В своей работе педагог может использовать различные средства двигательной направленности:
1.Физкультминутки- способствуют снятию утомления; в них гармонично сочетаются два начала: учебно-познавательное и игровое двигательное; 3—4 упражнения обычно проводятся 1—2 раза на занятии, их длительность составляет 1-2 мин.
2.Упражнения на развитие мелкой моторики- как бы отображают реальность окружающего мира-предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Они очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности.
3. Подвижные игры - активная форма физического развития дошкольников. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят, а также устанавливают отношения со сверстниками.
4. Театрализованные игры-по выражению лица, позе, жестам уже могут понять эмоциональные состояния других людей.
При правильной организации работы даже самая тяжелая нагрузка будет менее утомительной. Учебный процесс не должен исключать у томления вообще, но должен строиться таким образом, чтобы отдавить его наступление и, самое главное, предупредить возникновение переутомления.