ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ГРАФИКИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ГРАФИКИ.

Хазутдинова А.С. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Графика – самый древний вид изобразительного искусства, существующий и по сей день. Первые графические работы появились на ранних стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещеры. Так, с помощью изображений, люди в древние времена излагали свою мысль, графика служила проводником информации об окружающем мире. Но постепенно, с развитием речи и языка рисунки стали трансформироваться в вид букв, ставших в последствии основой алфавита. С появлением письменности графика начала носить декоративный характер и широко применялась в рукописных книгах, пергаментах для украшения или более подробного разъяснения текста, да и само создание шрифтов переродилось в величайшее искусство.

Сам термин «графика» долгое время употреблялся лишь в отношении письма и каллиграфии, так как был основой для создания рукописных текстов. Но человечество пошло дальше: произошло появление книжных иллюстраций, визуально отображающих или поддерживающих содержащийся в книгах текст, а позже рисунок вышел за рамки книги. В связи с ростом образованности населения увеличилась потребность в печатной продукции, сопровождающей графически работами, это стало следующим шагом в развитии графики. Началось развитие промышленной полиграфии и распространение чёткого, контрастно линейного рисунка, который получил в конце 19 вв. – начале 20 вв. несколько новых значений. Графика стала искусством, в основе которого лежала линия, контраст чёрного и белого (светлого и темного). Помимо линии графика также оперирует такими понятиями как штрих и пятно, контрастирующими с поверхностью бумаги, которая является основным материалов графики, и обладает рядом других технических характеристик, о которых я расскажу далее.

Термин «графика» происходит от глагола «graphein», что значит скрести, царапать, писать, рисовать, отсюда главным инструментом графики становится грифель, который процарапывает, пишет.

Графика – изобразительное искусство, включающее в себя рисунок и произведения искусства, базирующиеся на основе рисунка, но обладающие собственными средствами выразительности и изобразительными возможностями. Отсюда можно сделать вывод, что термин «графика» охватывает две группы художественных произведений абсолютно различных по своему происхождению, техническому процессу и предназначению – рисунок и печатную графику. Различие этих двух групп выступает прежде всего в взаимоотношениях художника и зрителя. Рисунок обычно (но не всегда) художник делает для себя, воплощая в нём задумки, отражая окружающую действительность, в учебном процессе, или же подготавливая таким образом поле для последующей работы. Рисунок обладает индивидуальным почерком художника, и даже несмотря на свою незавершённость предоставляет максимум информации о мастерстве, задумке, внутренним мире автора. Помимо того, что рисунок является основой для всех видов изобразительного искусства, будь то скульптура, живопись, архитектура, он обладает ещё одним уникальным свойством – рисунок существует только в одном экземпляре.

Напротив, печатная графика (эстамп, книжная иллюстрация и т.д.) зачастую выполняется на заказ, рассчитана для размножения, не на одного, а на многих. Печатная графика может репродуцировать оригинал, поэтому она быть может более всех прочих искусств рассчитана на широкую массу. Не стоит думать, что печатная графика – это всего лишь рисунок, выгравированный на каком-либо материале для размножения. Это особая композиция, специально задуманная в определенной технике, материале, неосуществимая в других техниках и материалах.

Несмотря на такие явные различия, часть людей путает рисунок и графику. Сделать это несложно, так рисунок хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим. Поэтому рисунок можно считать главным средством графики (как цвет в живописи, пластику – в скульптуре). Я зык графики и главные выразительные средства основаны, главным образом на особенностях линии, штриха, пятна, контура и тона. Немаловажное значение играет выбор фона (обычно листа бумаги белого или тонированного) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение, сама фактура листа. В графике также может иметь большое значение и цвет, но используется он более ограничено, локально, нежели в живописи. Графика тяготеет к монохромности, её главная художественная выразительность в сочетании двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и чёрного (или красящий пигмент какого-либо другого цвета. Выбор красочных материалов и техник исполнения строго определен видом графики, в котором собирается работать художник.

Таким образом, особенности графики сводятся к следующему: основу графики составляет рисунок; главными изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, фактура, светотень; основным материалом, на котором исполняются и размножаются произведения, является бумага; цвет в графике применяется более условно, нежели в живописи; сам изобразительный язык графики отличается лаконичностью; создание произведений в графике требует относительно меньше времени, чем в других видах изобразительного искусства; относительная простота техники, скорость исполнения, подвижность материалов делают графику искусством менее ёмким по временным затратам, следовательно, возможность относительно быстрого и широкого распространения способствует развитию графики как самому массовому виду изобразительного искусства, в частности это касается произведений печатной графики.

Список используемой литературы.

  1. В. Р. Виппер «Введение в историческое изучение искусства» изд. В. Шевчук. Москва, 2010 год;

  2. В. Л. Пепеляева «Методика графических работ: конспект лекций» Великий Новгород, 2011 год;

  3. В. М. Бялик «Графика» изд. Аванта +, 2010 год;

Просмотров работы: 2289