Проблема исследования эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей описана в работах Н.Ф. Виноградовой [1], В.Н. Гребенниковой [2], В.П. Дуброва [3], Г.Н. Зверевой [4], Л.Н. Свирской [5] и др.
Существуют две формы взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников: традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам относятся: родительские собрания, конференции, «круглые столы» и др. К нетрадиционным формам относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, занятий; фотографии, выставки детских работ, "почтовый ящик", участие родителей в конкурсах, выставках и т.д. [6]. Одной из самых современных, но и эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание, которое можно проводить в форме дискуссий, круглых столов, используя видеозаписи деятельности детей, конкурсных выступлений и др.
Важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.
Нетрадиционные формы организации делятся на следующие группы:
информационно-аналитические - используются для выявления интересов;
досуговые - устанавливают эмоциональный контакт через опросы, анкетирование и т. д.;
познавательные - знакомят родителей с разнообразными особенностями детей (психологическими, возрастными);
наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские - знакомят с работой дошкольного образовательного учреждения.
Изучение семьи ребенка позволяет педагогу ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семьи, традиции, духовные ценности и т.д. В зависимости от различий семейного воспитания, в структуре общения, необходимо применять разнообразные формы работы.
Дуброва В.П. предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями [3]:
1-й этап - родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результат является дальнейшим планированием работы с родителями;
2-й этап - заинтересовать родителей работой педагогов детского сада;
3-й этап - сформировать у родителей более полный образ своего ребенка;
4-й этап - рассказ родителей о чертах ребенка, о трудностях и тревогах:
5-й этап - планирование содержание работы с родителями.
Задача педагогов – заинтересовать родителей, чередуя традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия. Планируя эти формы работы, воспитателю следует способствовать тому, чтобы родители проявляли себя как активные субъекты образовательного процесса, обеспечивая единство педагогического влияния на дошкольников в образовательном учреждении и в семье [8].
представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого надо выбирать формы взаимодействия, что предполагает наличие эмпатии. А содружество является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
Список использованной литературы
Виноградова Н.Ф. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. М: СПУТНИК, 2010. С. 123.
Гребенникова В.Н. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. М.: Сфера, 2007. 221 с.
Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи Учебное пособие. Минск: Консорциума, 2007. 156 с.
Зверева Г.Н. Взаимодействие ДОУ с семьей. М.: Сфера, 2010. 256 с.
Свирская Л.Н. Работа с семьёй: необязательные инструкции Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 176 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
Черная Е.В., Новоглядова Е.В. Психолого-педагогические аспекты организации эффективного взаимодействия воспитателя детей дошкольного возраста с семьёй // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 07 авг. 2015 г.) / редкол.: О.Н.Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 110–116. URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=10761 (дата обращения: 16.12.2016).