Математические олимпиады являются важным средством пропаганды знаний среди учащейся молодёжи и играют большую роль в повышении уровня преподавания математики в средней школе.
Основными задачами олимпиад являются: повышение интереса учащихся к математике; активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы; оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии.
В последние годы в некоторых регионах России участников школьных и районных олимпиад становится всё меньше. Для этого есть различные причины. Одной из таких причин можно назвать и недостаточную внеклассную и внешкольную работу по математике.
Как показывает практика, если не начать работать с детьми в 5 – 7 классе, то потом вызвать интерес и побудить ребёнка серьёзно работать над задачами очень сложно.
Учитывая всё сказанное выше можно констатировать, что на сегодняшний день проблема подготовки учащихся к математическим олимпиадам является достаточно актуальной, хотя и далеко не новой.
Олимпиады возникли в Древней Греции в 776 году до н.э. Это были большие праздники, включающие в себя не только различные спортивные соревнования, но и конкурсы искусств.
В настоящее время Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно под эгидой Министерства образования и науки РФ по 21 предмету.[2]
При подготовке учащихся к олимпиадам учителю необходимо определиться со стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности. В этой связи мы выделили составляющие этой стратегии.
Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету. Примером такой формы подготовки могут быть погружения, творческие мастерские, мастер-классы, интенсивные образовательные программы.
Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может быть школа и класс с углублённым изучением предмета.
Обогащение. Данный тип стратегии ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями. Подготовка может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы по развитию тех или иных способностей и т. д.
Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.
Активное участие ребят в интеллектуальных марафонах, конкурсах и соревнованиях – это своеобразная психолого - педагогическая диагностика, которая позволяет проанализировать, насколько каждый ребенок готов интеллектуально, какие интересы и предпочтения у него есть, насколько сформированы его умения в самоорганизации, самопрезентации, какие есть трудности.
Диагностическая работа в данном случае может отвечать двум целям:
Первая цель - связана с этапом формирования олимпийской команды, олимпийского резерва, и на первый план здесь выходит диагностика когнитивной и мотивационной сферы (у каждого школьного психолога есть свой набор методик, которые он использует). Эти данные помогают подтвердить выбор педагогов или разрешить спорные случаи, когда один и тот же ребенок выбирается несколькими преподавателями на разные предметы.
Вторая цель – изучение индивидуальных особенностей детей для возможностей коррекционного и развивающего воздействия в ходе подготовки к олимпиадам или выработки собственного индивидуального стиля деятельности в тех случаях, если они не поддаются коррекции (свойства темперамента, например). Так, скажем, неадекватность самооценки, завышенный или заниженный уровень притязаний, повышенная личностная тревожность ребенка могут отрицательно повлиять на результат участия его в олимпиаде. Уровень коммуникативных, лидерских способностей может иметь значение особенно в тех соревнованиях, где участники выступают командой – это, например, слет - олимпиада подготовительного отделения, дебатные соревнования. Здесь психолог может применять диагностические методы, исходя из поставленных задач и возможностей психологической службы. [1]
Нами представлены разработанные программа авторского факультативного курса по подготовке учащихся 5 класса к участию в математических олимпиадах и методические разработки занятий факультативного курса.
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Занятие не должно длиться более 45 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 18 учебных часов.
Началу работы курса предшествовала процедура отбора пятиклассников – участников эксперимента. Она представляла собой проведение математического конкурса по решению нестандартных задач. В итоге в состав экспериментальной группы были включены учащиеся успешно прошедшие конкурс, а также те дети, которые не совсем удачно справились с конкурсной работой, но изъявили большое желание принять участие в работе факультатива. В этом случае мы руководствовались соображениями о том, что не каждый ученик может сразу раскрыть свои возможности и, кроме того, не стоит «гасить» зародившийся у пятиклассников интерес к занятиям математикой. Таким образом, для факультативных занятий были отобраны 14 учащихся 5 класса из 17.
В ходе занятий с учащимися недостаточно только разбирать решённые классические олимпиадные задачи, поэтому мы предлагали учащимся ещё и самим пытаться придумывать новые методы решения для таких задач, а также обязательно учиться решать нестандартные задачи и задачи повышенного уровня сложности, в которых решение не было приведено. В рамках факультатива мы также учили детей абстрагироваться от окружающей среды, полностью «погружаться» в математические задачи, искать пути их решения, но при этом уметь правильно распределять отведённое на выполнение олимпиадной или конкурсной работы время.
Мы применяли различные формы проведения занятий: урок - обсуждение, деловая игра, практическое занятие, лабораторная работа. Формами проведения итогов по каждому блоку стали: консультация, викторина, игра, мини - олимпиада, индивидуальное домашнее задание. Форма проведения итогового занятия по курсу: игра. Занятие проходило в виде классной олимпиадной игры. Школьники решали задачи международного математического конкурса «Кенгуру». Необычность предложенной олимпиады в том, что она имеет практическую направленность, дает возможность детям применить полученные знания в простых жизненных ситуациях.
Литература:
Альхова З. Н., Макеева А. В. Внеклассная работа по математике. Саратов: Лицей, 2003.
Черноусова Н.В. К вопросу о реализации концепции математического образования в школе / В сб.: Бесконечномерный анализ, стохастика, математическое моделирование: новые задачи и методы. // Проблемы математического и естественнонаучного образования / Тезисы и тексты докладов Международной конференции. – М., 2014 – с. 548 -550.
4