ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ МОТИВАЦИЮ УЧЕНЫХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ МОТИВАЦИЮ УЧЕНЫХ

Гороховская Э.А., Гаврик Ю.Р., Дмитрюк В.Е.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные факторы, влияющие на предпринимательскую мотивацию ученых. Выявлены общие черты и различия факторов, побуждающих ученых заниматься предпринимательской деятельностью. Однако несмотря на усилия принять их «третью миссию», университеты по-прежнему демонстрируют большую неоднородность с точки зрения их участия в академическом предпринимательстве, что вызывает необходимость изучения факторов, способствующих усилению мотивации ученых коммерциализировать свою деятельность.

Ключевые слова: академическое предпринимательство, ученые-предприниматели, «третья миссия» университетов, предпринимательская деятельность, экономическое развитие.

Введение. Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Как показывает опыт развитых стран и опыт стран с переходной экономикой, развитие предпринимательства способствует решению комплекса задач.

Специалистами обосновывается необходимость применения научных подходов к предпринимательству [4]. Для этого представляется важным выявление методологических основ предпринимательской деятельности [5, 7, 18]. Активно исследуются направления развития современного предпринимательства [6], в том числе таких его перспективных форм как социальное предпринимательство [1, 2], экологический туризм [19]. Рассматривается расширение финансовой базы бизнеса [12].

Обращается внимание на возрастающую роль академического предпринимательства. На данный момент бизнес-среда делает большие ставки на развитие инноваций, и данная тенденция будет расти. Поскольку в основном разработкой инноваций занимаются ученые и университет имеет возможность предоставить им необходимые условия, то можно с уверенностью сказать, что бизнес, реализующий свою деятельность в инновационной сфере, зависит от факторов, мотивирующих ученых заниматься определенными разработками.

Основополагающими факторами развития академического предпринимательства являются мотивы, побуждающие ученых развивать предпринимательскую деятельность в рамках своих научно-исследовательских работ [3]. Актуальность данной темы заключается в том, что для развития академического предпринимательства необходимо понять основные мотивы, которые могут побудить ученых комерциализировать свою научно-исследовательскую деятельность. Выявление основных факторов, виляющих на предпринимательскую мотивацию ученых, поможет направить политику университета в русло развития его «третьей миссии».

Литературный обзор. Многих зарубежных исследователей интересовала тема академического предпринимательства. Проанализировав ряд статей, можно сделать вывод, что зарубежные исследователи выделяют ряд схожих факторов, влияющих на предпринимательскую мотивацию ученых.

Ряд ученых уверенны, что главным фактором мотивации академических предпринимателей является вознаграждение внутри университета – признание со стороны коллег и студентов, получение научных грантов, для дальнейших разработок, а не извлечение прибыли. Они склонны считать, что их деятельность должна заключаться только в преподавании и проведении научных исследований и разработок, что снижает их стремление коммерциализировать свою деятельность. Начинающим академическим предпринимателям сложно найти единомышленников, поскольку ученые опасаются рисков, связанных с коммерческой деятельностью, они предпочитают достижение целей, связанных с передачей технологии. Как правило, академическое предпринимательство управляется внешними факторами. Руководство университета оказывается давление на ученых, с целью убеждения их коммерциализировать свою деятельность, путем создания механизмов стимулирования и поддержки увеличения эффективности деятельности ученых. Множественными исследованиями установлено, что решающим значением для мотивации потенциальных предпринимателей является политика университета, направленная на активное развитие академического предпринимательства [15].

Доказывается, что предпринимательство предполагает создание нового капитала в какой-либо форме [17]. Академическое предпринимательство направлено на создание интеллектуального капитала в доступных университетским исследователям формах.

