СОЧЕТАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЧЕТАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Севостьянова Ю.С. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные реформы в жизни общеобразовательной и профессиональной школы предполагают качественное улучшение всех аспектов учебно-воспитательного процесса: изменяются учебные планы, разрабатываются и благополучно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники, появились лицеи, колледжи, гимназии, частные школы, исследуется навык иностранных средних учебных заведений.

В свете данных требований необходимо улучшать методы и средства преподавания, шире практиковать активные формы занятий, придавать им немалую практическую направленность. Отсюда следует, что необходимо увеличить эффективность самой учебной деятельности школьников.

Формирование творческой личности, выявление и реализация её способностей, потенциальных возможностей является прогрессивной задачей современной школы. Умелый выбор организационной формы обучения позволяет осуществить эти направления наиболее результативно.

В процессе образования присутствует противоречие между индивидуальными и коллективными формами обучения.

Организуя целенаправленную работу, учитель сталкивается с рядом проблем, занимаясь одновременно с большими группами школьников, далеко не всякий имеет возможность учитывать их индивидуальные способности. Работая одновременно со всеми, учитель непременно ориентируется на «среднего» ученика, идет средними темпами, проводит среднее число упражнений. Такая система обучения создает дополнительные трудности для одних и задерживает развитие других, что приводит к потере интереса к предмету.

Обучение информатике в настоящее время характеризуется рядом взаимосвязанных противоречий (социальных, научных). Одна из групп противоречий обусловлена тем, что современная концепция образования ориентирована на обращение к индивидуальным особенностям и потребностям личности обучаемых. В то же время методики обучения информатике, направленные на реализацию идей современного образования, фактически отсутствуют.

Вторая группа противоречий определяется тем, что традиционные формы обучения на уроке информатики не предусматривают речевое общение учащихся.

Следующая группа противоречий связана с тем, что в силу ряда причин большинство учителей в практической деятельности не используют имеющиеся результаты психологических исследований по возрастной и педагогической психологии, которые доказывают, что каждому возрастному периоду свойственны особые черты, определяющие предпочтение тому или иному виду деятельности, восприимчивость к соответствующим формам организации обучения.

Актуальность рассматриваемой темы определяется сформулированными выше противоречиями. Несоответствие между коллективной учебной работой и индивидуальным усвоением знаний может быть разрешено на базе слаженного сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы подростков. Как отмечают А.Н. Леонтьева, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, ученик при существующей ныне организации обучения, когда преобладают индивидуальные его формы, почти лишен возможности испытать интеллектуальное влияние коллектива, поскольку он не является участником общего дела.

Прогрессивная обстановка организации процесса обучения, в том числе и информатике, обнаруживает то, что большинство преподавателей не придают значения методологической и содержательной составляющей процесса индивидуализации. Требование учета индивидуальных особенностей учащегося – давняя традиция педагогики. Необходимость этого очевидна, ведь все обучающиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Это обуславливается их индивидуальными различиями. Требования сегодняшнего дня принуждают учителя постоянно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, стремясь, добиться того, чтобы каждый ученик постоянно находился в поле зрения.

Современная система организации обучения информатике в школе предоставляет достаточно мало для организации индивидуального обучения. Подобная ситуация связана прежде всего со стабильным расписанием и схожим для всех учебным планом, преподаванием предметов по единым учебным программам, использованием стандартных форм и методов обучения, которые не оставляют больших возможностей для творческой работы преподавателей по развитию учеников и формированию их личности. Отсюда, зачастую возникает низкая учебная мотивация обучающихся, невозможность учитывать их потенциал, собственные способности и возможности, а иногда и случайность выбора профессии, что влечет за собой внешнюю «неактивность» педагогов.

