НАУКОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ПРИЧИН, ВЛИЯЮЩИХ НА МОТИВАЦИЮ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАУКОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ПРИЧИН, ВЛИЯЮЩИХ НА МОТИВАЦИЮ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Экономика любой страны содержит некоторую часть, называемую теневой экономикой. Теневая экономика – это система экономических отношений, которая складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам и правилам хозяйственной жизни. Теневая экономика включает в себя скрытую экономику, неформальную экономику и нелегальную (криминальную) экономику, Выработка единого понятия неформального предпринимательства затрудняется тем, что разные авторы описывают неформальное предпринимательство, употребляя различные критерии для его обозначения. Проблема исследования состоит в определении факторов и причин, которые мотивируют к занятию предпринимательской деятельностью в неформальном секторе экономики.

Ключевые слова. Наукометрия, неформальное предпринимательство, мотивация, факторы, причины.

Экономика любой страны содержит некоторую часть, которую принято называть теневой экономикой. Теневая экономика – это система экономических отношений, которая складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам и правилам хозяйственной жизни; это деятельность, сведения о которой скрываются от официальных органов с целью повышения ее доходности.

По методологии системы национального счетоводства Организации объединенных наций теневая экономика включает в себя следующие элементы:

- скрытую экономику (разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или приуменьшена ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, внесения социальных платежей и т.п.);

- неформальную экономику (организации, работающие для собственных нужд домашних хозяйств, фирмы с неформальной занятостью);

- нелегальную (криминальную) экономику, которая, в свою очередь, состоит из трех частей: 1) легальных видов деятельности, которыми занимаются нелегально; 2) запрещенных законом производства и распространения товаров и услуг, на которые существует рыночный спрос; 3) нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.

Видами теневой экономической деятельности являются:

- сокрытие предприятия или незаконное предпринимательство;

- сокрытие хозяйственных операций;

- сокрытие найма рабочей силы;

- сокрытие доходов.

Теневая экономическая деятельность – это адекватная реакция экономических субъектов на слабость государственного регулирования экономики.

Внелегальное осуществление экономической деятельности обусловлено высокими трансакционными издержками, связанными с действиями субъекта в рамках закона: издержками заключения контрактов, издержками спецификации и защиты права собственности, издержками защиты от третьих лиц.

Эти издержки можно назвать «ценой подчинения закону» и, в свою очередь, выделить в их составе две части:

- издержки доступа к закону (затраты на регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, на получение лицензии, на открытие счета в банке, на получение юридического адреса);

- издержки продолжения деятельности в рамках закона (уплата налогов и иных обязательных платежей, выполнение требований закона в области трудовых отношений, экологии, выплата судебных издержек при разрешении конфликтов в рамках легальной судебной системы).

Цена подчинения закону включает не только прямые денежные затраты, но и затраты времени на выполнение тех или иных процедур.

Участники теневой экономической деятельности, экономя на одном типе издержек, вынуждены платить «цену внелегальности», включающую следующие элементы:

- издержки, связанные с уклонением от легальных санкций;

- издержки, связанные с трансфертом доходов;

- издержки, связанные с уклонением от налогов и начислений на заработную плату;

- издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности;

- издержки, связанные с невозможностью использования контрактной системы.

Факторами роста теневой экономики в современных условиях выступают:

- кризисное состояние национальной экономики, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения;

- недостаточное (провалы государства) или, наоборот, чрезмерное государственное регулирование экономики;

- неподготовленное «открытие» национальной экономики внешнему миру;

- изменение трудовых отношений в направлении большей гибкости и свободы выбора;

- приток иммигрантов из менее развитых стран.

На первом этапе исследования следует обозначить состав неформальной экономики, несмотря на трудности и масштабы определения данного сектора. Для неформальных предпринимателей единственным незаконным аспектом их деятельности является то, что некоторые или же все денежные операции они проводят, скрыв от властей, в то время как по закону они должны быть открытыми, доступными [Hudson et al, 2012; Small Business Council, 2004; Williams, Nadin, 2011, 2012].

Неформальное предпринимательство связано с неформальной занятостью. Неформальная занятость, в общем виде, подразумевает три вида деятельности:

  • уклонение от прямого и косвенного налогообложения;

  • неофициальное трудоустройство;

  • игнорирование требований трудового законодательства.

Изначально для обозначения того, что впоследствии будет названо неформальным сектором, использовалось множество терминов. Наибольшую известность получила работа К. Харта, посвященная изучению структуры занятости в Гане. С именем Харта связывают введение в научный оборот термина «неформальный сектор» [Hart, 1973, с. 61-90].

Проблема исследования заключается в определении факторов и причин, которые мотивируют к занятию предпринимательской деятельностью в неформальном секторе экономики. На основе рассмотренных исследовательских работ было выявлено множество факторов, которые инициируют уход в тень малого бизнеса в национальной экономике.

Обзор зарубежной литературы показал, что деятельность предпринимателей в неформальном секторе экономики зависит от множества личностных и ситуативных факторов, комбинированных различными способами для получения множества результатов в разнообразных социально-пространственных контекстах [Williams 2009]. Вот поэтому, во-первых, рассматриваются личностные характеристики, во-вторых, институциональные условия, и в-третьих, структурные факторы.