Предпринимательское поведение варьируется в зависимости от отдельных лиц и определенных условий. Основные элементы в понимании процесса создания предприятия возникают тогда, когда люди, имея какие-либо возможности, начинают активно их развивать. Таким образом, предпринимательскую деятельность можно считать расширением предполагаемых возможностей. Одним из факторов начального намерения ученых заниматься академическим предпринимательством является стремление передать накопленные знания через предпринимательскую деятельность. Что касается конкретно самого начального намерения, то оно должно оказывать влияние на поведение ученых в принятии решения, которое дает основание для создания венчурного предприятия. Любые идеи ученых, связанные с инновационными разработками, должны быть подкреплены действиями со стороны самих ученых, направленных в сторону предпринимательства, иначе данные идеи не будут приносить какие-либо экономические выгоды. Приняв теорию планируемого поведения личности (например, отношение к предпринимательству, восприятие контроля поведения) и социальных фильтров предпринимательских намерений (например, субъективное нормы), можно оказать влияние на предпринимательскую мотивацию ученых. Таким образом, в рамках университета должна действовать политика и быть разработаны механизмы для повышения использования накопленных знаний в ходе обучения и проведения научных исследований, направленных на предпринимательскую деятельность. Именно политика университета, направленная на развитие академического предпринимательства, является одним из решающих факторов, влияющих на предпринимательскую мотивацию ученых [13].

В частности в контексте знаний академическое предпринимательство дает ученым возможность вести инновационную деятельность, создавать новые возможности, работать в команде, принимать риски и реагировать на них. Как следствие, предпринимательские намерения ученых могут оказывать положительное влияние на их карьеру в стенах университета. Что же касается социального контекста, то он включает в себя не только социально-экономические условия предпринимательского поведения, но и правительственную политику и процедуры, создающие условия, которые играют важную роль в настройке личного отношения к предпринимательским намерениям ученых. На индивидуальном уровне следует отметить, что на предпринимательские намерения ученых оказывают давление мнение семьи, друзей и коллег. Именно от одобрения окружающих людей зависит решение ученых заниматься академическим предпринимательством. В данном контексте социальных отношений выявляются соответствующие факторы конфигурации человеческого капитала и генерации идей в процессе передачи знаний в университет [14].

Основываясь на модели предпринимательских намерений, субъективных норм или социальных отношений, можно также влиять на предпринимательские намерения ученых через социальные поощрения, связанные с созданием фирмы. Предпринимательский университет является организацией, активно стремящейся к созданию организационной культуры, которая принимает предпринимательские отношение как процесс будущего развития. Предпринимательский университет стремится не только создавать исследовательские работы, но и активно применять данные исследования в экономике и служить источником нововведений, которые, в свою очередь, могут стать отправной точки для развития новых компаний и принять непосредственную роль в стимулировании предпринимательства в экономике региона. Предпринимательский университет должен стремиться совершенствовать меры, сосредоточенные на легитимации и создании благоприятных условий предпринимательской среды для его студентов, преподавателей, исследователей и сотрудников. Успешные меры поддержки предпринимательства в университете, должны включать в себя обеденные четкие правила для инновационных предприятий и интеллектуальной собственности, систем поощрения, как экономических, так и неэкономических. Данные меры будут способствовать сокращению числа конфликтов, которые могут возникнуть в университете. Также данные меры оказывают положительное влияние на желание ученых вести предпринимательскую деятельность в рамках университета [11].

Следует отметить, что ученым довольно трудно коммерциализировать результаты своих научных исследований и разработок. В центре этой проблемы стоит противоречия между академическими и коммерческими требованиями. Университеты пытаются преодолеть данную проблему различными способами, в частности, путем создания бюро по передачи технологии (БПТ). Однако данные действия не способствуют сокращению факторов, блокирующих стремление ученых заниматься предпринимательской деятельностью [17].

Данные, полученные из бизнес-среды, могут повысить осведомленность ученых о потенциале рынка их работ, способствуя тем самым укреплению исследователей амбиций, которые могут повлиять на намерения ученых заняться предпринимательской деятельностью. Ученые, которые являются частью бизнес-среды, имеют доступ к бизнес-информации относительно ресурсов и определенных положительных рекомендаций. Эти данные помогают ученым лучше понимать методы работы и получать навыки в частном секторе. В свою очередь полученные преимущества помогают укрепить чувство контроля своей деятельности и повысить потенциал достижения успеха в научно-исследовательской деятельности. Академики, которые сотрудничают с фирмами более приспособлены для получения комических возможностей, вытекающих из их собственных исследований.