В нашем случае индивидуализация включает учет индивидуальных способностей учеников в процессе обучения во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Для организации индивидуализации процесса обучения информатике учеников необходимо учитывать:

  • обучаемость – возможности и способности к овладению материалом учебной дисциплины курса информатики на основе комплекса общих умственных и специальных способностей;

  • обученность – то, на каком уровне ученик овладел необходимыми предметными знаниями, умениями и навыками;

  • познавательные интересы – насколько учащийся заинтересован в своем самообучении, самообразовании, саморазвитии;

  • ориентацию на будущую профессию – то, насколько у ученика сформирована потребность в приобретении профессионально-специфических качеств и компетенций.

Очевидно, что индивидуальная познавательная деятельность школьников является основной, так как усвоение знаний, овладение умениями и навыками есть сугубо индивидуальный процесс, т.е. никто другой не может этого сделать за данного человека.

Индивидуальная работа может проводиться для решения различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля и т.д. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, консультации).

В условиях компьютерного урока информатики управлять индивидуальной деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Выход для учителя состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся в виде обучающих программ, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы. Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Работая один на один с компьютером (а точнее с обучающими программными средствами), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.

На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель обязан принять во внимание индивидуально- психологические особенности учащегося, ту совокупность факторов, которые могут помешать ученику благополучно учиться. К их числу относится реальный запас знаний, умений и навыков; уровень развития школьника; особенности процессов восприятия, мышления, памяти, воображения, эмоционально-волевых качеств; темп и особенности познавательной деятельности и многие другие показатели готовности ребенка к обучению в данном классе, по данному учебному предмету.

Немалую роль в образовательном процессе и поведении учащегося играют его интересы, склонности, темперамент, способности, характер отношения к учебной деятельности, взаимоотношение с учителем, учащимися, положение в классном коллективе, состояние здоровья, настроение.

Однако стоит отметить, что индивидуальная учебная деятельность разъединяет школьников, способствуя развитию эгоцентризма и эгоизма. Учащийся может замкнуться в себе, у него не формируется потребность в общении и передаче знаний.

При коллективной учебной деятельности урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Изменяется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания. На протяжении урока каждый ученик класса выполняет функции и ученика и учителя. Следует заметить, что общение в компьютерных средствах обучения (КСО) является доминирующим механизмом взаимодействия и по времени, и по содержанию. Одна из главных целей каждого учащегося – научить другого через общение всему тому, что знает и изучает сам. В технике КСО происходит полное совпадение коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю другого, тем больше и лучше я знаю сам. Основная задача педагога – организация и руководство процессом КСО. Коллективные способы обучения делают урок более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность, формируют и развивают мотивацию учеников в сотрудничестве, включают каждого ученика в активную работу на весь урок, создают условия живого общения, дают возможность беседовать, поправлять и оценивать детей, также дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени урока.

Целью учителя информатики и ИКТ является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

В коллективном уроке возможно участие нескольких классов одной параллели. Это может быть урок-представление, урок-конференция, урок – компьютерное или видеопутешествие. В любом случае занятие требует наличия в школе стационарной оборудованной аудитории.

Отдавая должное коллективной работе учащихся, надо подчеркнуть необходимость учить информатике каждого школьника.

Методика обучения информатике одной из центральных своих задач считает рациональное сочетание индивидуальной и коллективной работы учащихся. Индивидуальный подход в обучении предусматривает систему знаний, учитывающих знания учащихся к моменту изучения темы данного урока. Очень важно предусмотреть упражнения не только для учащихся, успевающих на «4» и «5», но и задания повышенной трудности для школьников с высокими способностями.

Во время ответа ученика другой учащийся стремится что-то ему подсказать. Такие попытки способствуют формированию у учащихся чувства переживания, доброты, благородства, нравственных качеств, взаимовыручки, адекватной самооценки. Поскольку у ребят есть стремление помогать друг другу, необходимо создавать им условия для этого, укреплять, развивать это качество.

Работая в коллективе, ученики учатся жить в обществе. Коллектив реализует воспитательные функции, способствует всестороннему развитию своих членов, участвует в подготовке к труду и жизни будущего поколения.

Но, к сожалению, при коллективной форме организации учебной работы может возникнуть проблема списывания, "ложного товарищества", слабые ученики при неправильной организации могут остаться в тени сильных учащихся.

