Глава 1. Основы обучения двигательным действиям………………………5
1.1. Классификация методов физического воспитания……………………..5
1.2. Процесс обучения двигательному действию……………………………10
Глава 2. Технологии обучения двигательным действиям…………………..19
2.1. Методика обучения двигательным действиям, предусмотренных школьной программой…………………………………………………………19
2.1.1. Методика обучения лыжной подготовке………………………………20
2.1.2. Методика обучения лёгкой атлетике……………………………………24
2.1.3. Методика обучения плаванию…………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы...............................................................
Введение
Известно, что до настоящего времени уровень развития двигательных качеств у детей, достигаемый в процессе физического воспитания в школе, в том числе на уроках физической культуры, относительно невысок и не удовлетворяет современным требованиям. В то же время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья детей, повышением их функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, является ведущим в программе начальных классов общеобразовательной школы.
Проблемам физической подготовленности детей 7-10 лет педагоги и научные работники уделяют большое внимание, как в России, так и за рубежом, ведётся поиск научно обоснованных средств и методов для формирования личности ребёнка, совершенствования системы физического воспитания, в том числе, в условиях общеобразовательной школы. Вместе с тем многие аспекты, связанные с повышением эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста остаются недостаточно разработанными.
Наиболее специфичным и главным в процессе физического воспитания является активная двигательная деятельность учеников. Через нее происходит совершенствование физических и психических функций человека. Вместе с тем в органическом единстве ученики получают и специальные знания о физическом воспитании. Обучение в физическом воспитании есть организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека. Результатом обучения в физическом воспитании является физическое образование. Обучению двигательному действию (или физическому упражнению, если оно понимается как конкретное двигательное действие) - более узкая педагогическая задача. Термин «обучение двигательному действию» (или физическому упражнению) употребляется в тех случаях, когда имеется в виду конкретное двигательное действие и сопутствующие ему теоретические сведения. Так как двигательное действие представляет собой структуру входящих в него движений, то употребляется разнообразный термин «обучение движениям». При обучении двигательному действию формируется двигательный навык, одновременно происходит развитие соответствующих ему двигательных качеств: силы, быстроты и другое. Оба процесса сопутствуют друг другу, но не однозначны по своим методам, а иногда и средствам. Поэтому в реальном педагогическом процессе акцентируют внимание или на обучении (формировании навыка), или на развитии двигательных качеств.
Ведущим компонентом процесса овладения учебным материалом является активная двигательная деятельность учеников. Не менее важным является и формирование систем двигательных навыков.
Эффективность обучения двигательным действиям имеет прямую зависимость от организации внешних факторов, которые, с одной стороны, прямо влияют на процесс освоения физических упражнений, а с другой - определяют степень реализации оздоровительных задач (чистота мест занятий, воздуха и так далее).
Актуальность перечисленных проблем побудили нас рассмотреть вопросы обучения двигательным действиям для дальнейшего применения в своей педагогической деятельности.
Цель исследования - выявление эффективных методов обучения детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: предполагается, что уровень физической подготовки младших школьников может быть улучшен за счет выявления и применения наиболее эффективных методов обучения.
Объект исследования - процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования - методика применения игрового и соревновательного методов.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ теоретического и методического материала по данной проблеме.
2. Подбор средств и методов обучения.
3. Разработка экспериментальных уроков с включением игрового и соревновательного методов.
4. Проверка эффективности разработанных уроков.
Глава 1. Основы обучения двигательным действиям
Классификация методов физического воспитания
Специальные знания и двигательные действия как предметы преподавания физического воспитания требуют владения определенными способами обучения. Способов обучения много, и ни один из них не является универсальным. Знание характеристик методов обучения позволит правильно ориентироваться в многообразии этих способов и отбирать наиболее эффективные для решения учебных задач.
Под методами физического воспитания, понимаются способы применения физических упражнений [18, c. 40]. Существуют и иные определения метода. Например, «метод » - такой способ воздействия, при котором можно решить широкий круг задач, в самых различных условиях с различным контингентом учеников» [1, c. 106], а также: «метод - упорядоченная совокупность использования средств физической культуры в процессе формирования физического совершенства человека» [10, c. 60]. Более широкое понятие представлено в учебнике Ю.Ф. Курамшина, где метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которого позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности [12, c .40].
