Необходимо отметить, что в настоящее время дети стали более агрессивными, это связанно с тем, что в СМИ, а в частности по телевизору показывают мультфильмы, которые способствуют развитию озлобленности и агрессивности у ребёнка. Таким детям необходима помощь, а не наказание, чтобы ребёнок была возможность задуматься, и впредь не совершать асоциальных действий.
Лев Николаевич Толстой считал, что воспитание является насилием над личностью ребенка, на первый взгляд это вызывает возмущение. Но на размышление наводит мысль, это ведь великий русский писатель и педагог, не мог он ошибаться. Но почему он в конце своей жизни отказался от идей свободного воспитания? А мы до сих пор провозглашаем его идеи как прогрессивные?
В своих педагогических мышлениях Л.Н. Толстой говорил «критериум педагогики - только один – свобода», он возражал не против воспитания вообще, а против зубрежки, угнетения. У ребенка должна быть свобода, и право на ошибку. Эту сущность ярко выразил А.С. Пушкин в своих стихотворных строках «… и опыт, сын ошибок трудных …».
Л.Н. Толстой развивая теорию свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в отечественной педагогике говорил, что даже положительное воспитание – это в какой-то мере насилие над личностью ребенка,
Часто в публикациях встречаем правильное или положительное воспитание детей. А какой смысл вкладывается в эти понятия «правильное» или «положительное»? Правильно это как? Копия по точному образцу? А где же индивидуальность?
Сегодня общество интересует, как нужно воспитывать на современном этапе развития государства. И наиболее общей целью воспитания сегодня является полезный для общества человек, который способный к личному успеху, человек, личность которого, развивается и самореализуется в гармонии с собой, природой и обществом. Человек должен быть готов к быстро наступающим переменам, готов к будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления. По-другому социальный заказ общества на индивидуальность.
Таким образом, Л.Н. Толстой и призывал доверить ребенку его самовоспитание. В теории свободного воспитания прежде всего идеи побуждающего воздействия на ребенка, при котором он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, не чувствуя над собой его власти, но вместе с тем находясь в сфере его интеллектуального влияния, наиболее полно может проявить активность, самостоятельность во всех областях своей деятельности.
Список литературы:
1. Иванова, В.М. Образовательная поддержка самоактуализации студентов в учебной деятельности как гуманитарный феномен [Электронный ресурс] / В.М. Иванова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф., 4–6 февраля 2015г. / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, – 2015. – [С. 1676 – 1678] - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска. - ISBN 978-5-7410-1180-5.– № гос. Регистрации 0321501547
2. Иванова, В.М. Самоактуализация смыслов и ценностей в учебной деятельности студентов / В. М. Иванова // Сибирский педагогический журнал. –2008. - № 4. – С. 207 – 215. – ISSN 1813-4718
3.Иванова, В.М. Структура образовательной поддержки самоактуализации студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013 - № 2. - С. 101-107.
4. Иванова, В. М. Теоретико-методологические предпосылки проектирования образовательной поддержки процесса самоактуализации студентов / В. М. Иванова, Н. В. Назаров // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. - № 12. – С. 30 – 35. – ISSN 1814-6457