Известно, что по причине плохого качества как дорожных покрытий, так и вообще дорог в целом, в России происходит более 15% аварий от общего их количества [1]. По причине дефицита магистралей затруднены доступы ко многим населенным пунктам, в которых автомобильный транспорт является единственным средством сообщения. Такая ситуация ухудшает уровень жизни населения страны.
В качестве изучения полезен опыт дорожного строительства в Финляндии и Швеции, так как в этих странах очень схожий с российским климат, а значит, должны быть пригодные для нас технические и организационные решения. В тоже время, в Германии – самые высококлассные дороги; а в Китае – дорожная сеть в последние годы развивается очень высокими темпами. Интересно, при всем том, что за рубежом многие проблемы дорожного хозяйства решены, однако, трещины и ямы у них на дорогах тоже имеются. Но все они своевременно и очень качественно обработаны.
В России строительство дорог идет очень медленными темпами, дороги строятся мало так, что они очень быстро приходят в ненадлежащее состояние и постоянно требуют ремонта. На сегодняшний день один километр четырех полосной магистрали стоит 17 000 000 у.е. – это примерно 1 млрд. рублей. Из Федерального бюджета на строительство дорог в 2015 году выделено всего 70 млрд. рублей.
Существует множество факторов, по которым дороги в Российской Федерации считаются неудовлетворительного качества. Основной фактор – это некачественное сырье, которое используется при строительстве дорог. Причина этого в том, что бюджетных денег не хватает на закупку хороших элементов дорожного покрытия. Этого бюджета в лучшем случае хватает только на поддержание уже имеющихся дорожных покрытий в удовлетворительном состоянии.
Далее для иллюстрации конкретного примера произведен расчет оценки качества содержания автомобильной дороги, расположенной в г. Ростов-на-Дону, проспект Стачки на основе использования «Инструкции по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог ВН 10-87» (рисунок 1). Тип покрытия дорожного полотна – асфальтобетон. Причина обследования – качество определенных участков дороги не удовлетворяет водителей легкового и грузового транспорта. Дата оценки – октябрь, 2015г.
Значение показателя качества каждого из элементов дороги определяют в результате осмотра при проезде по дороге путем их сплошной, последовательной оценки по участкам дефектовки. Ведомость дефектов автомобильной дороги по проспекту Стачки с асфальтобетонным покрытием протяженностью 10 км местного значения представлена в таблице 1.
Рисунок 1 - Месторасположение объекта оценки
Оценку качества содержания автомобильной дороги устанавливают по формуле:
,
где Рдо,Рзп, Рис, Род, Рбо – показатели качества содержания элементов дороги: дорожной одежды, земляного полотна и водоотвода, искусственных сооружений, обстановки дороги, благоустройства и озеленения;
П – число оцениваемых элементов.
Таблица 1 – Ведомость дефектов автомобильной дороги по проспекту Стачки в г.Ростове-на-Дону
Наименование обнаруженного дефекта |
Месторасположение участков (км), на которых обнаружен данный дефект |
1 |
2 |
Выкрашивание |
3,5,8 |
Отсутствие посыпки в местах выпотевания битума |
1,7,9 |
Застой воды в водоотводных лотках |
6 |
Несоблюдение поперечных уклонов обочин |
2,4 |
Наличие неубранной древесно-кустарниковой растительности (после корчевки) |
9 |
Отсутствие ограждений на мостах |
- |
Повреждение отдельных элементов перил |
1 |
Наличие мелких повреждений моста |
1,2 |
Отсутствие дорожных знаков |
7 |
Наличие неорганизованных съездов |
10 |
Незначительные загрязнения знаков |
6,9 |
Разрушение автопавильона |
- |
Отсутствие скамеек и урн в нужных местах |
9 |
Незначительная загрязненность элементов благоустройства |
2,7,10 |
Показатель качества содержания каждого элемента дороги (Р) рассчитывают по формуле:
,
где Ri – оценка качества участков дефектовки (0, 3, 4, 5);
- число участков дефектовки, имеющих данную оценку качества.