В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.п.
Методический прием - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.
Следовательно, внутри каждого метода используются различные приемы. Чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода.
Специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятия, направленная на решение педагогических задач, называется методикой [10, c. 61].
Например, можно говорить о методике развития силовых способностей, методике обучения двигательным действиям, методике физического воспитания в вузе и др.
Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении определенной последовательности действий (операций), приводящих к решению поставленной педагогической задачи.
Совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития, определяется как методический подход. К примеру, при разучивании двигательных действий, возможны два противоположных подхода аналитический (избирательный) и целостный (интегральный) [10, c. 61].
В настоящее время в теории физической культуры имеется несколько классификаций методов, предложенных Л.П. Матвеевым [15], Б.А. Ашмариным [1; 2], В.П. Лукьяненко [13], Ю.Ф. Курамшин [12] и др.
Наиболее широко в научно-методической литературе представлены следующие классификации:
1) по характеру учебно-познавательной деятельности: теоретические и практические;
2) по источнику передачи и характеру восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические (упражнения)
3) по отдельным сторонам процесса физического воспитания: обучения двигательным действиям, развития физических качеств, воспитания личности;
4) по специфике воздействующих факторов (сенсорного, моторного, физиологического и психологического воздействия);
5) по предмету упражняющихся воздействий (воспитания физических качеств, обучения движениям, совершенствования органов чувств, формирования психических черт личности и поведения);
6) по взаимосвязи с другими методами: неспецифические (общепедагогические) и специфические (практические)
7) по характеру решаемых задач: формирование знаний и двигательных умений и навыков; совершенствования двигательных навыков и развития физических способностей, воспитания личности
Для создания единой системы взаимосвязанных классификаций методов физического воспитания Чжин Хе Мин [20] предлагает использовать целостно - деятельностный подход. Этот подход позволяет отражать все структурные компоненты и этапы профессиональной деятельности: проектирование учебно - воспитательного процесса и обеспечение условий его существования (1 этап), реализацию запланированного, непосредственного воздействия на личность занимающихся (2 этап), анализ и оценка результатов педагогического процесса (3 этап). Соответственно названным этапам, можно выделить следующие группы методов: проектирования; педагогических воздействий; контроля. В свою очередь, в каждый из выделенных групп методов можно выделить отдельные подгруппы, виды и разновидности методов [20, c. 54].
Ряд авторов предлагают [11] систему методов обучения делить на репродуктивные и продуктивные методы. Теоретическим основанием для адаптации продуктивных методов к процессу обучения двигательным действиям для них стала теория П.Я. Гальперина [7], который отмечал, что усилия преподавателя должны быть направлены не на «постановку движения», т.е. формирование исполнительной части, а на руководство формированием ориентировочной основы действия, которая определяет качество исполнения. Следовательно, в процессе освоения двигательного действия не только участвует опорно-двигательный аппарат человека, но и задействованы высшие психические процессы (восприятие, мышление, рефлексия и т.д.). Таким образом, считают Е.А. Короткова и Л.A. Архипова, можно проследить обратную связь: развивая психические процессы учащихся при обучении двигательному действию, педагог воздействует на освоение двигательного действия, которое и будет определять качество формирования индивидуальной (самой эффективной) техники выполнения двигательного действия [11, c. 20-21].
Итак, в каждой группе методов можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов.
Выбор конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности их выбор определяется:
- поставленными задачами обучения и воспитания;
- характером содержания учебного материала, применяемых средств; возможностями занимающихся - их возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем подготовленности и др.;
- возможностями самих преподавателей - их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, стилем работы и личностными качествами и др.;
- временем, которым располагает преподаватель; структурой отдельных занятий и их частей;
- этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышения уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление);
- особенностями внешних условий, в которых проводится занятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, количество инвентаря).
По единодушному мнению авторов [10, c. 64; 18, c. 40. и др.] ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.
