Нервоз, психоневроз, невротическое расстройство в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.
Психогенным фактором во всех случаях являются конфликты (внешние или внутренние), действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму, стресс либо длительное перенапряжение эмоциональной и/или интеллектуальной сфер психики.
Содержание термина неоднократно пересматривалось, однозначного общепринятого определения у термина нет до сих пор. Следует также иметь в виду, что в медицине и биологии «неврозом» могут называть разные функциональные нарушения высшей нервной деятельности.
И. П. Павлов в рамках своего физиологического учения определял невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности (ВНД), вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей.
Психоанaлитические теории представляют невроз и его симптоматику в основном как следствие глубинного психологического конфликта. Такой конфликт формируется в условиях сохраняющейся долгое время социальной ситуации, которая препятствует удовлетворению базисных потребностей человека или представляет угрозу для его будущего, которую он пытается, но не может преодолеть.
Зигмунд Фрейд видел этот конфликт в базовом противоречии между инстинктивными влечениями Оно и запрещающим давлением Сверх-Я, представляющим собой мораль и нормы, существующие в обществе.
Карен Хорни считала, что базовый конфликт невроза — результат противоречия между несовместимыми защитными тенденциями личности. Для защиты от таких неблагоприятных социальных факторов как унижения, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей, пренебрежительное и агрессивное отношение, ребёнок формирует способы защиты, основанные на движении «к людям», «против людей» и «от людей». Невротик подвержен сразу всем трем тенденциям, однако одна из них доминирует, и таким образом можно условно классифицировать невротиков на «подчиненных», «агрессивных» и «обособленных».
В настоящее время в качестве факторов, предрасполагающих к развитию невроза, выделяют как психологические (особенности личности, условия её созревания и воспитания, становления взаимоотношений с социумом, уровень притязаний), так и биологические факторы (функциональная недостаточность определенных нейромедиаторных или нейрофизиологических систем, делающая больных уязвимыми к определенным психогенным воздействиям).
Критериями выделения невротических расстройств из психических расстройств в целом являются:
- ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных проявлений;
- функциональный (обратимый) характер психических расстройств;
- отсутствие психотических симптомов, слабоумия, нарастающих изменений личности;
- эгодистонический (мучительный для больного) характер психопатологических проявлений, а также сохранение больным критического отношения к своему состоянию.
Психические симптомы: эмоциональное неблагополучие (зачастую без видимых причин), нерешительность, проблемы в общении, неадекватная самооценка (занижение или завышение), частое переживание чувства тревоги, страха, «тревожного ожидания чего-то», фобии, возможны панические атаки, паническое расстройство, неопределенность или противоречивость системы ценностей, жизненных желаний и предпочтений, представления о себе, о других и о жизни, часто встречается цинизм, нестабильность настроения, его частая и резкая изменчивость, раздражительность, высокая чувствительность к стрессам — на незначительное стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией, плаксивость, обидчивость, ранимость, тревожность, зацикленность на психотравмирующей ситуации, при попытке работать быстро утомляются — снижается память, внимание, мыслительные способности, чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры, расстройства сна: часто человеку трудно заснуть из-за перевозбуждённости; сон поверхностный, тревожный, не приносящий облегчения; утром часто наблюдается сонливость.
Физические симптомы: головные, сердечные боли, боли в области живота, часто проявляющееся чувство усталости, повышенная утомляемость, общее снижение работоспособности, панические атаки, головокружения и потемнения в глазах от перепадов давления, нарушения вестибулярного аппарата: сложность держать равновесие, головокружения, нарушение аппетита (переедание; недоедание; чувство голода, но быстрая насыщаемость при приеме пищи), нарушения сна (бессонница): плохое засыпание, раннее пробуждение, пробуждения ночью, отсутствие чувства отдыха после сна, кошмарные сновидения, психологическое переживание физической боли, излишняя забота о своем здоровье вплоть до ипохондрии, вегетативные нарушения (потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, нарушение работы желудка, кашель, частые позывы к мочеиспусканию, жидкий стул), иногда — снижение либидо и потенции.
Существует множество методов и теорий лечения неврозов. В лечении неврозов используют психотерапию и медикаментозное лечение с помощью антидепрессантов и транквилизаторов.
В частности, при обсессивно-компульсивном расстройстве в качестве первой линии лечения рекомендуется применение когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и антидепрессантов группы СИОЗС или кломипрамина. Кроме когнитивно-поведенческой терапии, используется психодинамическая терапия или психоанализ, однако их эффективность, в отличие от эффективности КПТ, доказана недостаточно. КПТ является единственной разновидностью психотерапии, эффективность которой при обсессивно-компульсивном расстройстве подтверждена контролируемыми испытаниями.
При когнитивной терапии обсессивно-компульсивного расстройства применяют тренинг адаптивности — техника, при которой терапевт стремится снова и снова вызывать у клиента навязчивые мысли, предполагая, что в результате такие мысли утратят свое угрожающее значение и это станет причиной снижения тревоги. При неврозах применяется и психоанализ. По мнению большинства психоаналитических школ, необходимо, чтобы пациент осознал свои противоречия, построил более точную картину своей личности. Главная задача психотерапии состоит в том, чтобы помочь самому больному осознать все взаимосвязи, совокупность которых определила развитие невроза.
Результат психотерапии состоит в уяснении больным реальных соотношений между его жизненным опытом, сформированной в этом опыте системой его отношений с окружающими людьми, ситуацией, с которой они пришли в противоречие, и проявлениями болезни. Весьма важным является при этом привлечение внимания больного не только к его субъективным переживаниям и оценкам, но также и к внешним условиям его социальной среды, к её особенностям.
Пациенты, страдающие пограничными расстройствами, зачастую особенно восприимчивы к побочным эффектам психотропных средств. Для некоторых психофармакологических препаратов характерно сходство побочных эффектов с невротическими проявлениями и как следствие — возможность усиления последних в ходе терапии. При лечении невроза также очень важное место занимают гипноз и аутогенная тренировка.
Если невроз вызван сезонной депрессией, то для его лечения и профилактики также используют прогулки в солнечные дни или светотерапию.
Сегодня относительно не сложно диагностировать нервоз, симптомы которого говорят сами за себя и являются ярко выраженными.
Интересным является тот факт, что больной в течение многих лет может не распознавать симптомы невроза как патологические паттерны своего организма. И лишь когда ему станет плохо, он обратится к специалисту. Самая важная характеристика, которая определяет сущность невротического расстройства – это противоречия в системе ценностей человека, которые порождают отсутствие конкретного мировоззрения, колебания в желаниях и стремлениях, нестабильное отношение к себе и окружающему миру.
Литература:
1. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. Изд - во: Каро, 2006. - 672 с.
2. Омарова П.О., Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.
3. Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга//Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Махачкала, 1999. - 174 с.
4.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция).—М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
5.Фрейд З. Психоанализ детских неврозов - М., 2009 - 288 с.