ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Диденко Т.И. 1, Швыденко Н.В. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в дорожном строительстве ужесточились требования к элементам автомобильной дороги и их обустройству, к используемым строительным материалам и технологическим процессам, особое внимание уделяется повышению безопасности движения. Именно поэтому необходимо осуществлять проектные работы и строительство автомобильных дорог по показателям качества, соответствующим требованиям международных стандартов ISO 9000.

Известно, что по причине плохого качества как дорожных покрытий, так и вообще дорог в целом, в России происходит более 15% аварий от общего их количества [1]. По причине дефицита магистралей затруднены доступы ко многим населенным пунктам, в которых автомобильный транспорт является единственным средством сообщения. Такая ситуация ухудшает уровень жизни населения страны.

В качестве изучения полезен опыт дорожного строительства в Финляндии и Швеции, так как в этих странах очень схожий с российским климат, а значит, должны быть пригодные для нас технические и организационные решения. В тоже время, в Германии – самые высококлассные дороги; а в Китае – дорожная сеть в последние годы развивается очень высокими темпами. Интересно, при всем том, что за рубежом многие проблемы дорожного хозяйства решены, однако, трещины и ямы у них на дорогах тоже имеются. Но все они своевременно и очень качественно обработаны.

В России строительство дорог идет очень медленными темпами, дороги строятся мало так, что они очень быстро приходят в ненадлежащее состояние и постоянно требуют ремонта. На сегодняшний день один километр четырех полосной магистрали стоит 17 000 000 у.е. – это примерно 1 млрд. рублей. Из Федерального бюджета на строительство дорог в 2015 году выделено всего 70 млрд. рублей.

Существует множество факторов, по которым дороги в Российской Федерации считаются неудовлетворительного качества. Основной фактор – это некачественное сырье, которое используется при строительстве дорог. Причина этого в том, что бюджетных денег не хватает на закупку хороших элементов дорожного покрытия. Этого бюджета в лучшем случае хватает только на поддержание уже имеющихся дорожных покрытий в удовлетворительном состоянии.

Далее для иллюстрации конкретного примера произведен расчет оценки качества содержания автомобильной дороги, расположенной в г. Ростов-на-Дону, проспект Стачки на основе использования «Инструкции по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог ВН 10-87» (рисунок 1). Тип покрытия дорожного полотна – асфальтобетон. Причина обследования – качество определенных участков дороги не удовлетворяет водителей легкового и грузового транспорта. Дата оценки – октябрь, 2015г.

Значение показателя качества каждого из элементов дороги определяют в результате осмотра при проезде по дороге путем их сплошной, последовательной оценки по участкам дефектовки. Ведомость дефектов автомобильной дороги по проспекту Стачки с асфальтобетонным покрытием протяженностью 10 км местного значения представлена в таблице 1.

Рисунок 1 - Месторасположение объекта оценки

Оценку качества содержания автомобильной дороги устанавливают по формуле:

,

где Рдозп, Рис, Род, Рбо – показатели качества содержания элементов дороги: дорожной одежды, земляного полотна и водоотвода, искусственных сооружений, обстановки дороги, благоустройства и озеленения;

П – число оцениваемых элементов.

Таблица 1 – Ведомость дефектов автомобильной дороги по проспекту Стачки в г.Ростове-на-Дону

Наименование обнаруженного дефекта

Месторасположение участков (км),

на которых обнаружен данный дефект

1

2

Выкрашивание

3,5,8

Отсутствие посыпки в местах выпотевания битума

1,7,9

Застой воды в водоотводных лотках

6

Несоблюдение поперечных уклонов обочин

2,4

Наличие неубранной древесно-кустарниковой растительности (после корчевки)

9

Отсутствие ограждений на мостах

-

Повреждение отдельных элементов перил

1

Наличие мелких повреждений моста

1,2

Отсутствие дорожных знаков

7

Наличие неорганизованных съездов

10

Незначительные загрязнения знаков

6,9

Разрушение автопавильона

-

Отсутствие скамеек и урн в нужных местах

9

Незначительная загрязненность элементов благоустройства

2,7,10

Показатель качества содержания каждого элемента дороги (Р) рассчитывают по формуле:

,

где Ri – оценка качества участков дефектовки (0, 3, 4, 5);

- число участков дефектовки, имеющих данную оценку качества.

