АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Абрамова А.И. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема полноценной жизни в обществе и недостаточная степень включенности людей с ограниченными возможностями в общественные отношения требует дополнительного изучения и решения, как на государственном, так и на региональном уровнях. Инвалиды, как правило, выпадают из жизни общества, что оказывает неблагоприятное влияние на социальное положение этого человека. В связи с этим, основной задачей социально-реабилитационой работы в целях успешной интеграции инвалидов в общество, является установление или восстановление утраченных ранее социальных связей.

В настоящее время имеется большой опыт использования арт-терапии в ходе социальной работы с лицами с ограничениями здоровья. Арт-терапия является эффективным направлением в практике социальной терапии и психотерапии.

Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния, зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Творческая деятельность играет важную роль в развитии воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель - гармоничное развитие личности, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, полноценного участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Главной целью арт-терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с ограничениями в здоровье.

Арт-терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков. Творчество компенсирует утраченные возможности людей, пробуждает жизненную активность, помогает наладить внутреннюю связанность и общение с самим собой и в целом способствует нормализации жизни.

Термин арт-терапия состоит из двух частей: art в переводе с английского языка - искусство; therapy - терапия, лечение. Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве [3].

По мнению Л.Д. Лебедевой, под арт-терапией понимается направление психологии, основанное на спонтанном творчестве и способствующее гармонизации эмоционального состояния [6].

А.А. Осипова отмечает, что главная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. А так же выделяет основные цели арт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам(работа над рисунками, картинами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля.Работа над рисунками, картинами предусматривают упорядочивание цвета и форм [1].

По мнению К. Тисдейла, задача арт-терапевтической работы — подтолкнуть участников арт-терапевтического процесса учиться на собственном раннее не осознанном опыте. Человек, познавший себя, лучше будет понимать окружающую действительность.

Побочным продуктом арт-терапии, по замечанию К. Рудестама, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате развития скрытых талантов, выявленных в процессе арт-терапии [3].

В процессе творческой деятельности, человеком создаются образы, так или иначе связанные с его личностью, интересами, впечатлениями, желаниями; проигрываются важные для ситуации, обсуждаются сложные или непонятные моменты. Педагог контролирует, и при необходимости, корректирует эмоциональное состояние, поведение, отношение к себе и окружающему.

Необходимо выделить факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии:

  • фактор художественной экспрессии: через художественный образ, цвет, форму, линию человек может выразить свои чувства, потребности и мысли.

  • фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – во время беседы и обсуждения продукта творчества происходит трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания [1].

Методы арт-терапии предоставляют возможность:

  • выразить агрессивные чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

  • ускорить прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;

  • интерпретировать и диагностировать работы в процессе терапии.

  • работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);

  • укрепить взаимоотношения между участниками;

  • способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

  • развивает и усиливает внимание к чувствам;

  • усиливает ощущение собственной личностной ценности.

Важное значение в арт-терапии - для развития личности - имеет удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.

Активно арт-терапия применяется:

  • в индивидуальной, групповой и семейной форме;

  • в арт-терапевтических центрах при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;

  • в общеобразовательных школах, детских садах, в специализированных школах, в домах-интернатах, в центрах детского творчества;

  • в работе с людьми с ограниченными способностями здоровья;

  • с престарелыми людьми (в домах престарелых, в специализированных центрах);

  • с лицами, страдающими различного рода зависимостями (наркотическая, алкогольная и пр.) [5].

Стратегической целью арт-терапии является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышает самооценку и степень его самопринятия и самоценности. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

В работе с инвалидами важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, и арт-терапия предоставляет возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Из теории арт-терапии прежде чем начинать коррекцию, необходимо провести «первое интервью». Оно позволяет установить контакт. Во время беседы нужно постараться сделать так, чтобы человек не сковывался, вёл себя как можно естественнее.

В арт-терапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями необходимо учитывать:

  • устойчивый характер нарушений при хронических заболеваниях, обусловливающий длительную работу с больными и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» результатов;

  • снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-волевых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сессий, низкую степень вовлеченности в работу, необходимость жесткой директивности;

  • относительно значительную степень нарушения коммуникативных возможностей больных, что затрудняет установление с ними достаточно устойчивого псвихотерапевтического контакта и нередко делает проблематичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии [7].

Существует ряд особенностей арт-терапевтической работы с данной категорий лиц:

  • недирективный подход к работе, как правило, малоэффективен;

  • не следует ожидать быстрых результатов;

  • следует допускать аморфные временные границы арт-терапевтических сессий и нерегулярность их посещений;

  • следует ориентироваться на «проактивный подход», предполагающий постоянное побуждение больных к работе;

  • основный акцент должен быть сделан не на психодинамической стороне работы (включая интерпретацию изобразительной продукции больных, прояснение переносов и т. д.), а на процессе работы больного с материалами и помощи ему в этом (группа ориентируется на деятельность в настоящий момент);

  • отказываться от четкого обозначения целей работы [4].

Арт-терапия имеет свои общие функции для использования в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Техники арт-терапии, подобранные для лиц с ограниченными возможностями, выступают в качестве инструмента социализации и социальной адаптации.

1. «Работа с материалами» включает в себя техники и упражнения, применение которых имеет целью преодолеть затруднения (нередко отмечаемые у клиента или группы в начале арт-терапевтического процесса) в изобразительной работе, стимулировать спонтанность, развить воображение и творческие способности; техники, основанные на использовании других изобразительных материалов и средств работы (песка, глины, теста, текстуры, цветной бумаги и т. д.).

2. «Практические навыки» включает в себя упражнения, способствующие тренировке и совершенствованию когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), тесно связанных с практической деятельностью и адаптивными возможностями личности.

3. «Чувства и эмоции» составлена из упражнений и тем, позволяющих выражать широкий спектр различных переживаний, способствующих преодолению эмоциональных проблем.

4. «Восприятие себя» позволяют человеку отразить свой жизненный опыт и систему межличностных отношений с людьми (включая и отношение к самому себе).

5. «Я работаю в группе» Упражнения предполагают совместную изобразительную работу в парах, позволяющую развивать коммуникативные навыки, исследовать и корректировать социальные роли и привычные формы поведения [2].

Использование методов арт-терапии в работе с инвалидами позволит глубже понять его внутренний мир, его проблемы, переживания, так как арт-терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Арт-терапия формирует творческое отношение к жизненным проблемам, умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

Список литературы:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / под ред. Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой, Т. А. Добровольской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.

  2. Арт-терапевтическая помощь детям с особенностями развития / под ред. Л.А. Раимовой. - Казань: Веда, 2010.- 146 с.

  3. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.

  4. Бибикова Н.В. Арт-терапия как технология социальной реадаптации людей с ограниченными возможностями / Н.В. Бибикова // Современные проблемы науки и образования. 2014. – № 4; [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/118-14301 (дата обращения 15.08.2014).

  5. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева.- Спб.: Речь, 2007. - 336 с.

  6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

  7. Плохова И.А., Бибикова, Н.В. Социальная реадаптация людей-инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии: учебно-методическое пособие / Сост. Плохова И.А., Бибикова Н.В. -Ульяновск: УлГПУ, 2014. - 69 с.

Просмотров работы: 3119