Рассмотренные источники, содержащие особенности воздействия индивидуальных (личностных) факторов на предпринимателей, участвующих в неформальном секторе, позволяют выделить пять характеристик, которые потенциально оказывают влияние на степень формализации предпринимателей.

Во-первых, возраст человека [Anderson, 1998; Fortin et al., 2011; Pedersen, 2003].

Во-вторых, уровень дохода [Djankov, 2003].

В-третьих, уровень образования, навыков и умений человека [Copisarow, 2004; Barbour, 2004].

В-четвертых, пол человека [Isachsen, Strom, 1985; Baldry, 1987].

В-пятых, исключение предпринимателей из формального сектора [De Soto, 1989; Small Business Council, 2004].

Одним из факторов краткосрочного воздействия, который может оказывать влияние на уровень предпринимательской активности и долю неформального сектора, является налогообложение, т.е. собственно налоги, налоговые ставки, принципы взимания, администрирования и привлечения к ответственности за нарушение правил. Основной аргумент заключается в том, что более высокие налоговые ставки ведут к повышению уровня неформальности. Среди многих сравнительных исследований в странах с развитой экономикой находят значимую связь между налоговыми ставками и уровнем неформальности. Формальные предприниматели сталкиваются с более высокими расходами, связанными с уплатой налогов, и эти более высокие издержки выступают в роли барьера на пути к переходу в формальный сектор экономики. Дальнейшие исследования также предполагают, что установленные государством достаточно высокие налоги также стимулируют рост неформального сектора экономики [Schneider, Enste, 2002].

Помимо индивидуальных и институциональных факторов, структурные условия также играют значительную роль в определении того, работают ли предприниматели в неформальном секторе. Структурные условия также могут быть оценены как факторы, влияющие на степень формализации предпринимателей.

Многие исследователи утверждают, что регистрация бизнеса является основным препятствием для формализации [De Soto, 1989; Small Business Council, 2004]. Данная процедура отнимает время и затраты, участвующих в получении регистрации в различных контролирующих органах, например, налоговой, социальной безопасности и т.п. Убеждение в том, что за счет упрощения регистрации, например, снижение издержек и/или времени, требуемых для регистрации бизнеса, необходимо посетить несколько государственных департаментов, приведет к увеличению формализации. Однако другие исследователи показывают, что упрощение регистрации не всегда ведет к формализации [Bruhn, McKenzie, 2013]. Регистрация предпринимательской деятельности, по их мнению, является для многих ключевым обременительным фактором, определяющим неформальную деятельность. Неформальные предприниматели считают риски, продуцируемые системой контроля и налогообложения, на порядок более высокими, чем риски, связанные с возможным наказанием за незаконное предпринимательство.

Недостаточная осведомленность об утвержденном регламенте регистрации бизнеса также увеличивает неформальность. Многие исследования показывают, что предприниматели отказываются регистрировать свою деятельность будучи уверенными в том, что это требует больших временных и материальных затрат, которые они считают неоправданными. Одним из условий формализации бизнеса в данном случае будет повышение осведомленности предпринимателей о том, как зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность.

Следующим фактором, определяющим низкий уровень формализации бизнеса, является уровень «налоговой морали», под которым понимается внутренняя мотивация на оплату налогов, отражающая неконгруэнтность между формальными (законами, кодексами и предписаниями) и неформальными институтами (ценности, убеждения и нормы). Многие исследования показывают, что низкий уровень налоговой морали связан с увеличением неформальности [Feld, Larsen, 2012]. Налогоплательщик должен понимать и принимать необходимость фискальных платежей, но предпочитает полностью или частично уходить в тень.

Отсюда вытекает еще один фактор – сопротивление по отношению к правительству. Исследования показывают, что уровень формализации ниже там, где есть недоверие к государству [Torgler, 2009]. Неформальные предприниматели часто рассматриваются как участники движения народного сопротивления [De Soto, 2001]. Ряд исследований, связанных с неформальным сектором экономики, исходят из этой логики. Неопределенность и недоверие к доброжелательности и компетентности формальных институциональных агентов приводит предпринимателей к поиску больших возможностей в неформальном секторе [Maloney, 2004].

Исследователи утверждают, что многие «сами выбирают неформальный сектор экономики, поскольку они нашли большую самостоятельность, гибкость и свободу в данном секторе, нежели в формальном». Полученные данные свидетельствуют, что неформальными предпринимателями становятся добровольно, в то время как неформальные наемные работники чаще являются таковыми по причине их увольнения. Случаются ситуации, когда предпринимателей исключают из формального сектора экономики, тем самым подвергая их поиску возможности самореализации в неформальном секторе. Исследование показывает, что оба этих выбора мотивируют к занятию неформальным предпринимательством [Harding, 2006].

