НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Пескова К.А. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В качестве эпиграфа нашего выступления мы берём высказывание немецкого социолога, философа, социального психолога, психоаналитика Эриха Фрома: «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития – от родоплеменных форм общежития, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через большую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо. Человек без семьи считался обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей было необходимо. Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе необязательно. Иногда таким авторитетом был наделен дед или один из сыновей, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужу, отцу.

Мы опираемся в нашем исследовании на позицию Эриха Фрома, который анализировал позицию отца в семье подчёркивает, что отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка – источник безопасности.

По данным исследователей Спиваковской Аллы Семёновны и Кочубей Инессы Равильевны воспитание ребенка в семье с устойчивыми супружескими отношениями способствует:

– усвоению ребенком поведения, связанного со своим полом;

– формированию у детей таких качеств, как общительность, дисциплинированность, нравственность, активность, волевые компоненты.

Михаил Иванович Буянов предлагает следующую классификацию типов воспитания, деформирующих характер ребенка:

– воспитание по типу «Золушки», когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему завышенные требования, не давая нужной ему ласки и теплоты. Дети вырастают нерешительными, пугливыми, неспособными за себя постоять. Вместо того чтобы активно относиться к жизни, некоторые из них уходят в мир фантазий;

– воспитание по типу «кумира» семьи. В таких случаях выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Дети растут капризными, упрямыми:

– гиперопека – особый вид воспитания, при котором ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают развернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают не решительными, слабовольными.

– воспитание по типу «гипоопека», когда ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо и что такое плохо».

Исходя из данных типов воспитания, можно сформулировать следующие законы:

Закон 1: родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Закон 2: основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Закон 3: ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Закон 4: уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Закон 5: в семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как нравственная личность.

Основной принцип соблюдения справедливого отношения к детям – не сравнивать ребенка с другими детьми, а сравнивать ребенка с самим собой. Это положение было выдвинуто Константином Дмитриевичем Ушинским. Он предлагал в оценке ребенка исходить из того, каким ребенок был «вчера» и каков он «сегодня».

В своём исследовании мы руководствовались теориями таких научных деятелей, как: Л.С. Выготский, Г.Н. Волков, И.В. Гребенников, В.Н. Гуров, А.И. Иващенко, Б.Т. Лихачёв, Н.И. Монахов, А.Ф. Никитин и др. и провели первый этап опытно-экспериментальной работы. Мы получили результаты пилотажного исследования:

Опрос производился среди студентов ОГУ. Отметим, что из всего количества опрашиваемых, на все предлагаемые вопросы ответили всего 26 человек. Остальные 24-либо вообще отказались отвечать, либо отвечали на 1-2 вопроса. Опрос производился по следующим вопросам:

  1. Что вы понимаете под нравственностью?

Так или иначе знают ответ на заданный вопрос (21 человек)

Не знают, что такое нравственность (5 человек)

  1. Что на ваш взгляд влияет на воспитание ребёнка?

Семья (16 человек)

Окружение + семья (9 человек)

Окружение (1 человек)

  1. Как вы оцениваете современное состояние нравственной культуры семьи?

Среднее (3 человека)

Чуть выше среднего (6 человек)

Низкое (11человек)

Затрудняюсь ответить (6 человек)

  1. Нравится ли вам ваше поколение?

Нравится (11 человек)

Не нравится (8 человек)

Не очень (6 человек)

Затрудняюсь ответить (1 человек)

  1. Как вы смотрите на своё будущее?

Положительно (10 человек)

Боюсь за своё будущее (4 человека)

С надеждой на лучшее (8 человек)

Не задумывались о своём будущем (4 человека)

Поговорим непосредственно о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Воспитание должно строиться на основе неразрывного единства взглядов, убеждений и действия, слова и дела. Нравственное воспитание представляет собой:

– постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом;

– развитие ума;

– формирование отношения к добру и злу;

– формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой;

Исходя из данных определений, нравственное воспитание – это систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

Необходима привычка-правильно поступать. Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но ещё и воспитывать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно не потому, что сели и подумали, а потому что так привыкли. Поговорка гласит: посеешь привычку-пожнёшь характер, посеешь характер-пожнёшь судьбу.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются:

1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость – это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Педагог М.Климова-Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто».

Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

– Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

– Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются – образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. При этом всегда нужно помнить слова А. С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа – что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже заменишь.

Просмотров работы: 1106