1.2. Процесс обучения двигательному действию. Характеристика методов обучения двигательным действиям.
В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:
1) этап начального разучивания (ознакомительный, первичного разучивания движения);
2) этап углубленного разучивания (формирования двигательного умения, углубленного детализированного разучивания);
3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирования двигательного навыка, достижение двигательного мастерства).
На первом этапе (ознакомление, первоначальное разучивание движения) ставится цель - обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи: Создать смысловое и зрительное представление о двигательном действии и способе его выполнения; Воссоздать предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому; научить частям (элементам) техники этого действия; Сформировать общий ритм двигательного акта; Предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия [17, c. 71; 10, c. 96]. Решение этих задач осуществляется поочередно. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения). Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям, для этого используют расчленено-конструктивный метод. Чем выше физическая подготовленность обучающихся и чем большим фондом двигательных умений и навыков они уже владеют, тем быстрее идет обучение даже сложных двигательных действий. В данном случае можно воспользоваться целостно-конструктивным методом. Если для выполнения разучиваемого действия обучающийся недостаточно физически развит, применяют подготовительные упражнения, стимулирующие развитие физических качеств, необходимых для выполнения данного действия. Если разучиваемое действие не находит для себя опорных элементов в сформированном ранее двигательном фонде, то их приходится создавать с помощью подводящих упражнений - двигательных действий, опирающихся на двигательный опыт и имеющих нечто общее с разучиваемым действием [1, c.128; 10, c. 96 -97].
Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма), причинами, которых является недостаточное представление действий, слабое развитие способностей, боязнь, состояние утомления и пр. Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающихся, их индивидуальных особенностей, а также возможности использовать положительный эффект переноса навыков. Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок [10, c. 97; 18, c.72].
Этап углубленного разучивания. Его целью является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований. Основные задачи этапа: углубленно понять закономерности движений действия; уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; усовершенствовать ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия. Названные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.
Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на первом этапе обучения. Все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогательным приемом. Не утрачивают своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия, возможно применение метода идеомоторного упражнения (мысленное представление выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собственных усилий и ощущений). На данном этапе используется комплекс разнообразных средств: физические упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого действия; подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощенной форме [10, c. 98-99; 18, c. 72 -73].
Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения. [17, c. 71].
Третий этап предполагает формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. Цель данного этапа - двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его практического применения. Основными задачами здесь будут следующие: добиться слитности и автоматизма выполнения действия; довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники; обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Комплекс средств и методов, используемых на третьем этапе обучения, в основном остается тем же, что и на втором этапе, но меняется их соотношение и роль. Повышается вариативность действий и их интенсивность. С этой целью рекомендуется использовать игры и соревнования на основе разучиваемого действия. Многократное повторение действия стимулирует развитие двигательных способностей. Для повышения эффективности этого процесса используют специальные методические приемы, способствующие повышению яркости проявления физических качеств, в частности, выполнение действий: с дополнительным отягощением, чередующихся с выполнением без отягощения; в состоянии утомления, создаваемого предшествующими упражнениями; в состоянии эмоционального возбуждения, вызванного игрой или соревнованиями. Идеомоторные упражнения используются как средства настройки на выполнение действия. Рекомендуется внимание концентрировать лишь на самых главных или недостаточно освоенных элементах, а также на качестве решения двигательной задачи. На этом этапе активно применяется метод сопряженного воздействия, смысл которого заключатся в том, что выполнение действий совпадает с повышенными требованиями к проявлению физических качеств, например, к силе, быстроте, выносливости и гибкости. Большинство разучиваемых действий входит в состав более сложных, поэтому обучение не прекращается и после доведения выполнения действия до уровня навыка. Техника освоенного действия продолжает совершенствоваться при его выполнении в сочетании с другими элементами более сложных действий [10, c. 99-100; 18, c. 73 -74].
Таким образом, на основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели - добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы, как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования. Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, т.к. изменение уровня развития физических качеств, требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.