Карточка осмотра автомобильной дороги проспекта Стачки с асфальтобетонным покрытием, протяженностью 10 км местного значения представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Карточка осмотра автомобильной дороги по проспекту Стачки
в г. Ростове-на-Дону
Элемент дороги n |
Оценка качества обследуемых участков дефектовки дороги Ri |
Месторасположение участков дефектовки (км), имеющих данную оценку качества |
Сумма участков дефектовки, имеющих данную оценку качества |
Суммарная оценка участков дефектовки, имеющих одинаковое качество |
Оценка качества дороги по данному элементу |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Дорожная одежда с покрытием из а/б |
0 3 4 5 |
3,5,8 1,7,9 |
0 3 3 10-6=4 |
3х3=9 4х3=12 5х4=20 |
|
Земляное полотно |
0 3 4 5 |
6 2,4 9 |
1 2 1 10-4=6 |
0 3х2=6 4 х1=4 5х6=30 |
|
Искусственные сооружения |
0 3 4 5 |
1 1,2 |
0 1 2 10-3=7 |
0 3х1=3 4х2=8 5х7=35 |
|
Обстановка дороги |
0 3 4 5 |
7 10 6,9 |
1 1 2 10-4=6 |
0 3 8 30 |
|
Благоустройство и озеленение |
0 3 4 5 |
9 2,7,10 |
0 1 3 10-4=6 |
0 3 12 30 |
По значениям (Р) элементов дороги с использованием формулы 1 рассчитываем оценку качества содержания дороги (S).
Далее сравниваем полученный результат с бальной оценкой качества работ по таблице 3, предложенной в «Справочной энциклопедии дорожника. I Том. Строительство и реконструкция автомобильных дорог» [2].
Таблица 3 – Балльная оценка качества строительно-монтажных работ
Показатель |
Оценка качества |
||
Комплексный показатель |
отлично |
хорошо |
удовлетворительно |
5,00-4,51 |
4,50-3,76 |
3,75-3,00 |
Из таблицы видно, что качество содержание автомобильной дороги по проспекту Стачки является неудовлетворительным.
Что касается общественного мнения относительно качества автомобильных дорог, россияне в большинстве случаев жалуются на качество дорожного покрытия, а то и на полное отсутствие дорог. По полученным данным из опроса населения, было установлено, что периодически появляются цифры затрат на новое строительство и реконструкцию, но дороги лучше не становятся. Поэтому россиянам задали вопрос: «Как вам кажется, в принципе, решаема ли эта проблема в России?» [3]. Результаты опроса представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты опроса россиян
Большинство участников опроса считают, что проблема дорог решаема, поскольку так ответили 65% респондентов. О том, что проблема не решаема, заявили 23% россиян, а затруднились с ответом 12% человек.
Так же по результатам социальных опросов население Российской Федерации считает, что основная проблема российских трасс - большое количество колдобин, ям и других дефектов. Этот фактор опередил такие неприятные моменты, присущие нашим дорогам, как, например, отсутствие адекватной разметки, узкоколейность и отсутствие адекватных дорожных знаков. При этом процент людей, которые называли главной проблемой наличие колдобин, составляет больше половины от всех опрошенных, тогда как на остальные ответы пришлось по 3-5%.
Однако, стоит отметить, что все же властями Российской Федерации многое делается для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Так, например, уже некоторое время существует мониторинг, с помощью которого отслеживается состояние и уровень безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Ведь качество дорог определяет благосостояние не только отдельно взятого города, региона, но и всей страны в целом. Именно поэтому строительству и ремонту автомобильных дорог сейчас уделяется большое внимание.
В соответствии с подпрограммой «Автомобильные дороги» Федеральной Целевой Программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в период с 2012 по 2015 год осуществлены масштабные работы по реконструкции дорог. Произведено увеличение количества полос на всем участке магистрали, с раздельными проезжими частями для движения в каждом направлении. Применение современной технологии устройства земляного полотна с использованием профилировщика 9500 позволяет не только сократить сроки строительства, но и снизить расходы на строительные материалы, повысить качество выполняемых работ.
В Концепции финансирование мероприятий по развитию дорожного хозяйства на период 2010–2015 годы предусматривалось осуществление за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Федерального бюджета, средств от введения инвестиционной составляющей в Ж/Д тарифах, а так же внебюджетных источников. Финансирование Федеральной Целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» представлено на рисунке 3 [4].
Рисунок 3 – Финансирование Федеральной Целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»
В вопросе финансирования и решения проблем качества дорог зарубежный и российский опыт показывает, что в других странах затраты на строительство не включают издержки на подготовку территории, поскольку государство берет на себя обязательства по выкупу земли, свод лесов, вынос, снос и перенос зданий, сооружений и инженерных коммуникаций и, соответственно, перечисленные затраты покрываются из других источников. В России эти затраты несет строительная организация, отражая их в сметной стоимости объектов. На незастроенной территории затраты на подготовку территории составляют 10%, в густонаселенной местности – до 45% от общей стоимости объектов.
Также в других странах не включается целый ряд затрат, к наиболее весомым из которых, можно отнести затраты, связанные с подготовкой предпроектной документации и надзором за строительством. Например, в США доля затрат, которая не учитывается в смете, может составлять более 50%.
При исключении затрат на подготовительные работы, стоимость километра одной полосы движения в России окажется 41 млн рублей – это даже ниже стоимости строительства в развитых зарубежных странах.
