Греческие художники стали разрабатывать свои правила изобразительного искусства, утверждавшие, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. В 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал трактат о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. Благодаря этому человеческая фигура начала изображаться естественно. Для иллюстрации своих теоретических доказательств Поликлет вылепил статую Дорифора — копьеносца, которая служила образцом. Благородное дело Поликлета продолжила вереница талантливых рисовальщиков. Одним из них стал художник Полигнот, руководивший в Афинах кружком художников. Аристотель указывал на то, что Полигнот, как и Поликлет ещё не владел светотенью, но смог развить культуру линейного рисунка практически до идеала, научил своих учеников уважать линию и передавать точные движение человеческих фигур, наряду с этим он также работал с фактурой. Настоящий прорыв в области рисования совершил Аполлодор Афинский (около V века до н. э.), который считается первым скиографом, то есть тенеписцем. Заслуга Аполлодора заключается в том, что он первый стал моделировать объем формы тоном, развивая тем самым линейный рисунок, также он стал первым живописцем, введшим в живописи смешивание красок, до этого греки пользовались малым количеством открытых цветов. Помимо всего прочего, Аполлодор Афинский был прекрасным педагогом, его ученик Зевксис (420-380 гг. до н.э), которого сам мастер называл «похитителем своего искусства в дальнейшем открыл свою школу в Эфесе. Зевксис создал реалистичный образ красивейшей женщины Греции, списывая с пяти натурщиц наиболее прекрасные формы. Вместе с Зексисом продолжал развивать принципы реалистичного искусства другой художник – Паррасий. Он первым сумел придать картине живость выражения, грацию движения и лица. Как передают историки, Паррасий пользовался большим авторитетом среди коллег и как художник, и как ученый-теоретик. Он разработал канон пропорций человеческого тела, которым пользовались многие его ученики и последователи; написал специальный трактат о рисунке, в котором особое внимание уделил линии.
К сожалению, информация о развитии рисунка в целом и методики обучения рисованию дошла до нас по отрывочным сведениям, древних писателей, но мы можем сделать определенные заключения. Бесспорно, греческие художники стремились к четкому, реалистичному изображению предмета. Линия в рисунке играла первостепенную роль, но художники не ограничивались линейным рисунком, средства светотени и фактура также помогали в создании реалистичного изображения. Кроме владения высокой техникой рисунка греческие художники прекрасно знали форму и анатомию человеческого тела, о чем свидетельствуют копии, выполненные римскими живописцами с оригиналов работ греческих художников.
Список используемой литературы
Ростовцев Н. Н. «История методов обучения рисованию, зарубежная школа рисунка». Просвещение, 1981 год.
Ростовцев Н. Н. «Очерки по истории методов преподавания рисунка». Изобразительное искусство, 1983 год.
Виппер В. Р. «Введение в историческое изучение искусства». Москва, 2010 год.