В связи с вышеизложенным целесообразно рассмотреть методы обучения двигательным действиям. Как уже отмечалось, в учебной литературе по теории и методике физического воспитания и спорта методы физического воспитания делят на две большие группы: 1) специфические (характерных только для процесса физического воспитания) и, 2) общепедагогические (применяемых во всех случаях обучения и воспитания) методы (рис. 2). Согласно этой классификации к специфическим методам физического воспитания относятся: методы строго регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями, т.к. позволяют:
- осуществлять двигательную деятельность занимающихся по строго предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);
- строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
- точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
- избирательно воспитывать физические качества;
- использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
- эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д. [18, c. 42].
В практике физического воспитания методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на: метод разучивания упражнения по частям (расчленено-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); метод сопряженного воздействия.
Метод расчлененно-конструктивный предусматривает разучивание отдельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации). Этот метод применяется на начальных этапах обучения в следующих случаях:
- при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить его целостно;
- если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;
- если упражнение производиться так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
- когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;
- когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах [10, c. 66].
Решая выше перечисленные задачи, необходимо придерживаться ряда правил. Так, согласно правилам, предложенным в 1958 г. В.В. Белиновичем [3] обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения. Кроме этого необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой. Следует изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение [18, c. 43].
Специалисты в области физической культуры и спорта также советуют:
- при расчленении учитывать особенности структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;
- расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данного действия;
- для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться учеником или преподавателем (фазы движения, плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует) [10, c. 67].
Преимущества метода разучивания по частям (расчлененно- конструктивного) во-первых, в том, что он облегчает процесс усвоения действия, т.к. к цели ученик подходит постепенно, накапливая соответствующие умения, оттачивая каждую деталь действия; во-вторых, занятие становится более конкретным; в-третьих, от многообразия подводящих упражнений занятия становятся интереснее; в - четвертых, применение этого метода способствует быстрому восстановлению утраченных навыков; в - пятых, метод незаменим при разучивании сложно координированных упражнений [10, c. 67].
Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
Метод целостно-конструктивного упражнения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Целостным методом, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток целостного метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу [18, c. 42; 10, c.67-68].
В практике физического воспитания целостный и расчлененно- конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия применяется преимущественно в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Принципы и метод направленных сопряженных воздействий были внедрены в практику известным специалистом в области теории и методики спортивной тренировки В.М. Дьячковым. Он начал применять этот подход в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Сущность метода сопряженного воздействия состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование, как техники движения, так и физических способностей [17, c. 43].
В настоящее время метод сопряженного воздействия на физическое и психическое развитие учащихся в процессе физического воспитания начинает применяться в школьной практике. В общих чертах метод заключается в применении двигательной активности во взаимосвязи с психорегулирующими воздействиями в процессе обучения, воспитания и оздоровления учащихся. При соответствующем подборе игр и упражнений данный метод способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль в стрессовых ситуациях и сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения. В процессе сопряженного психофизического воздействия двигательная активность включает в себя как освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, так и познавательный и личностный аспекты. Эти аспекты ориентированы на осознание собственного «Я» в условиях постоянного физического и психического развития. Примером может служить упражнение для первого класса, при выполнении которого учащиеся сначала, контролируя движения мимических мышц, придают своему лицу различные выражения (обрадованное, радостное; злое, очень злое), а затем анализируют происходящие изменения своего настроения [16].
Таким образом, суть принципа сопряженного психофизического воздействия заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения).
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Таким образом, в зависимости от сложности техники двигательным действиям можно обучать в целом или по частям. Выбор метода обучения двигательным действиям на разных этапах обучения, обусловлен сложностью осваиваемого двигательного действия, а также физической подготовленностью обучающегося.
Глава 2. Технологии обучения двигательным действиям
2.1. Методика обучения двигательным действиям, предусмотренных школьной программой
Обучение двигательным действиям начинается с I класса.
По мере обучения от класса к классу количество двигательных действий увеличивается, а их биомеханическая структура усложняется.
Изученные двигательные действия могут переходить в элементы других, более сложных двигательных актов, использоваться как средства для воспитания физических качеств и развития способностей.