Для ученых, имеющих незначительный предпринимательский опыт или вовсе не имеющих опыта в предпринимательской деятельности, большое значение имеет оценка наставников. Поддержка наставников создает возможность для начинающих академических предпринимателей получения необходимой консультации и эмоциональной поддержки. Наставничества связей является полезным в получении осведомленности, содействия развития самооценки молодых ученых и действует как своего рода как «объективное зеркало» путем предоставления прямой обратной связи для начинающих предпринимателей. Этот процесс может укрепить у них самопознания, в некоторых случаях самопреобразования, статуса предпринимателей. Наставничество особенно полезно в процессе передачи знаний ученых для разработки компетенций, которые будут весьма полезны в их предпринимательской деятельности. На психологическом уровне наставничество дает преимущество относительно мотивации доверия, преодоления их изоляции и получения обратной связи.

Результаты. Изучая рост намерения ученых заниматься предпринимательством в рамках университета, в неакадемическом контексте исследователи выделяют ряд личностных характеристик, влияющих на начальные намерения ученых. Данные характеристики включают в себя уровень доходов, образование, значение, придающее финансовом успеху от ведения коммерческой деятельности, стратегические намерения и инновационное поведение. В частности, можно сказать, что ученые ставят уровень повышения знаний выше стремления коммерциализировать свою деятельность. Однако высокий уровень знаний способствует принятию более точного решения в проведении научно-исследовательской работы, основываясь на фактах и деталях теории, что способствует благоприятному развитию предпринимательской деятельности. Из это можно сделать вывод, что ученым необходимо накопить как можно больше знаний относительно свой научно-исследовательской работы, прежде чем активно заниматься академическим предпринимательством. Так же высокий уровень знаний позволяет академическим предпринимателям чувствовать себя более комфортно в ситуациях, требующих умение пользоваться навыками планирования, что характерно для предприятий, ориентированных на рост [15].

Изучив выявленные зарубежными авторами факторы предпринимательской мотивации ученых, можно выделить определенные группы мотивов, побуждающие людей к предпринимательской деятельности [10]. Данные группы описаны в таблице.

Таблица – Мотивы, побуждающие людей к предпринимательской деятельности

Мотивы

Составляющая мотивов

Экономические

стремление извлечь экономическую выгоду посредством достижения успеха победы, либо успеха выживания, либо того и другого одновременно.

Социальные

отражают социальное начало в природе людей, потребности в социальных коммуникациях, стремление к социальной адекватности, общественному признанию.

Психологические

отражают потребность многих людей в эффективной самореализации, развитии личностных качеств, осознании собственной личности, самоутверждении в деловых отношениях, оптимизации межличностных контактов и формировании психологической устойчивости.

Гуманистические

состоят в стремлении людей к этической, эстетической, идейной самореализации, обретению соответствующих форм адекватности на базе следования сложившимся представлениям и установленным порядкам, инициирования изменений для установления новых порядков и формирования новых представлений.

Из выделенных основных мотивационных факторов видно, что для ученых важно не само получение коммерческой выгоды, а усовершенствование знаний и одобрение коллег и семьи – то есть, социальный эффект. Тем самым академическое предпринимательство смыкается с социальным предпринимательством. Однако все же следует отметить, что экономические факторы также оказывают влияние на намерение ученых заниматься академическим предпринимательством.

Заключение. Проведенные исследования относительно факторов, влияющих на предпринимательскую мотивацию ученых, выявили основные мотивы, способствующие развитию академического предпринимательства. Данная работа, определила основные факторы, с помощью изучения научно-исследовательских статей, опубликованных в ночных журналах. Выявленные факторы показывают основные мотивы, оказывающие влияние на намерения ученых заниматься предпринимательской деятельностью. Хотелось бы отметить, что не смотря, на изучение в основном зарубежных работ, данные факторы актуальны и для российского академического предпринимательства. Поскольку в России тенденция к коммерциализации научно-исследовательской деятельности только набирает интерес, изучение опыта исследования западноевропейский стран, может способствовать к более быстрому развитию академического предпринимательства. Использование, полученных данных, может способствовать развитию Третьей миссии университета.

