренции на рынке гостиничных услуг. Несмотря на то, что гостиничный бизнес в России все еще находится в начале пути совершенствования, а спрос на гостиничные услуги остается неудовлетворенным в полной мере, предприятия индустрии гостеприимства сталкиваются с необходимостью бороться за клиента. В соответствии с динамично меняющимися условиями деятельности любое гостиничное предприятие как полноценный участник рынка вынуждено изменяться, становясь инициатором внутриорганизационных инновационных процессов. Естественно, что данные процессы не должны протекать стихийно - их необходимо осуществлять системно в рамках разработанной инновационной стратегии, являющейся частью общей стратегии предприятия.

Выбор любой стратегии, как и инновационной, всегда подразумевает построение индивидуального организационно-хозяйственного механизма, обеспечивающего ее осуществление. Его ориентация, особенности функционирования и структура построения во многом зависят от специфики инновационных процессов. Для того чтобы конкретизировать цели и результаты инновационной деятельности гостиницы, а также систематизировать подход к множеству ее возможных проявлений, необходима достаточно полная классификация гостиничных инноваций. Разработка такой классификации обеспечивает более полноценное и целостное понимание предмета исследования и позволяет выявить проблемные взаимосвязи и соотношения различных групп и типов гостиничных инноваций.

Следует отметить, что существует, по крайней мере, три основных фактора, которые в разной степени влияют на наличие в гостинице сопутствующих или дополнительных услуг:

  • отношение гостиницы к определенной категории;

  • работа гостиничного предприятия на определенном сегменте рынка;

  • гостиничная специализация.

Первый фактор влияет на формирование материально-технического оснащения и пакета дополнительных услуг. Второй - определяет вектор инновационного развития в плане детального учета спроса на услуги наиболее частых клиентов гостиницы. Третий фактор в основном нацелен на развитие и внедрение тех новшеств, которые обеспечивают конкурентоспособное состояние службы гостиницы, определяющее его специализацию.

Системные нововведения определяют изменение всей структуры производственных отношений. Так, начало использования компьютерной техники и локальных вычислительных сетей в гостиничном бизнесе в свое время, в корне изменило работу организаций индустрии гостеприимства, значительно повысив продажи, номеров, сократив время бронирования и увеличив эффективность работы персонала. По степени новизны гостиничные инновации можно разделить на три типа:

  • имитации - продукты новые для данного отеля, но не для рынка;

  • обновленные продукты - построенные на новом способе использования уже существующих продуктов;

  • подлинные новинки, т.е. уникальные продукты, в которых рынок испытывает действительную потребность.

Компьютерные технологии позволяют решать многие задачи современного менеджмента и маркетинга более совершенными средствами. В настоящее время трудно себе представить без компьютерного обеспечения процессов управления не только средний отель, но и даже малые отели, с числом номеров менее 100. Известные гостиничные корпорации вслед за авиакомпаниями стали в свое время пионерами использования компьютерных гостиничных систем как для внутреннего управления, так и создания собственных транснациональных компьютерных систем бронирования и резервирования мест [1.С. 91].

Современный мир паутинообразно «опутан» компьютерными сетями бронирования и резервирования мест в гостиницах.

Развивая национальный рынок гостиничных услуг, следует также рассматривать перспективы его развития на международном уровне. Гостиничная организация из одной страны, имея небольшое превосходство у себя на родине в предоставлении услуг над местными организациями, в другом государстве при правильном подходе может получать сверхприбыли. В этой связи необходимо создать такие преимущества, которые будут выделять и отличать данную гостиницу от других, либо в политике качества предлагаемых услуг, либо в ценовом сегменте, либо в том и другом, не забывая при этом о соотношении «цена-качество».

Необходимо учитывать также характер инвестиций в гостиничное производство и ожидание результата со стороны инвесторов - основных доноров в жизнедеятельности гостиниц. Инвестиции в гостиницы производятся обычно в землю, здания и основные фонды. Основная часть капитала инвестируется в основные средства гостиницы, связанные с ее долговременной деятельностью, повышает постоянные издержки, которые необходимо покрывать независимо от объема деятельности, от того, продается гостиничный продукт или нет.

Важным звеном в цепи развития гостиничного бизнеса стали проведение спортивного мероприятия мирового значения – зимних олимпийских игр 2014 г. в Сочи и Чемпионата мира по футболу 2018 г. Номерной фонд гостиниц города Сочи, за счет проведения Зимних Олимпийских игр увеличился в 2,5 раза и составил 40 тыс. номеров. За последние 2 года более 30 предприятий санаторно-курортного комплекса провели капитальный ремонт и модернизацию инфраструктуры, было построено 35 новых объектов гостиничного типа. Всего за годы реализации программы по развитию туристического комплекса города Сочи общий объем услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями, увеличился с 13,7 до 16 млрд. руб. [2].

Представляя Ростовскую область, хотелось бы отметить, что в городе Ростове-на-Дону входит в активную фазу подготовка к проведению игр Чемпионата мира по футболу 2018г. Программа подготовки подразумевает вложения в сумме 85 млрд. рублей. На эти средства предполагается построить стадион, обновить аэропорт, запустить 3 моста и, как правило, выстроить всю соответствующую логистику. Помимо гостиниц на левом берегу Дона, программа подготовки к ЧМ подразумевает строительство новых мест для размещения и в центральном районе Ростова. Предполагается, что к 2018г. в городе появится несколько сотен новых гостиничных мест. Одними из главных объектов должны стать пятизвездочные центры Hyatt Regency Rostov Don-Plaza и Sheraton. [3, С-81].

Таким образом, главным ориентиром для обеспечения необходимых условий должно стать определение оптимального набора основных индикаторов, устойчивых приоритетов гостиничной отрасли в рамках стабильного развития отечественного туризма, в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики России, а также определение стратегии и текущих действий относительно выбранных критериев. Гостиничный бизнес, как отрасль сферы обслуживания при условии динамичного развития, способен приносить огромную прибыль.

Гостиничный бизнес, являясь частью комплексного туристского бизнеса и сложно структурированной системой, включающей в себя различных участников, взаимодействие которых создаёт совокупность разнообразных финансово-хозяйственных отношений различного уровня и направления, которые требуют обоснованного и системного управления на государственном уровне.

Только при соблюдении этого условия российская гостиничная индустрия сможет реализовать свой огромный потенциал развития.

Список использованных источников:

1. Азар В. Вспомнить о стандартизации услуг гостиниц // Отель. - 2008. - №3. - С. 36 - 42.

2. Номерной фонд гостиниц Сочи увеличится в 2,5 раза// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://realty.rambler.ru/hakasiya/news/living/1999983

3. Kuznetsov V.I. Hospitality industry : trends and features of development. Eastern European Scientific Journal. 2015. № 4. С. 80-84.

Просмотров работы: 7240