Отсюда понятно значение обучения в начальных классах и его роль в овладении школьной программой в последующие годы. При обучении необходимо соблюдать следующие общие требования:
а) к изучению нового двигательного действия можно приступать лишь после того, как ученики хорошо освоили предшествующее;
б) освоенное двигательное действие нужно регулярно повторять, используя его либо в подвижных играх и эстафетах, либо при развитии физических способностей.
В настоящую главу включена методика обучения только новым или сложным двигательным действиям, предусмотренным программой для I-IV классов [14, c. 83].
2.1.1. Методика обучения лыжной подготовке.
1 класс:
Правильно организованные занятия по лыжной подготовке эффективно влияют на развитие физических способностей школьников, укрепление их здоровья и повышение устойчивости к простудным заболеваниям. Подготовка к занятиям проводится заблаговременно как со школьниками, так и с родителями, которых необходимо ознакомить с правилами выбора лыжного инвентаря и одежды для занятий.
Предварительная подготовка школьников включает использование на уроках физической культуры подготовительных упражнений, связанных с развитием мышц бедра, плечевого пояса, туловища. Эти упражнения выполняют в основной части урока. Качество и тщательная подготовка лыж, лыжных палок и ботинок имеют немаловажное значение в приобщении младших школьников к занятиям, быстрому овладению лыжной техникой, вызывают у них положительные эмоции, заряд бодрости, повышают работоспособность.
Для учащихся I класса программой предусматривается обучение ступающему и скользящему шагам без палок, поворотам переступанием на месте, подъемам ступающим шагом и спускам в высокой стойке. Кроме этого, на первых уроках по лыжной подготовке учащиеся осваивают элементы лыжного строя, строевые приемы с лыжами и на лыжах и правила передвижения с лыжами.
Передвижение занимающихся к месту занятий осуществляется либо в колонне по два, либо в колонне по три. Дистанция между учениками в колонне 1,5-2 шага. На месте занятий учитель подает команду «На лыжи - становись!». По этой команде ученики должны положить лыжи с правой, а палки с левой стороны, после чего развязать лыжи, встать на них, взять палки и принять основную стойку [21, c. 198].
2 класс:
Во II классе основу лыжной подготовки составляют совершенствование техники скользящего шага, подъемы на небольшие склоны и спуски в основной стойке.
В начале в занятия включают упражнения программы I класса. Повторение предшествующего учебного материала осуществляется с акцентированием внимания занимающихся на основных элементах лыжной техники. После того как школьники вспомнят технику передвижения на лыжах, им предлагают выполнить эти упражнения с повышенной скоростью или увеличивают длину дистанции [14, c. 134].
3 класс:
Скользящий шаг. В процессе занятий по лыжной подготовке с учениками III класса совершенствуется техника передвижения скользящим шагом. Здесь главная задача - добиться длительностью скольжения попеременно на правой и левой лыже. При этом рекомендуется применение разнообразных подводящих упражнений. Среди них - упражнения, связанные со скольжением и перенесением веса тела на правую и левую ногу. Эти упражнения лучше выполнять либо после предварительного разбега, либо при спусках с невысоких гор. Подводящие упражнения чередуются с прохождением тренировочных дистанций, на которых совершенствуют координацию движений руками и ногами.
Техника скользящего шага должна быть освоена так, чтобы она обеспечивала в последующем быстрое освоение школьниками техники передвижения попеременным двухшажным ходом.
Повороты при спусках. Поворот переступанием при спуске со склонов, входящий в программу III класса, относительно прост. Он выполняется в такой последовательности: при спуске в основной стойке перенести вес тела на одну из лыж, а другую поднять носком вверх и отвести в сторону поворота; быстро поставить отведенную ногу на снег, перенести на нее вес тела и приставить другую ногу. Для того чтобы изменить направление передвижения, часто приходится выполнять не одно, а несколько переступаний.
Обучение повороту переступанием начинают на пологом склоне. Затем для увеличения скорости применяют предварительный разбег. Длина и крутизна склонов постепенно увеличиваются. Обучив детей повороту в одну сторону, приступают к повороту в другую. Совершенствование техники поворотов проводится на длинном спуске [19, c. 325].
