СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСПЕШНЫХ И НЕУСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСПЕШНЫХ И НЕУСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

Дмитрюк В.Е., Гороховская Э.А., Гаврик Ю.Р.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные критерии, дающие возможность определить насколько успешен тот или иной руководитель, основываясь на его личностных качествах. От того, насколько успешен менеджер, напрямую зависит и дальнейший успех управляемого им предприятия малого бизнеса. В статье проведен анализ мнений различных ученых относительно критерия успешности, на основе которого определены основные качества, которыми должен обладать успешный руководитель.

Ключевые слова: менеджеры малого бизнеса, критерии оценки, предпринимательская деятельность, экономическое развитие.

Введение. Появление рыночных отношений, расширение возможностей для личной инициативы, для деловой и политической активности привело к тому, что в настоящее время потребность в достижении успеха в жизни развивается, осознаётся и начинает направлять поведение и деятельность человека достаточно рано, уже в период школьного обучения. В современных условиях становится очевидным социальное значение проблемы успешности, достижение успеха в жизни. Общепринятым является тот факт, что достижение успеха в различных жизненных сферах является значимой детерминантой как для полноценного личностного развития субъекта, так и для социально-экономической стабильности общества в целом. Более того, ряд исследователей непосредственно связывает экономический подъём в обществе с высокоразвитой мотивацией достижения успеха его членов, считая при этом, что мотивация достижения успеха является базовым свойством в структуре личности и одной из универсальных жизненных ценностей.

Литературный обзор. Анализ научной и научно-популярной литературы показал, что все «понятийные» подходы к изучению феномена «успех» условно можно разделить на два направления. Представители первого рассматривают «успех» через процесс и результат достижения цели, представители второго – как комплексное явление, включающее личный и социальный уровни [5].

Так, М. Мольц – практикующий хирург и психотерапевт, - отмечает в своих работах, что успех не имеет ничего общего с символами общественного престижа, а соотносится лишь с творческим достижением личности. По его мнению, стремление непременно пользоваться успехом в смысле приобретения символов социального престижа ведет к неврозам, разочарованиям и огорчениям; стремление быть преуспевающим не только обеспечивает материальное благополучие, но порождает чувство удовлетворения, свершения счастья. Психолог Г.Л. Холлингуэрт заметил, что для достижения успеха нужна проблема (цель) плюс позиция, которая выражала бы готовность ответить на проблему действием, ведущим к ее решению (процесс). Панкратов В.Н., А.Н. Панкратов, Вл.Н. Панкратов в своей коллективной монографии «Психология успеха» утверждают, что «успех есть удачное достижение желаемой цели». Как видно, это определение абсолютно идентично тому, что предложил Н. Вебстер. Заслуга отечественных ученых лишь в том, что они раскрыли данное определение с точки зрения ключевых слов (которым является каждое), несущим в себе конкретный смысл. Достижение - это преодоление, постижение, восхождение к чему-либо, но не как процесс движения к желаемому результату, а как уже достигнутый результат, то есть преодоленный конкретный рубеж. Достижение, как завершенность начатого, является, по утверждениям психологов, источником колоссального удовольствия, которое, в свою очередь, и закрепляет ощущение успеха. Цель - осознаваемая человеком условная высота, которую ему необходимо преодолеть. Желаемая цель - это означает, что человек осознает не просто значимость цели и приоритетность ее по отношению к другим, а ее исключительность. Четвертое ключевое слово, определяющее успех, указывает на присутствие в нем удачи. Элемент фортуны в рассматриваемом варианте определения успеха не доминирует, а лишь присутствует. Фортуна помогает лишь тому, кто «выпрыгивает» (в терминологии авторов монографии) ей навстречу [1].

Таким образом, в рамках данного направления под успехом понимается удачное достижение желаемой цели. И.В. Бондарева утверждает, что «успешный» - это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами. Подлинный успех не есть только удовлетворение базовых потребностей (цель), но ощущение развития, роста (процесс). Успех, по ее мнению, - это «реальная живая энергия, с помощью которой он притягивает к себе других людей, создавая вокруг себя некий вихрь обстоятельств, возможностей, препятствий и способов их разрешения».

Несколько в другой терминологии, однако, в рамках рассматриваемого направления, рассуждает Л.Н. Лабунская. Она считает, что достижение успеха - это единый процесс самореализации личности (процесс) и ее самоутверждения в социуме (результат). Успех, по ее мнению, можно определить как положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих ориентиры общества. Успех выступает формой самореализации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества в форме одобрения или признания [4].

При этом, она сформулировала формы успеха, в которых реализуется ориентация личности на жизненные, профессиональные, творческие достижения. Среди них следующие: «успех-популярность» – общественное признание способностей человека, степени его таланта; «успех-признание авторитетными другими» - самосознание личности проявляется в избирательной значимости успеха или неуспеха для нее самой, в среде значимых других; «успех-преодоление, самопреодоление» - разрешение проблем и противоречий в жизни, самотворчество; «Успех-призвание» - получение удовольствия от достижения успеха [6].

