ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Недбаева Ю.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы стали особенно актуальны и популярны дифференцированный и индивидуальный подходы в образовании и воспитании личности. В период гуманизации школьного образования актуальность и значимость данной проблемы усилилась в разы. Рост значимости и актуальности такого вида обучения и воспитания обуславливается заказом и потребностью общества в творческих и саморазвивающихся личностях, способных реализовать свои индивидуальные умения и навыки с целью решения проблем общества. Проблема дифференцированного и индивидуального подходов в образовании и воспитании изучается не один десяток лет. Впервые понятия дифференциация и индивидуализация встречаются в работах Блонского П. П., Резвицкого И. И., Теплова БМ., Якиманской И. С.. Само же понятие «дифференцированный подход» появилось за рубежом в начале 20 века.

Не смотря на такой интерес к проблеме дифференциации и индивидуализации образования и воспитания со стороны ученых разных стран, данные подходы обучения и воспитания находятся на стадии развитии.

Ученые, занимающиеся изучением данной проблемы, поразному определяют понятия дифференциации и индивидуализации. Но так или иначе, ключевое место в данных подходах занимает личность со своими индивидуальными, творческими и психологическими особенностями, формирующаяся непосредственно в результате деятельности и общении с другими личностями. Зачастую понятия дифференциации и индивидуализации принимают за синонимы, но так ли это? Доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии И.Э. Унт провела отличительную черту между двумя близкими понятиями. По мнению профессора, индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются [1]. Под дифференциацией же И.Э.Унт подразумевает учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения, обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам [1]. Таким образом, термин «дифференциация» рассматривают в более узком смысле, а «индивидуализация» в более широком.

Бондаревская Е. В. немного иначе определяет понятие дифференцированного подхода в образовании. По ее мнению, это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.

Вне зависимости от того, кто и как трактует данные понятия, дифференцированный и индивидуальный подходы позволяют решать следующий ряд сложных педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей личности, а именно:

  • обеспечение возможности углубления, систематизации и обобщения знаний и умений;

  • стимулирование развития познавательной самостоятельности школьников;

  • содействие выравниванию знаний и умений учащихся.

А также данные подходы помогают человеку разобраться в себе, понять ему, кто он и сделать правильный выбор профессии и определения его дальнейшего жизненного пути.

Решение всех этих педагогических задач требует наибольшей заинтересованности и ответственности, как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся остается важнейшей задачей системы образования. Одним из способов решения данной проблемы, на мой взгляд, как будущего учителя информатики и ИКТ, является внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

Применение компьютеров и информационных технологий значительно облегчает и делает процесс обучения более интересным, доступным и плодотворным. Сегодня существует большое множество электронных программных продуктов для разных областей знаний и разного уровня подготовки обучающихся.

Что же касается дифференцированного и индивидуально-творческого подходов, то, на мой взгляд, индивидуальные электроннообразовательные маршруты являются прекрасными средствами, решающими все существенные проблемы и задачи данных подходов.

Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психологопедагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Обучающийся может обучаться по нескольким электроннообразовательным маршрутам одновременно или последовательно. На выбор маршрута влияют: уровень готовности обучающегося к обучению, его здоровьем, потребностями и пожеланиями родителей в выборе направления обучения. Электронный ндивидуальнообразовательный маршрут не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. В этом и состоит его основное преимущество. Такой подход позволяет каждому ученику самостоятельно формировать индивидуальный маршрутсвою индивидуальную образовательную программу. Кроме того электронные образовательные маршруты предоставляют своим пользователям возможность управления временем. Ведь в современное время проблема нехватки и нерационального использования времени очень актуальна и болезненна.

Более того в индивидуальных образовательных маршрутах может быть учтена возможность чередования работы и отдыха. Наличие данной особенности не дает учащемуся возможности утомления, что в свою очередь повышает качество образовательного процесса, работоспособность и интерес к изучаемой дисциплине.

Безусловно, дифференциация и индивидуализация образования имеет свои ньюансы, так как при разделении обучающихся по уровням подготовки и индивидуальным особенностям, можно воспитать эгоистичные и самолюбивые личности и наоборот. Поэтому необходимо грамотно проводить дифференциацию, не ущемляя интересы и не разрушая психику личности, и не забывая, что нельзя воспитывать, не обучая, и обучать не воспитывая. Что еще раз подтверждает, что дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания  это весьма сложный, важный и ответственный процесс, который требует совместной работы и обучающих, и обучающихся.

  1. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.  Москва.: Педагогика, 1990. 192с.
Просмотров работы: 1524