4 класс:
Попеременный двухшажный ход. В программе по лыжной подготовке для IV класса предусмотрено обучение школьников попеременному двухшажному ходу. Поскольку в предшествующие годы основу обучения передвижению на лыжах составляли подводящие упражнения к освоению этого хода, то особой трудности в его овладении со школьниками IV класса, как правило, не отмечается. Напомнив ученикам технику передвижения скользящим шагом, повторив упражнения на скольжение, учитель приступает к обучению, данному двигательному действию. Последующее овладение передвижением попеременным двухшажным ходом осуществляется в процессе прохождения тренировочных дистанций. Прохождение дистанций разучиваемым способом передвижения следует чередовать с упражнениями на скольжение.
Торможение. Новыми двигательными действиями, которые необходимо освоить по программе для школьников IV класса, являются два вида торможения при спусках с пологих склонов: «плугом» и «упором». Обучение торможению начинают с торможения «упором». Вначале все движения торможения изучают стоя на ровном месте. Все действия целесообразно выполнять с подсчетом, добиваясь точности движений. Вначале подсчет ведется медленно, чтобы дать возможность занимающимся прочувствовать каждое движение, затем скорость его увеличивается.
Освоив движения на месте, переходят к выполнению торможения при спуске. При первых попытках школьники начинают торможение сразу, пока скорость еще невелика. Нужно добиваться плавного торможения, для чего вынесенную в сторону лыжу следует ставить под небольшим углом к направлению движения и не очень круто - на внутреннее ребро. Постепенно эту лыжу ставят на ребро все более круто, что обеспечивает большую эффективность торможения. Затем школьникам предлагают выполнить торможение в конце спуска, когда скорость передвижения значительно возрастает и требуется приложить большие мышечные усилия, чтобы ее «погасить». Для совершенствования навыка торможения упором нужно постоянно и постепенно увеличивать скорость на спуске. Для этого можно менять крутизну склонов или делать предварительный разбег на лыжах. Торможение «упором» служит в основном для снижения скорости спуска. Полная остановка достигается с помощью торможения «плугом».
Подъемы. Подъем «лесенкой» по пологому склону осуществляется следующим образом: встать боком к склону; ближайшую к склону лыжную палку переставить вверх и сделать к ней шаг лыжей, стоящей выше по склону; приставить нижнюю лыжу, а затем и палку. Главное в этом упражнении - надежно опираться на палки и круто ставить лыжи на ребра. Лыжи располагаются параллельно. Если подъем «лесенкой» сразу не получается, то целесообразно потренироваться в выполнении приставных шагов в правую и левую сторону на ровном месте или наискось к склону [6, c. 130].
2.1.2. Методика обучения лёгкой атлетике
3 класс:
Прыжки. Основными разделами школьной программы по легкой атлетике для III класса являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание».
Обучению прыжку в длину с разбега предшествует прыжок в длину с места. Для выполнения прыжка нужно встать прямо, ступни параллельно на ширине плеч, подняться на носки, руки вперед-вверх; опускаясь на всю ступню, согнуть ноги, руки назад; резким движением рук вниз-вперед-вверх оттолкнуться двумя ногами вперед-вверх. В полете обе ноги сгибают в коленях, подтягивают к груди, а перед приземлением выпрямляют вперед. В момент приземления туловище наклоняют вперед. Руки в полете перемещают вниз - назад, а при приземлении выносят вперед. Приземляются на две ноги. Следует акцентировать внимание занимающихся на технику выполнения, а не на результат. Затем переходят к изучению прыжка с разбега, длина которого не более 5-6 м. Учитель ограничивает место отталкивания, но не требует от занимающихся точного попадания в него толчковой ногой. Его задача - обратить внимание занимающихся на правильное выполнение элементов прыжка:
Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Разучивание прыжка необходимо осуществлять через планку, установленную на небольшой высоте. Это позволяет детям сосредоточить внимание на технике прыжка. Вначале выполняют прыжок с двух-трех шагов разбега, затем длину разбега увеличивают. Если причиной «сбивания» планки является недостаточная физическая подготовленность школьников, то учитель дает им индивидуальные задания на развитие прыгучести с использованием ранее изученных подводящих упражнений [5, c. 45].
