РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: На современном этапе развития российской системы образования наряду с задачами собственно обучения и развития познавательных способностей старших дошкольников ставится задача их социальной адаптации. Решение задач социальной адаптации во многом зависит от педагога, который в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует личностному развитию детей.

Детский сад – первая ступень в образовании человека, она готовит детей к поступлению в школу. Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции.

Возникло противоречие между возросшими требованиями школы к развитию мыслительных операций у дошкольников и отсутствием конкретной программы по данному вопросу.

Проблеме развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определилопроблемунашего исследования. В теоретическом плане - это разработка комплекса методических приемов по развитию мыслительных операций старших дошкольников в процессе организованной образовательной деятельности. В практическом плане – это проблема выявления условий, обеспечивающих успешное развитие мыслительных операций старших дошкольников.

Объект исследования – педагогический процесс, направленный на развитие мыслительных операции у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности.

Предмет исследования – использование методов и приемов по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности.

Цель исследования – изучить, теоретически обосновать и апробировать особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности.

Гипотеза исследования: уровень развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности будет повышаться, если:

- учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей данной возрастной группы;

- своевременно проводить диагностику мышления у старших дошкольников;

- вести планомерную, систематическую и целенаправленную работу по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;

- создавать развивающую среду в данной группе для развития мыслительных операций в процессе организованной образовательной деятельности;

- привлекать родителей к процессу развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности.

2. Раскрыть особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

3. Описать использование методов и приемов по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности.

4. Провести диагностику уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.

5. Организовать опытно-экспериментальную работу по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности.

6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение, классификация имеющейся литературы;

- эмпирические: наблюдение, беседы, эксперименты, диагностические методики, анкетирование, моделирование.

Авторы исследования проанализировали психолого-педагогическую литературу по данной теме. Многочисленные исследования таких ученых, как А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Г. И. Минская, и др. показывают, что, если детей специально обучать, у них быстро меняется ход мыслительного процесса. Если пяти - семилетних дошкольников учат наблюдать и делать выводы, у них происходят значительные сдвиги в развитии мышления. Организуя специальное обучение, можно улучшить освоение детьми отдельных мыслительных операций — сравнения, обобщения, классифика­ции,— и ход мыслительного процесса в целом.

Опытно-экспериментальная работа по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной области была проведена на базе ЧДОУ детского сада «Happy Face Nursery» города Шарджа, ОАЭ.

Гипотеза нашла свое подтверждение, так как уровень мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста повысился, потому что:

- учитывались возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей данной возрастной группы;

- своевременно проводилась диагностика мышления у старших дошкольников;

- велась планомерная, систематическая и целенаправленная работа по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;

- создавалась развивающая среда в данной группе для развития мыслительных операций в процессе организованной образовательной деятельности;

- для решения данной проблемы привлекалось внимание родителей к процессу развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов, мы можем проследить на следующих диаграммах:

Таким образом, в ДОУ для успешной организации работы по данной проблеме должна быть создана предметная развивающая среда:

- методическая литература по данному направлению;

- дидактический материал;

- наглядный материал;

- детская художественная литература;

- материал доступный детям для продуктивных видов деятельности, способствующий развитию мышления старших дошкольников.

Авторы исследования убедились в том, что только планомерная и систематическая работа с использованием различных методических приемов в процессе организованной образовательной деятельности способствует развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Ведь мыслительные операции играют важную роль в формировании всех психических процессов ребенка (восприятие, воображение, речь, память и др.). Именно поэтому очень важно в этот сензитивный период развивать мыслительные операции для дальнейшего обучения ребенка в школе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гайштут А. Г. Название: По ступенькам к развитию внимания, памяти, логики. Издательство: Початкова школа Год: 2005-10с.

2. Дошкольное воспитание. Т.Быкова. Интеллектуальные игры. – М.: ООО Издательский дом. №1, 2014 – 30 с.

3.Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Авт.-сост. Е.Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 19 с.

4. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведе­ний. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 175 с.

5. Жукова О. Книга заданий и упражнений по развитию интеллекта. Издательство: Астрель. Год: 2010-15с

6. Мышление. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2011. – 69 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. – М.: Академия, 2000. – 127 с.

8. Савенков А.И. Исследовательское поведение ребенка и развитие мышления в онтогенезе // Материалы научно-практической конференции. - Москва-Звенигород, 2005. – 182 с.

9. Салмина Н.Г. Учимся думать – М.: Вентана – Граф, 2009. – 8с.

10. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2001. – 6 с.

11.Урунтаева Г.А.Детская психология: Учебник для студ. сред.учеб. Заведений – 8-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 -137.c

12. Федиенко В. Развиваем мышление. Школа для дошколят

Издательство: ИД Школа Год выпуска: 2008-32с.

13. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 127с.

Просмотров работы: 1303