К особенностям мотивации академического предпринимательства можно отнести следующие составляющие. Во-первых, неготовность ученых к риску. В ходе рассмотрения данной проблемы было выявлено, что хотя они и предпочитает контролировать результаты и работать в привычной умеренной обстановке. Во-вторых, волевые качества. Среди важнейших волевых качеств, необходимых любому предпринимателю, в частности академическому, выделим инициативность, самостоятельность, независимость, решительность, настойчивость и самоконтроль. В-третьих, поддержка семьи и коллег. Для ученых важно одобрение свой деятельности, со стороны близкого окружения, которое будет положительно влиять на его дальнейшую работу. В-четвертых, возможность достижения новых знаний. При изучении основных мотивационных факторов, было установлено, что в первую очередь для ученых важна не коммерческая выгода, а получении новых знаний в рамках своей научно-исследовательской деятельность.

Список литературы

  1. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: концепция, сущность и значение // Современная конкуренция. 2015. Том 9. № 4 (52). С. 56-78.

  2. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Известия Дальневосточного федерального университета Экономика и управление. 2015. № 1. С. 85-98.

  3. Лигинсук, Г.Г. Основы менеджмента. Часть 1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://online.muiv.ru

  4. Смирнов В.П. Научные подходы к пониманию предпринимательства // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С 272-274.

  5. Смирнов В.П. Выявление методологических основ предпринимательской деятельности // Проблемы современной экономики. 2011. № 2 (38). С. 163-167.

  6. Смирнов В.П. Направления развития современного предпринимательства // Современная экономика: проблемы и решения. 2011. № 10 (22). С. 16-23.

  7. Смирнов В.П. Предпринимательская деятельность с позиции методологии: направления разработки методологии предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2010. № 11 (1). С. 22-28.

  8. Смирнов В.П. Проблемы развития предпринимательства в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Известия ДВФУ Экономика и управление. 2015. № 3. С. 113-116.

  9. Смирнов В.П. Выявление отличительных особенностей управления предпринимательскими организациями // Известия Дальневосточного федерального университета Экономика и управление. 2014. № 3. С. 26-34.

  10. Степкина, Е.А. Что такое "предпринимательская деятельность" вуза?/ Е.А. Степкина// Высшее образование в России. – 2007г. – 7с.

  11. Block, J. H., Thurik, R., Zhou, H. What turns knowledge into innovative products? The role of entrepreneurship and knowledge spillovers// Journal of Evolutionary Economics. - 2012. - Р. 1–26.

  12. Gafforova E, N Merkushova, V Smirnov, V Batalova, Y Merkushova Using Crowdsourcing to Expand the Resource Base of Business. Asian Social Science. 2015. 11 (7): 91-95.

  13. Guerrero M., Urbano D. Academics’ start-up intentions and knowledge filters: an individual perspective of the knowledge spillover theory of entrepreneurship// Small Bus Econ: New York. – 2013. – Р. 57–74.

  14. Guerrero, M., Urbano, D. The development of an entrepreneurial university// Journal of Technology Transfer. - 2012. - Р. 43–74.

  15. Knockaerta M., Maw Der Fooa, Eriksonc T., Coolsd E. Growth intentions among research scientists: A cognitive style perspective// Technovation. - 2015. – Р. 64-74.

  16. Rosa P., Dawson A. Gender and the commercialization of university science: academic founders of spinout companies// Entrepreneurship & Regional Development: An International Journal. – 2015. – Р. 341-366.

  17. Scherer, R. F., Brodzinsky, J. D., Wiebe F. A. Examining the relationship between personality and entrepreneurial career preference// Entrepreneurship and Regional Development. – 1991. - Р. 195–206.

  18. Smirnov V.P. Using scientific reflection in the study of entrepreneurship. Life Science Journal. 2014. 11 (9s): 303-306.

  19. Zhokhova V.V. Model of Competitiveness of Eco-Tourism Product (By the Example of Tourism Organizations in Primorsky Krai). Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. 14 (12): 1581-1585.

Просмотров работы: 177