2.1.3. Методика обучения плаванию
4 класс:
Занятия плаванием являются эффективным средством развития основных жизненно важных органов и структур организма. Деятельность сердечнососудистой системы плавающего ребенка протекает в сравнительно благоприятных условиях, что создается благодаря положению тела (близкому к горизонтальному). Работа крупных мышечных групп, механическое воздействие давления воды на поверхность тела содействуют улучшению оттока крови от периферии и облегчают передвижение ее к сердцу. У детей, систематически занимающихся плаванием, хорошо развиваются органы дыхания. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды. Усиленная деятельность дыхательных мышц повышает подвижность грудной клетки, увеличивает жизненную емкость легких. При плавании движения характеризуются большой амплитудой, динамичностью. Напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, что определяет совершенствование двигательного анализатора. Чрезвычайно велико значение плавания для закаливания организма. Занятия плаванием проводят в форме урока, который строится на общепринятых принципах и условно разделяется на три основные части: подготовительную, основную и заключительную. Вместе с тем организация уроков плавания имеет свою специфику: учебный материал изучается сначала на суше, потом - в воде. На суше дети выполняют комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, а в воде осваивают плавательные движения [14, c. 158].
Заключение
Изучение и анализ теоретического и методического материала показывает, что в младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений.
В тоже время детям младшего школьного возраста трудно выполнять отдельные параметры. Дети плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Очень привлекают учащихся те упражнения, которые они могут быстро освоить, к их числу можно отнести игровые и соревновательные действия.
В качестве основных средств и методов, применяемых в исследовательской работе мы выбрали игровой и соревновательный методы, так как игра и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Игры и соревнования служат удовлетворению различных потребностей в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.
Однако одна из главных функций игр и соревнований - педагогическая: они являются одним из основных средств и методов воспитания.
Разработанные нами экспериментальные уроки, составленные из разнообразных двигательных действий, предусматривали целенаправленное воздействие на развитие двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, оказали положительное воздействие на организм школьников.
Их применение вызвало прогрессивные изменения в показателях физической подготовленности в исследуемом классе, а также показало более быстрое овладение двигательными умениями и навыками. Гипотеза, поставленная перед началом исследовательской работы, подтвердилась.
Список использованной литературы.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник / Б. А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К.Х. Грантынь и др. / под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1976. - 360 с.
3. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании / В.В. Белинович. - М.: Физкультура и спорт, 1958. - 262 с.
4. Боген М.М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия / М.М. Боген // Режим доступа: www//http: bibliofond.ru
5. Бунчук М.Ф. Организация физической культуры / М.Ф. Бунчук. - М.: 1972. - 115 с.
6. Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания / В.С. Володина. – Красноярск: КГПИ, 1991. - 240 с.
7. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий /П.Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. - 1958. - № 2. - С. 26- 38.
8. Дудников С.В. Организация процесса обучения учащихся двигательным действиям с учетом их возрастных особенностей / С.В. Дудников, А.П. Анищенко // Режим доступа: www// http: lib.sporttedu.ru
9. Дмитриев, С.В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена: проблемы, поиски, решения / С.В. Дмитриев; Нижегородский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2005. - 300 с.
10. Еркомайшвили И.В. основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили; Уральский гос. технический ун-т-УПИ. - Екатеринбург, 2004. - 192 с.
11. Короткова Е.А. Обучение двигательным действиям в условиях организации продуктивных взаимодействий / Е.А. Короткова, Л.А. Архипова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. -№ 4. -С. 19-23.
12. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
13. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П. Лукьянеко. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 224.
14. Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. - М.: Просвещение, 1991. - 230 с.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - 2-е изд., испр. и доп. В 2 т. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
16. Родионов В. Психология здоровья школьников: технология работы. Курс лекций / В. Родионов // Школьный психолог. - 2007. - № 20.
17. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов.
- 7-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
18. Чжин Хе Мин. Целостно-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания / Мин Хе Чжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №11. - С. 52-55.
19. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.