Карточка осмотра автомобильной дороги проспекта Стачки с асфальтобетонным покрытием, протяженностью 10 км местного значения представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Карточка осмотра автомобильной дороги по проспекту Стачки

в г. Ростове-на-Дону

Элемент дороги n

Оценка качества обследуемых участков дефектовки дороги Ri

Месторасположение участков дефектовки (км), имеющих данную оценку качества

Сумма участков дефектовки, имеющих данную оценку качества

Суммарная оценка участков дефектовки, имеющих одинаковое качество

Оценка качества дороги по данному элементу

1

2

3

4

5

6

Дорожная одежда с покрытием из а/б

0

3

4

5

3,5,8

1,7,9

0

3

3

10-6=4

3х3=9

4х3=12

5х4=20

 

Земляное полотно

0

3

4

5

6

2,4

9

1

2

1

10-4=6

0

3х2=6

4 х1=4

5х6=30

 

Искусственные сооружения

0

3

4

5

1

1,2

0

1

2

10-3=7

0

3х1=3

4х2=8

5х7=35

 

Обстановка дороги

0

3

4

5

7

10

6,9

1

1

2

10-4=6

0

3

8

30

 

Благоустройство и озеленение

0

3

4

5

9

2,7,10

0

1

3

10-4=6

0

3

12

30

 

По значениям (Р) элементов дороги с использованием формулы 1 рассчитываем оценку качества содержания дороги (S).

Далее сравниваем полученный результат с бальной оценкой качества работ по таблице 3, предложенной в «Справочной энциклопедии дорожника. I Том. Строительство и реконструкция автомобильных дорог» [2].

Таблица 3 – Балльная оценка качества строительно-монтажных работ

Показатель

Оценка качества

Комплексный показатель

отлично

хорошо

удовлетворительно

5,00-4,51

4,50-3,76

3,75-3,00

Из таблицы видно, что качество содержание автомобильной дороги по проспекту Стачки является неудовлетворительным.

Что касается общественного мнения относительно качества автомобильных дорог, россияне в большинстве случаев жалуются на качество дорожного покрытия, а то и на полное отсутствие дорог. По полученным данным из опроса населения, было установлено, что периодически появляются цифры затрат на новое строительство и реконструкцию, но дороги лучше не становятся. Поэтому россиянам задали вопрос: «Как вам кажется, в принципе, решаема ли эта проблема в России?» [3]. Результаты опроса представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты опроса россиян

Большинство участников опроса считают, что проблема дорог решаема, поскольку так ответили 65% респондентов. О том, что проблема не решаема, заявили 23% россиян, а затруднились с ответом 12% человек.

Так же по результатам социальных опросов население Российской Федерации считает, что основная проблема российских трасс - большое количество колдобин, ям и других дефектов. Этот фактор опередил такие неприятные моменты, присущие нашим дорогам, как, например, отсутствие адекватной разметки, узкоколейность и отсутствие адекватных дорожных знаков. При этом процент людей, которые называли главной проблемой наличие колдобин, составляет больше половины от всех опрошенных, тогда как на остальные ответы пришлось по 3-5%.

Однако, стоит отметить, что все же властями Российской Федерации многое делается для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Так, например, уже некоторое время существует мониторинг, с помощью которого отслеживается состояние и уровень безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Ведь качество дорог определяет благосостояние не только отдельно взятого города, региона, но и всей страны в целом. Именно поэтому строительству и ремонту автомобильных дорог сейчас уделяется большое внимание.

В соответствии с подпрограммой «Автомобильные дороги» Федеральной Целевой Программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в период с 2012 по 2015 год осуществлены масштабные работы по реконструкции дорог. Произведено увеличение количества полос на всем участке магистрали, с раздельными проезжими частями для движения в каждом направлении. Применение современной технологии устройства земляного полотна с использованием профилировщика 9500 позволяет не только сократить сроки строительства, но и снизить расходы на строительные материалы, повысить качество выполняемых работ.

В Концепции финансирование мероприятий по развитию дорожного хозяйства на период 2010–2015 годы предусматривалось осуществление за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Федерального бюджета, средств от введения инвестиционной составляющей в Ж/Д тарифах, а так же внебюджетных источников. Финансирование Федеральной Целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» представлено на рисунке 3 [4].

Рисунок 3 – Финансирование Федеральной Целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»

В вопросе финансирования и решения проблем качества дорог зарубежный и российский опыт показывает, что в других странах затраты на строительство не включают издержки на подготовку территории, поскольку государство берет на себя обязательства по выкупу земли, свод лесов, вынос, снос и перенос зданий, сооружений и инженерных коммуникаций и, соответственно, перечисленные затраты покрываются из других источников. В России эти затраты несет строительная организация, отражая их в сметной стоимости объектов. На незастроенной территории затраты на подготовку территории составляют 10%, в густонаселенной местности – до 45% от общей стоимости объектов.

Также в других странах не включается целый ряд затрат, к наиболее весомым из которых, можно отнести затраты, связанные с подготовкой предпроектной документации и надзором за строительством. Например, в США доля затрат, которая не учитывается в смете, может составлять более 50%.

При исключении затрат на подготовительные работы, стоимость километра одной полосы движения в России окажется 41 млн рублей – это даже ниже стоимости строительства в развитых зарубежных странах.