Стоимость строительства километра без затрат на подготовку представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Стоимость строительства километра без затрат на подготовку, млн рублей
Таким образом, сравнение стоимости строительства в России и в большинстве стран Европы и Северной Америки свидетельствует о том, что в нашей стране стоимость не выше среднего уровня, в то же время, необходимо совершенствовать структуру сводного сметного расчета по аналогии с международной практики на основе принципов упрощения и учета специфики линейных сооружений, к которым относятся автомобильные дороги.
Интересно, что в США на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения действующих норм предусмотрены карательные меры, последствия применения которых к нарушителям очень жесткие: если фирма один раз позволила себе сделать работу ниже требуемого качества, второго раза у этой организации просто не будет. Поэтому за рубежом высоко ценят деловую репутацию. Звание «инженер» за рубежом очень уважаемо, авторитет таких специалистов крайне высок. Инженер – это прежде всего управленец высокого уровня, имеющий право принимать решения и обязанность нести за них ответственность [5].
Также следует отметить, что повышение безопасности дорожного движения – одна из основных проблем, решаемых в последние годы за рубежом. Так, в США широко применяются шумовые полосы, в основном, краевые и осевые, выезжая на которые, автомобиль вместе со всеми, кто находится внутри, получает основательную встряску. На цементобетоне для их устройства используются металлические скобы, а на асфальтобетоне – искусственные «ямки», которые нарезаются специальной машиной. Еще один прием, применяемый в США, способствующий облегчению движение на дорогах и обеспечивает его безопасность – выделенная крайняя левая полоса полоса для движения автомобилей с двумя и более людьми в салоне, на которой практически нет заторов, причем и в городе, и за городом.
Анализируя качество строительства и ремонта дорог в России и за рубежом, можно сделать следующие выводы:
1. Необходимо совершенствование структуры сводного сметного расчета, принятого в Российской Федерации, в соответствие с международной практикой. В других странах большую часть затрат несет государство, а не строительная организация. Это ведет к тому что денег на строительство дорог у компаний не хватает и используется некачественное сырье.
2. На территориях, характеризующихся самой низкой среднегодовой температурой воздуха и значительным количеством осадков, нужно учитывать расчетные нагрузки и типовые конструкции дорожных одежд при обеспечении морозоустойчивости. Это ведет к дополнительной стоимости строительства дорожных одежд в этой зоне за счет включения дополнительных конструктивных решений. В свою очередь, низкая температура в зимний период, короткий строительный сезон, большая глубина промерзания грунтов, значительное количество осадков обуславливают при строительстве автомобильных дорог на территории России устройство высоких насыпей, мощных дополнительных морозозащитных слоев в основании дорожной одежды, требуют увеличения энергозатрат, снижают эффективность использования дорожных машин и механизмов, что существенно повышает строительную стоимость автомобильных дорог.
3. Необходимо развивать сеть автомобильных дорог. Так как из-за ее отсутствия и недостатка природных месторождений в России средние расстояния транспортировки дорожно-строительных материалов значительно превышают характерные для стран Европы. Например, в Архангельской области расстояние транспортировки кондиционных песков достигает 40 км, песчано-гравийной смеси – 80 км, щебня – 330 км, асфальтобетона – 50 км. В Мурманской области расстояние при транспортировке песка и песчано-гравийной смеси изменяются от 20 до 110 км, битумной эмульсии и черного щебня – от 10 до 115 км.
4. Государство должно систематически и профессионально оптимизировать градостроительные решения (в том числе выбор трассы), совершенствовать конструктивные решения, применять новые технологии и материалы, позволяющие улучшить эксплуатационные качества дорог, а также снизить стоимость строительства.
Основные этапы разработки системы управления качеством дорог на основе зарубежного опыта должны включать: подробное изучение зарубежной документации, а именно требований по материалам, проектированию и строительству, анализ и сравнение с аналогичными российскими нормам и правилами; обсуждение, какие нормы необходимо адаптировать к нашим условиям и какие наши изменить; внесение необходимых поправок в законодательство; создание испытательных центров и цепочки управления качеством на всех этапах строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог; создание системы мониторинга требований к качеству на каждом этапе и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дороги России. Интернет-журнал/ Информационно-аналитический центр: http://inance.ru/2016/02/dorogi-rossii/
Справочная энциклопедия дорожника I Том. Строительство и реконструкция автомобильных дорог. Под редакцией заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, д-ра техн. наук, проф. А.П. Васильева. Москва, 2005
Качеством необходимо управлять. Министерство транспорта Российской Федерации/Федеральное дорожное агентство : http://rosavtodor.ru
Постановление правительства РФ о Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»
Инструкция по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог ВН 10-87.