ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Жуина А.И. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема воспитания и развития личности подростков на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе; старые ценности критикуются, а новые еще не сформировались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла – в XXI веке именно сегодняшние подростки будут участвовать в избрании органов государственной власти и впоследствии определять политику, экономику и социальные инициативы.

Все чаще педагоги, психологи, социологи современности, когда речь заходит о великом искусстве воспитания человека, задаются вопросами, ответы на которые, к сожалению, до сих пор остаются открытыми: Почему переполнены тюрьмы в нашей стране? Почему так много брошенных детей? Почему в каждой школе есть «трудные» дети? Почему равнодушие, жестокость, лицемерие являются нормой в отношениях людей?

В каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, отражающие идеологию и политику существующего общества, в зависимости от его строя, будь то рабовладельческий, феодальный или современный. Наибольший вклад в исследование проблемы воспитания внесли такие выдающиеся педагоги, как Я.А. Коменский (1592-1670), С. Полоцкий (1629-1680), Дж. Локк (1632-1704), Ж-Ж. Руссо (1712-1778), И.Г. Песталоцци (1746-1827), И.Ф. Гербарт (1776-1841), К.Д. Ушинский (1824- 1870), Л.Н. Толстой (1828- 1910), П.Ф. Лесгафт (1837-1909), В.П. Вахтеров (1853-1924) и другие. В настоящее время «под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями» [2].

Но это лишь современное определение воспитания, как научного понятия. На самом деле, в нашем обществе подходы к воспитанию по сравнению с предыдущими эпохами почти не изменились, а по некоторым параметрам, как отмечает в своем исследовании Л. В. Щеголева, даже ухудшились [4]. К сожалению, воспитанию подростков, которое должно служить краеугольным камнем в жизни современного общества, до сих пор ни со стороны общества, ни со стороны правительства не уделяется должного внимания.

В этой связи проблему можно сформулировать следующим образом: каким образом содержательно и методически повысить эффективность воспитания личности подростка, содействовать усвоению им законов социального пространства и необходимости нормативного поведения, развить саморефлексию, тем самым реализуя их личностный потенциал в соответствии с достижением общественно-полезных целей.

В настоящее время проблемы воспитания подростков разрабатываются многими научными школами и являются центральными для педагогической и психологической практики. Решение данной проблематики мы видим в разработке проекта воспитания личности современного подростка в условиях общеобразовательных организаций. В основе проектаположена организационно-содержательная модель формирования личности подростка.

Организационно-содержательная модель формирования личности подростка строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на достижение требований Федерального государственного образовательного стандарта, включая: «обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике; саморазвитие и самореализацию обучающихся в процессе их участия в общественной жизни; обеспечение готовности обучающихся к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; формирование уважительного и ответственного отношения к созданию семьи; формирование экологического мышления, культуры и поведения обучающихся; формирование отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как почетной обязанности гражданина России» [3].

Исходной основой модели формирования личности подростка является понимание необходимости учета внешних условий и внутренней позиции человека, возникающей в процессе самого развития.

Необходимо учитывать следующие психолого-педагогические основания: подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам; готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях как характеристике подросткового и юношеского возраста; психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности; потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах; потребность подростка к саморазвитию.

Осуществление развития личности в подростковом возрасте может происходить через систему специально организованных условий: работа с подростками для повышения у них социальной компетентности и формирования гражданской позиции; формирование ценностного отношения к себе, другим и человечеству; создание нового типа развивающей среды, способствующей личностному росту; развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций [1].

Реализация поставленной цели и задач невозможна без организации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования личности подростка, в котором ведущую роль играет деятельность психолого-педагогической службы образовательного учреждения.

Таким образом, проведенный теоретико-методологический анализ проблемы воспитания современной молодежи в условиях общеобразовательных организаций сегодня показал важность и значимость ее рассмотрения. В настоящее время, к сожалению, образование пока еще не стало ценностью общества. Судить об этом можно по числу беспризорных детей, росту социальных патологий у молодежи, качеству обучения, материальному состоянию некоторых образовательных организаций, отношению к профессии педагога, содержанию образовательных стандартов.

Вот почему разработанный нами проект воспитания личности современного подростка в условиях общеобразовательных организаций можно рассматривать как первый шаг на пути к коренной ломке социальных представлений, возврату национальных ценностей (гражданственность, патриотизм и пр.), развитию интереса к профессии педагога, поскольку любое действие, совершенное в сфере образования, является очень ответственным, и если оно несет в себе положительный нравственный потенциал, развивает духовность молодежи – он достоин как минимум рассмотрения и обсуждения в научных общественных кругах, как максимум – внедрения и реализации в практике учебно-воспитательного процесса общеобразовательных организаций.

Список использованных источников

  1. Жуина А.И. Педагогика сотрудничества в современных образовательных организациях // Новая наука: стратегии и векторы развития: международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 января 2016г., г. Ижевск). В 3 ч. Ч. 2. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. – С. 133-135.

  2. Мудрик А.В. Социализация человека: пособ. для студ. высш. учеб. заведений: 2-е изд. – М.: Педагогика, 2006. – 205 с.

  3. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта Общего Образования (среднее (полное) общее образование) от 15 апреля 2011 г. Руководители разработки проекта: Л.П. Кезина, академик РАО; А.М. Кондаков, научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.

  4. Щеголева Л.В. К вопросу о воспитании как общественном явлении // Воспитание в современной образовательной среде: материалы региональной науч.-практич. конф. / отв.ред. И.В. Васютенкова. – СПб: ЛОИРО. – 2011. – С.551-558.

Просмотров работы: 1063