Schneider в своем исследовании неформальных предпринимателей в Нью-Йорке на Ист-Виллидж показывает, что хотя в большинстве источников предполагается внешнее давление (например, дискриминации, экономическая реструктуризация и безработица), вынуждающее людей выбирать неформальный сектор экономики, большинство из 50 опрошенных им неофициальных предпринимателей сделали этот выбор по собственному желанию [Schneider, 2005]. В данном исследовании мотив «принужденности» заменяется на универсальный мотив или на возможность выбора.

Дуализм в отношении мотивов предпринимателей в последнее время занимает центральное место в зарубежной литературе по предпринимательству. Этот дуализм становится все более и более значимым при объяснении мотивов неформальных предпринимателей, которые зачастую определяются неявно. Неформальных предпринимателей изображают в виде изгнанных, т.е. начинают они неформальную деятельность в качестве последнего средства к существованию, и неофициальное предпринимательство в данном случае представлено как «ненамеренное», «принудительное», «неохотное» [Travers, 2002]. Однако это утверждение является априорным предположением, а не эмпирическим выводом.

Список литературы

  1. Andersen, P. Tax evasion and labor supply. // Scandinavian Journal of Economics. 1977. Vol. 79. Р. 375-383.

  2. Bruhn, M., D. McKenzie. Entry Regulation and Formalization of Microenterprises in Developing Countries. // Washington, DC: World Bank. 2013.

  3. Barbour, A., M. Llanes. Supporting People to Legitimise Their Informal Businesses. // York: Joseph Rowntree Foundation. 2013.

  4. Baldry, J.C. Income tax evasion and the tax schedule: some experimental results. // Public Finance. 1987. Vol. 34. Р. 357-383.

  5. Copisarow, R., A. Barbour. Self-Employed People in the Informal Economy: Cheats or Contributors? // London: Community Links. 2004.

  6. De Soto, H. The informals pose an answer to mars //1989. Washington Quarterly. Vol. 12 (1), pp. 165-172.

  7. De Soto, H. The Mystery of Capital: Why Capitalism Triumphs in the West and Fails Everywhere Else. // London: Black Swan. 2001.

  8. Djankov, S., Lieberman, I., Mukherjee, J., Nenova, T. Going informal: benefits and costs. // The Informal Economy in the EU Accession Countries. Sofia: Center for the Study of Democracy. 2003. Р. 63-79.

  9. Fortin, B., G. Garneau, G. Lacroix, T. Lemieux, and C. Montmarquette. L’Economie Souterraine au Quebec: mythes et realites [The underground economy in Quebec: myths and realities]. Laval: Presses de l’Universite Laval. 1996. 431.

  10. Hart K. Informal urban income opportunities and urban employment in Ghana // Journal of Modern African Studies. 1973. Vol. 11. No. 1. P. 61-90.

  11. Hart, K. Informal income opportunities in urban employment in Ghana. // Journal of Modern African Studies. 1973. Vol. 11. No. 1. Р. 61-89.

  12. Hudson, J., Williams, C.C., Orviska, M., and Nadin, S. «Evaluating the impact of the informal economy on businesses in South East Europe: some lessons from the 2009 World Bank Enterprise Survey». // South-East European Journal of Economics and Business. 2012. Vol. 7. No. 1. Р. 99-110.

  13. Harding, R., D. Brooksbank, M. Hart, D. Jones-Evans, J. Levie, and J. O’Reilly. Global Entrepreneurship Monitor United Kingdom. // London: London Business School. 2006.

  14. Isachen, A.J. and Strom, S. The size and growth of the hidden economy in Norway. Review of Income and Wealth. 1985. Vol. 31. No. 1. Р. 21-38.

  15. Maloney, W. F. Informality revisited. World Development. 2004. Vol. 32. Р. 1159-1178.

  16. Pedersen, S. The Shadow Economy in Germany, Great Britain and Scandinavia: A Measurement Based on Questionnaire Surveys. // Copenhagen: The Rockwool Foundation Research Unit. 2003.

  17. Schneider, F. Shadow economies around the world: what do we really know? // European Journal of Political Economy. 2005. Vol. 23, No. 1. Р. 598-642.

  18. Small Business Council. Small Business in the Informal Economy: Making the Transition to the Formal Economy. // Small Business Council, London. 2004.

  19. Torgler, B., Schneider, F.. The Impact of Tax Morale and Institutional Quality on the Shadow Economy. // Journal of Economic Psychology. 2009. Vol. 30. Р. 228-245.

  20. Travers, A. Prospects for Enterprise: an investigation into the motivations of workers in the informal economy. // London: Evidence paper. Community Links. 2002. No. 2.

  21. Williams, C. C. Entrepreneurship and the off-the-books economy: some lessons from England. // International Journal of Management and Enterprise Development. 2009. Vol. 7. Р. 429-444.

  22. Williams, C. C., Nadin, S. Entrepreneurs in the shadow economy: economic or social entrepreneurs? // International Journal of Management and Enterprise Development. 2011. Vol. 11. Р. 20-33.

  23. Williams, C. C., Nadin, S. Tackling the hidden enterprise culture: government policies to support the formalization of informal entrepreneurship. // Entrepreneurship and Regional Development. 2012. Vol. 24. Р. 895-915.

Просмотров работы: 284