Саморегуляция- процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Основные направления использования психической саморегуляции в спорте:
Ускорение и повышение качества технической подготовки (тренировка и разучивание новых элементов движений, исправление ошибок, формирование оптимальных двигательных стереотипов и т.п.).
Освоение способности вызывать оптимальное функциональное состояние перед стартом, во время тренировок.
Ускорение и повышение качества процессов восстановления после соревновательных и тренировочных (интенсивных) нагрузок.
Развитие специальных навыков (скорость реакции, выносливость и т.п.).
Коррекция характерологических особенностей, повышение мотивации к достижению максимальных результатов.
Цель исследования: установить уровень саморегуляции спортсменов, сравнить значения показателей девушек и юношей.
Метод исследования: опросник «Стиль саморегуляции поведения», созданный в 1998 году под руководством В.И.Морсановой и включающий показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств – гибкости и самостоятельности
Организация исследования: для исследования было взято 12 спортсменов, занимающихся скалолазанием (разной специализации) и имеющих разряды выше 3. Возраст спортсменов от 18 до 25 лет.
Испытуемым было предложено ответить на тест, состоящий из 46 вопросов с вариантами ответа: верно, пожалуй верно, пожалуй неверно, неверно.
Полученныерезультаты были систематизированы и проанализированы.
Результаты:
Результаты по всем уровням показателей саморегуляции спортсменов оказались в пределах средних значений:
1.Шкала планирование. Потребность спортсменов в планировании присутствует, но выражена слабо. Цели выдвигаются самостоятельно, но не устойчивы.
2.Шкала моделирование. Спортсмены способны выдвигать цели, но скорее всего не на дальнейшую перспективу, а на ближайший период. Их долгосрочные цели не реалистичны.
3. Шкала программирование. Спортсмены разрабатывают программы и планы, но они не являются гибкими и при встрече с помехами корректировка не происходит или оказывается неверной.
4. Шкала оценка результатов. Присутствует критичность к своим действиям, но самооценка бывает ошибочной. Либо самооценка адекватная, но до появления внешних трудностей, в случае чего возникает излишняя самокритика, переход от одной крайности в другую. Сопровождается частой сменой желаний и настроений.
5. Шкала гибкость. Регуляторные процессы пластичны, но недостаточно. Спортсмены с трудом подстраиваются под изменения обстоятельств, чувствуют неудобства, но обычно справляются с небольшими трудностями и преодолевают их. При серьезных помехах показатель сместится либо в сторону низкого, либо высокого.
6. Шкала самостоятельность. Средние показатели по шкале самостоятельности говорят о способности самостоятельно действовать в привычных ситуациях, но в стрессовых не могут полагаться на себя и прислушиваются к мнению других людей
7. Общий уровень саморегуляции. Присутствует относительная гибкость и самостоятельность. Программирование осознано, но при появлении серьезных помех адекватность теряется. Спортсмены уверены в знакомых ситуациях и несколько снижают активность в новой обстановке. Либо они справляются с помехами и мобилизуются, однако испытывают больше стресса по сравнению с испытуемыми с высоким показателем.
Сравнения значений уровня показателей саморегуляции девушек и юношей выявили:
У девушек общий уровень саморегуляции и показатели на шкалах планирование, самостоятельность значительно выше по значению. Это говорит о том, что такие спортсмены способны самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, а также потребности сформированы в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны.
У юношей выше по значению лишь показатель на шкале гибкость, следовательно они способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий.
Вывод:
Саморегуляция - важная характеристика для личности спортсмена. Она включает в себя разные компоненты. Знания об особенностях их развития может способствовать организации специальной работы по их совершенствованию.