ВОПРОСЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОПРОСЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Екимова Ю.М. 1
1Сургутский институт экономики, управления и права ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Успешное проведение экономической политики зависит от достоверности прогноза основных макроэкономических показателей. Одним из таких показателей является валовой внутренний продукт (далее по тексту ВВП). За последние 7 лет спада ВВП в РФ не наблюдалось, что подтверждают данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики [2].

При прогнозировании ВВП широко используются методы экстраполяции, дефля­ции, экономико-математические модели (факторные, межот­раслевые балансы, эконометрические), производ­ственный, распределительный методы и метод конечного использования ВВП.

Методы экстраполяции предполагают исследование воз­можных тенденций изменения рядов динамики показателей ВВП с помощью различных временных функций - трендовых моделей. Для повышения точности экстраполяции используются различные приемы. Один из них состоит, например, в том, чтобы экстраполируемую часть общей кривой развития (тренд) корректировать с учетом реального опыта развития отрасли аналога или объекта, опережающих в своем развитии прогнозируемый объект.

Метод дефляции предусматривает дефлятирование (синоним дефлирование), осущес­твляемое через индексы цен и структуру производства. Ис­пользуются индексы потребительских и оптовых (отпускных) цен, цен экспорта, импорта и прогнозируемые объемы про­изводства. Другими словами, метод дефлятирования позволяет определить реальные изменения объёмов производства товаров и услуг в экономике. Дефлятор ВВП рассчитывает и публикует Федеральная служба государственной статистики.

Производственный метод предполагает определение ВВП в основных ценах как сумму валовой добавленной стоимости (ВДС) путем вычета из про­гнозируемого валового выпуска промежуточного потребле­ния.

ВВП = ВВ – ПП + Н - С, (1)

где ВВ – валовый выпуск;

ПП – промежуточное потребление;

Н – налоги на продукты и импорт;

С – субсидии на продукты и импорт.

В тех случаях, когда выпуск товаров и услуг и добавленная стоимость выражены в ценах производителя, взаимосвязь суммы валовой добавленной стоимости отраслей и секторов, эко­номики и ВВП имеет вид:

ВВП = ∑ ВДС + НДС + ЧНИ, (2)

где ∑ВДС - сумма валовой добавленной, стоимости в ценах производителя;

НДС — налог на добавленную стоимость;

ЧНИ — чистые налоги на импорт (сумма налогов на им­порт за вычетом субсидий на импорт).

При распределительном методе ВВП (так называемый метод по доходам), исчисляется как сумма доходов всех предприятий, учреждений и населения, занятых производством материальных благ и оказанием ус­луг: сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль и другие доходы), перераспределенных доходов (проценты по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды, поступления по социальному страхованию и др.), и амортизационных отчис­лений основных производственных и непроизводственных фондов.

ВВП = ОТ + ЧН + ЧНИ +ВП + ВСД, (3)

где ОТ - оплата труда наемных работников;

ЧН - чистые налоги на производство;

ВП - валовая прибыль экономики;

ВСД - валовые смешанные доходы.

Данный метод скорее не используется для прогнозирования объема ВВП, а применяется в основном для анализа распределения валовой добавленной стоимости между субъектами рыночных отношений, состава и структуры доходов, доли различных видов первичных доходов в ВВП.

Метод конечного использования ВВП (так называемый метод по расходам) позволяет рассчитывать ВВП на прогнозируемый период по элементам его использования: конечное потребление, валовое накопление и экспортно-импортное сальдо (разница между экспортом и им­портом). Расчеты базируются на основополагающем уравне­нии Кейнса [3]:

Y = C + G + I + (E -M), (4)

где C – внутреннее потребление;

G – государственные расходы;

I – инвестиции;

E – экспорт товаров и услуг;

M – импорт товаров и услуг;

Y – объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления (ВВП).

Использование данного метода позволяет прогнозировать основные пропорции использования ВВП и определить долю стоимости товаров и услуг, использованных для удовлетворе­ния потребностей конечных потребителей и для увеличения национального богатства страны.

Информационной базой исследования для целей прогнозирования ВВП в России служат данные Росстата и Минфина России, а также аналитические материалы органов государственного управления, официальные документы Правительства и Госдумы РФ. На основе данных таблицы 2 нами был составлен прогноз методом экстраполяции, при условии короткого горизонта прогнозирования – 2 года.

Таблица 2

Динамика объёмов валового внутреннего продукта России, млрд.руб.

Период

ВВП России

2009

38 807,2

2010

46 308,5

2011

59 698,1

2012

66 926,9

2013

71 055,4

2014

77 893,1

2015

80 412,5

Источник: http://www.gks.ru/

Рис.1. Линейная модель прогнозирования объёма ВВП России, млрд.руб

Для целей прогнозирования была использована модель линейного тренда с коэффициентом аппроксимации равным 0,9588, что указывает на достаточную точность выбранной модели прогнозирования. На основании составленного прогноза в 2016 году ожидается рост внутреннего валового продукта России до ожидаемых 90 000,00 млрд. руб., к 2018 году - до 100 000 млрд. руб. Рост ВВП благоприятно отразится на уровне жизни населения и конкурентоспособности национальной экономики.

Список источников:

  1. Кузык, В.И. Кушлин, Ю. В. / Учебник Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование Яковец. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2011. 604 с.
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/
  3. Сак А.В. Прогнозирование и планирование экономики: Учебно-методический комплекс для студентов специальностей I-26 02 03 Маркетинг, 1-27 01 01-11 Экономика и организация производства (радиоэлектроника и информационные услуги). - Мн.: БГУИР., 2006
Просмотров работы: 1895