Представленные подходы к рассмотрению феномена «успех» дополняют следующее направление концепций, основывающихся на комплексном подходе к изучению понятийного аспекта этого явления. Вместе с тем, анализ положений данного направления позволяет выделить следующую проблему изучения феномена «успех» - проблема изучения составляющих жизненного успеха личности.

Так, обратимся к А. Адлеру. Он считал, что каждый человек должен справиться с четырьмя жизненными задачами, которые касаются: работы, любви, общества, искусства жить (что означает умение гармонично сочетать три первые задачи). Мы считаем целесообразным анализировать научные представления относительно феномена «успех», исходя из этой логики [3].

Зиглар З. определяет успех через семь его составляющих: финансовое положение, физическое состояние, интеллект, духовное развитие, личностный аспект, семья, «карьера». Последнюю составляющую следует рассматривать условно, так как, полагаем, не все люди стремятся к карьерному росту в полном его смысле, а считают себя успешными, имея хорошую или любимую работу. По мнению З. Зиглара, понятие успеха не сводится лишь к деньгам и престижу, непосредственно связано со сбалансированностью жизни. Если какая-то одна сфера жизнедеятельности выбивается из общего ряда, всем остальным сферам также будет нанесен определенный урон. «Быть «успешным», - пишет он, - означает соблюдение баланса успешности множества сторон вашей жизни. Нельзя считать по-настоящему успешным человека, который достиг успеха лишь в профессиональной деятельности, в то время как в семье у него царит полный разлад. Но вряд ли ваша семейная жизнь будет действительно успешной, если в финансовых делах не наблюдается никаких успехов – вы постоянно будете находиться в состоянии стресса, голову будет неотступно сверлить мысль о материальном неблагополучии, и даже идеальные семейные отношения будут вам не в радость» [2].

Аналогии данного подхода можно найти и в трудах отечественных психологов. Так, К.А. Абульханова-Славская в монографии «Стратегия жизни» отмечает: «Не всегда осознается тот факт, что целостность личности достигается только при целостном способе ее жизни (а целостность жизни исключает ее ограничение одним планом, скажем, только жизни бытовой или даже узкопрофессиональной, ее раздвоение на жизнь показную, внешнюю и подлинную, внутреннюю). Целостность жизни личности в свою очередь является предпосылкой ее активности, инициативы, ее индивидуальных проявлений, которые невозможны при внутренней раздвоенности» [5].

Гудим-Левкович Г.Е., рассматривая категорию «успех», считает необходимым различать уровни этого понятия: степень самосовершенствования как личностный успех, профессиональные достижения, жизненный успех. По ее мнению, личностный успех выражается в достигнутом человеком уровне личностной зрелости, связанном с ощущением субъективного и семейного благополучия. Профессиональный успех отражается в степени творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности. Жизненный успех достигается как за счет одного из этих двух факторов (и в этом случае он неизбежно строится на основе гиперкомпенсации), так и за счет оптимального сочетания личностного и профессионального компонентов [1].

Результаты. Исходя из краткого обзора литературы, демонстрирующие мнения различных ученых относительно критериев успешности менеджеров, можно выделить основные характеристики успешного руководителя.

В первую очередь менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных. Менеджер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Он думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Менеджер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше [7].

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру - профессиональные. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленный и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Руководитель должен быть решительным. Менеджер всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая информация правильное решение лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным. Менеджер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего.

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские , а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем. К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, мене-джер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников. Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках. Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность. Менеджер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты сильного менеджера.

Менеджер должен ясно осознавать, что такие черты поведения как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для “умения вести себя в обществе”, но и для обыкновения житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Необходимо иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ, тот самый имидж менеджера, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности [8].

Заключение. В заключении следует отметить, что профессия менеджера очень важна. Поэтому к ней предъявляется много требований в плане психологических особенностей специалистов. Без качеств, которые частично определены в настоящей работе, невозможна успешная работа менеджера.

Профессионально значимыми для специалиста в сфере экономики и менеджмента являются такие личностные качества, как лидерские организаторские способности, профессионализм, общительность, трудолюбие, сообразительность, интуиция, честность, оптимизм, решительность, внимательность, стрессоустойчивость. Также менеджер должен быть творческой личностью, иметь хорошее здоровье, быть смелым, обладать высокими нравственными качествами.

Список литературы

  1. Абрамов Р.Н.Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии Москва: КомКнига, 2005

  2. Васькин А.А. Оценка менеджеров : учебно-практическое пособие. – М.: "Компания спутник". 2000. – 456с.

  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 2006.

  4. Chester Barnard, Functions of the Executive , «Cambridge, Mass: Harvard University Press», 1938, pp.71.

  5. E. Е. Lawler III, L. W. Porter, and A. Tannenbaum, «Managers' Attitudes Toward Interpersonal Episodes», Journal of Applied Psychology, vol.52 (1968), pp.432-349.

  6. Eleanor D. Schwartz, «Entrepreneurship: A. New Female Frontier», Journal of Contemporary Business, Winter 1976, pp.47-76.

  7. Rosemary Stewart, Managers and Their lobs, «New York: Macmillan», 1961.

  8. Talcott Parsons, Structure and Process in Modem Society, «New York: The Free Press», 1960.

Просмотров работы: 175