СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

Габасов Р.Р. 1
1Оренбургский государственный университет Факультет гуманитарных и социальных наук 1 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями,

похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего

не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на

лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

К.Д. Ушинский, русский педагог,

основоположник научной педагогики в России

Образование для современного человека - это важнейший компонент развития в эпоху глобализации. Какой должна быть система воспитания и преподавания в современном мире, чтобы человек нашёл своё призвание в жизни в постиндустриальном обществе, не потерялся в огромном потоке информации? Как должна выглядеть российская система воспитания и образования в мировом образовательном пространстве, чтобы Российская Федерация в 21 веке занимала достойное место в мире.

Система образования и воспитания Российской Федерации на современном этапе находятся в поиске путей развития, пробой новых, принципиально отличающихся от бывших ранее методов воспитания и преподавания. Реформы 90-ых годов 20 века внесли в образовательную систему Российской Федерации черты западной системы образования, которые, впрочем, плохо прижились на отечественной почве. После развала СССР Российской Федерации в наследство досталась советская система образования, о которой Жорес Алферов, нобелевский лауреат, выпускник минской СШ №42, приводит такие аргументы: «Когда мы первыми запустили спутник в 1957 году, Кеннеди сказал, что «русские выиграли не ракетами, а за школьной партой. В советской системе школьного образования в итоге победило серьёзное образование с очень мощной частью основных предметов: язык, литература, математика, физика, биология». Но в ней также были и недостатки. Это и идеологическая составляющая воспитания, и очень слабая подготовка по иностранным языкам, сама советская система образования не ориентировала человека на самостоятельный поиск знаний. В результате перехода России на западную систему бакалавриата и магистратуры в высшем образовании и введении единого государственного экзамена и обязательного государственного экзаменов (ЕГЭ И ОГЭ) в школьном образовании, проявился глубокий, но временный кризис развития системы образования в России. Кризис появился, скорее всего, из-за различия в самой основе преподавания. В западной системе образования упор сделан на индивидуальное развитие учащегося, в то время как советская система рассчитана на развитие учащегося в групповой среде. Если такая составляющая преобладает в системе воспитания и образования в России, тогда стоит попробовать опыт преподавания и воспитания, распространённый в азиатских странах, где также повсеместно развит групповой упор на обучение ученика. Американский учёный Гарольд Стивенсон в течение 10 с лишним лет проводил исследования различных систем преподавания в странах Европы, Азии, США и России. Его исследования показали, что на уровне детского сада у детей в различных странах по уровню знаний разница наблюдается небольшая. Но проведя тестирование по математике среди ребят 5-6 класса с Японии, Китая и США, китайские и японские дети показали более высокие результаты, чем американские. Стивенсона и его коллег двигало исследовать китайскую и японскую системы образования не праздное любопытство. В 70-80 годах 20 века в системе образования США наблюдался кризис и наблюдался высокий приток интеллектуалов и детей иммигрантов из стран Азии, которые показывали высокие успехи в учёбе в американских школах и вузах, и они также являлись более сплочёнными, чем американские школьники и студенты. Гарольд Стивенсон признал советскую систему образования, как наиболее эффективную в мире. Китайская система образования была полностью скопирована с советской системы в 50-60 годах 20 века. Сейчас Китай по уровню валового внутреннего продукта (ВВП) и по темпам экономического роста занимает первое место в мире. Стоило ли России так слишком рано отказываться от советского наследия? В 21 веке весь центр мировой экономики и торговли будет постепенно перемещаться из США и Европейского союза в Азиатско-Тихоокеанский регион. Российская Федерация, как страна-участница Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), может внести в свою систему образования некоторые элементы китайской и японской систем воспитания и преподавания, используя процесс глобализации, создать единое интегрированное образовательное пространство между странами СНГ и между Китаем, Индией и Японией. В результате всего этого Россия получит мощный импульс в развитии. Также России стоит обратиться к опыту преподавания, распространённый в Царскосельском лицее. Тут стоит подчеркнуть, что этот опыт пригодится в подготовке отечественных кадров педагогики, анализа метода организации образовательного процесса между учителем и учеником. До сих пор Царскосельский лицей признан эталоном преподавания и обучения в мировой образовательной системе. Треть выпускников этого лицея стали видными государственными деятелями, чьё влияние на развитие отечественной истории оказалось огромно. Кроме преподавания общего образования, большое внимание уделялось обучению специальному и дополнительному образованию. Впервые в этом лицее были отменены телесные наказания, приоритетным признавалось преподавание в духе идей равенства, гуманизма. Педагоги часто проводили научные диспуты, беседы в неформальной остановке с лицеистами. В Царскосельском лицее создавалась комфортная психоэмоциональная обстановка, преподаватель узнавал психологический портрет ученика не при помощи тестов, а с помощью простого разговора, основанный на всеобщем уважении к человеческому достоинству. Многие исследователи, педагоги, пытаются создать школы, используя опыт Царскосельского лицея.

Российская система образования и воспитания, используя лучшие наработки советской системы образования и некоторые элементы образования Российской империи, интегрировав в мировое образовательное пространство, создаст все условия для развития в каждом гражданине Российской Федерации личности с большой буквы, которая с уверенностью найдёт себе призвание в постиндустриальном обществе. Априори известно, что традиции являются фундаментом современных инноваций.

Список используемой литературы:

1.Волков С. «Российская школа для Америки? Стивенсон доказал, что наша система образования лучше». Социалистическая Россия, 2001, № 12, С. 4.

2. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т.9. М., Гос. изд. худ. литературы, 1944, С. 355.

3. Равкин З.И. Материалы историко-педагогического очерка / З.И. Равкин, Москва, изд. «Флинта», 1999 г.

4. Аллак Жак. Вклад в будущее: приоритет образования. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

5. Нив Г. Европа перемен: проблемы исследования высшего образования: Высшее образование в Европе. Т ХVI. 1991. № 3. С. 6-34.

6. Полупанова Е. Г. Инновации в западном образовании: основные направления научных исследований. Минск, 2005.

Просмотров работы: 1696