Перечислим недостатки коллективной формы организации учебной деятельности учащихся:

  • требует особых умений педагога в преодолении противоречия между коллективными условиями обучения и индивидуальным характером усвоения; ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий;

  • коллективные условия учебной работы требуют особого мастерства в руководстве обучением каждого из 30-40 учеников класса. Например, сразу говорить со всеми учениками о конкретных ошибках каждого из них при усвоении данной темы невозможно.

Если разобраться в коллективной деятельности, то можно прийти к выводу, что при правильной организации совместная и индивидуальная работа дополняют друг друга.

Несомненно, компьютер и педагогические программные средства помогают учителю совершенствовать стиль работы, принимая на себя многие рутинные функции (тренаж, тестовый контроль и другое). Но! Важно помнить, что ведущая роль учителя сохраняется и в условиях компьютерного обучения, а роль компьютера во всех случаях заключается в том, чтобы быть надежным помощником учителя и ученика», методическим инструментом наряду с другими средствами обучения. Компьютер никогда не заменит личностного общения учителя с учениками и родителями.

Преподавание базового курса информатики в старших классах направлено на углубление и расширение с учетом повышения общей грамотности обучающихся, освоение новых аппаратно-программных средств или улучшение навыков работы с ним для решения разного круга задач. Можно сделать вывод, что очень важно заинтересовать ребенка в изучении информатики. Самые распространенные формы уроков, такие как лекция и фронтальная работа наиболее часто используются в процессе обучения, но использование только стандартных форм ведет к однообразию уроков, что в свою очередь приводит к потере интереса ребенка к изучению предмета.

При использовании различных форм уроков (как лекционных, так и практических занятий) происходит постоянная смена деятельности. За счет этого внимание детей на уроках и заинтересованность значительно повышается. Например, лекция с презентацией позволяет задействовать не только слуховой, но и зрительный канал восприятия, что помогает лучше запоминать материал. Для организации практических занятий по информатике необходимо оставить фронтальные работы для получения первоначальных навыков работы или отработки недавно полученных знаний.

Также очень важно привносить инновации в учебный процесс. Возможность работать с ресурсами Интернета, как на уроке, так и дома очень актуальна, потому что практически каждый школьник проводит много времени за компьютером. Использование электронного учебника сделает это пребывание полезным, позволит ученикам, которые не присутствовали на уроке, самостоятельно изучить ту или иную тему, выполнить задание. Все выше предложенные формы можно использовать как отдельно, чередуя на уроках, так и проводить комбинированные уроки.

Преимущества использования электронных образовательных ресурсов по сравнению с традиционными средствами обучения:

  • учет особенностей восприятия современных детей и подростков;

  • использование технических возможностей, обеспечивающих наглядность (мультимедийность);

  • быстрота и экономия времени на отбор, разработку и использование дидактических средств;

  • оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы.

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, – одно из условий образовательной компетентности ученика современной школы. Web-сайт – наиболее популярное и доступное для учащихся средство представления текстовой и графической информации. Здесь учитель может разместить тесты по всем разделам школьной информатики, пройдя которые ученик сможет проанализировать свои знания. В компьютерном классе, подключенном к Интернет у учителя есть возможность провести контрольные уроки и тренинги. Сайт дает возможность дистанционного обучения, к которому можно отнести дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для повышения активности к предмету и творческих способностей учащихся, учитель может разместить на сайте конкурсные задания. Таким образом, дух соперничества повысит стремление к повышению знаний и изучению дополнительного материала, что в свою очередь приведет к более качественному изучению предмета.

Кроме того, сайт может использоваться как периодическое издание, позволяющее педагогам и обучающимся опубликовать свои работы. Некоторые сайты средних учебных заведений являются средой для общения и обмена информацией между школой и учениками, школой и родителями, а также между самими школьниками.

Таким образом, образовательный сайт является универсальным условием для организации индивидуальной и коллективной форм обучения.

Просмотров работы: 3180