Стоимость строительства километра без затрат на подготовку представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Стоимость строительства километра без затрат на подготовку, млн рублей

Таким образом, сравнение стоимости строительства в России и в большинстве стран Европы и Северной Америки свидетельствует о том, что в нашей стране стоимость не выше среднего уровня, в то же время, необходимо совершенствовать структуру сводного сметного расчета по аналогии с международной практики на основе принципов упрощения и учета специфики линейных сооружений, к которым относятся автомобильные дороги.

Интересно, что в США на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения действующих норм предусмотрены карательные меры, последствия применения которых к нарушителям очень жесткие: если фирма один раз позволила себе сделать работу ниже требуемого качества, второго раза у этой организации просто не будет. Поэтому за рубежом высоко ценят деловую репутацию. Звание «инженер» за рубежом очень уважаемо, авторитет таких специалистов крайне высок. Инженер – это прежде всего управленец высокого уровня, имеющий право принимать решения и обязанность нести за них ответственность [5].

Также следует отметить, что повышение безопасности дорожного движения – одна из основных проблем, решаемых в последние годы за рубежом. Так, в США широко применяются шумовые полосы, в основном, краевые и осевые, выезжая на которые, автомобиль вместе со всеми, кто находится внутри, получает основательную встряску. На цементобетоне для их устройства используются металлические скобы, а на асфальтобетоне – искусственные «ямки», которые нарезаются специальной машиной. Еще один прием, применяемый в США, способствующий облегчению движение на дорогах и обеспечивает его безопасность – выделенная крайняя левая полоса полоса для движения автомобилей с двумя и более людьми в салоне, на которой практически нет заторов, причем и в городе, и за городом.

Анализируя качество строительства и ремонта дорог в России и за рубежом, можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо совершенствование структуры сводного сметного расчета, принятого в Российской Федерации, в соответствие с международной практикой. В других странах большую часть затрат несет государство, а не строительная организация. Это ведет к тому что денег на строительство дорог у компаний не хватает и используется некачественное сырье.

2. На территориях, характеризующихся самой низкой среднегодовой температурой воздуха и значительным количеством осадков, нужно учитывать расчетные нагрузки и типовые конструкции дорожных одежд при обеспечении морозоустойчивости. Это ведет к дополнительной стоимости строительства дорожных одежд в этой зоне за счет включения дополнительных конструктивных решений. В свою очередь, низкая температура в зимний период, короткий строительный сезон, большая глубина промерзания грунтов, значительное количество осадков обуславливают при строительстве автомобильных дорог на территории России устройство высоких насыпей, мощных дополнительных морозозащитных слоев в основании дорожной одежды, требуют увеличения энергозатрат, снижают эффективность использования дорожных машин и механизмов, что существенно повышает строительную стоимость автомобильных дорог.

3. Необходимо развивать сеть автомобильных дорог. Так как из-за ее отсутствия и недостатка природных месторождений в России средние расстояния транспортировки дорожно-строительных материалов значительно превышают характерные для стран Европы. Например, в Архангельской области расстояние транспортировки кондиционных песков достигает 40 км, песчано-гравийной смеси – 80 км, щебня – 330 км, асфальтобетона – 50 км. В Мурманской области расстояние при транспортировке песка и песчано-гравийной смеси изменяются от 20 до 110 км, битумной эмульсии и черного щебня – от 10 до 115 км.

4. Государство должно систематически и профессионально оптимизировать градостроительные решения (в том числе выбор трассы), совершенствовать конструктивные решения, применять новые технологии и материалы, позволяющие улучшить эксплуатационные качества дорог, а также снизить стоимость строительства.

Основные этапы разработки системы управления качеством дорог на основе зарубежного опыта должны включать: подробное изучение зарубежной документации, а именно требований по материалам, проектированию и строительству, анализ и сравнение с аналогичными российскими нормам и правилами; обсуждение, какие нормы необходимо адаптировать к нашим условиям и какие наши изменить; внесение необходимых поправок в законодательство; создание испытательных центров и цепочки управления качеством на всех этапах строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог; создание системы мониторинга требований к качеству на каждом этапе и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дороги России. Интернет-журнал/ Информационно-аналитический центр: http://inance.ru/2016/02/dorogi-rossii/

  2. Справочная энциклопедия дорожника I Том. Строительство и реконструкция автомобильных дорог. Под редакцией заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, д-ра техн. наук, проф. А.П. Васильева. Москва, 2005

  3. Качеством необходимо управлять. Министерство транспорта Российской Федерации/Федеральное дорожное агентство : http://rosavtodor.ru

  4. Постановление правительства РФ о Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»

  5. Инструкция по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог ВН 10-87.

Просмотров работы: 1430