ИННОВАЦИОННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИННОВАЦИОННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ

Петренко М.П. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для того чтобы раскрыть сущность инновационной воспитательной среды необходимо рассмотреть традиционные воспитательные среды на новом уровне их развития. В конце ХХ века, педагогика среды оказалась невостребованной.

Интернет не случайно называют символом и движущей силой глобализационных процессов, развивающихся в мире. Появилась необходимость новой педагогики среды – киберсреды. Киберпедагогика как информатизация образования становится приоритетным направлением развития системы образования, а киберсреда завоевывает все большее пространство в нашей жизни. Но искусственный мир, является амбивалентным процессом, обладает двойным назначением, т.е. характеризуется не менее мощным социальным негативом, и в результате ориентиры поведения для детей могут быть ошибочными, асоциальными.

Как мы сможем оградить наших воспитанников от негативного влияния виртуальных сред? Возможно ли создание виртуальных сред с социально – позитивными целями? Современные школьники получают образование в среде, не просто насыщенной множеством источников информации, а в среде виртуальной реальности в том числе, которая постепенно становится средой общения и социализации. Нарастает значимость виртуальности информационного пространства, когда виртуальными стали деньги, технологии, человеческие контакты. Информационное пространство из средства превращается в цель, человек получил возможность постижения мира в режиме онлайн и интерактивного участия в процессе культурного развития. Меняется сам образ действия человека, который «навязал» миру информационные образы, имена, символы и уже после этого продолжает свой диалог с искусственно смоделированным им миром.

Необходимо не просто отвлекать ребенка от нежелательных влияний виртуальной реальности, а педагогически направлять их. И получается, как в известном выражении если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе, это значит, что мы современные педагоги должны интегрировать традиционную педагогику в виртуальные среды, – ведь инновации вырастают из традиций. Инновационность современной педагогики заключается именно в интеграции традиционных, успешных методик воспитания в виртуальную среду.

Включение в виртуальную среду происходит с первых дней жизни: она является одним из ведущих факторов социализации. Не случайно поколение конца XX, начала XXI веков в научной литературе характеризуется как «цифровые аборигены», а также «homo virtualis» (Prensky M., 2010).

Обучающие компьютерные программы, ресурсы всемирной сети Интернет обладают мощнейшим образовательным потенциалом – сейчас с этим мало кто поспорит.

Согласимся, что Интернет является, в конечном счете, также средой, где происходит репрезентация сознания субъектов (и групп), ландшафтов и т.д. Технологии Разумной Среды (Интернет Вещей, Расширенная Реальность) являются, по сути, сопряжением Реального и Виртуального пространств. То есть образы, феномены, системы, присутствующие во Всемирной Сети, обретают все более непосредственные пути для своей материализации в мире артефактов. Дополненная Реальность использует технологию распознавания образов, чтобы на объекты реального ландшафта накладывать определенную текстовую или мультимедийную информацию, так называемые QR- коды (Quick Response). Сейчас их используют в области рекламы или внедрения цифровых технологий. QR-код представляет собой черно-белый четырехугольник на квадратной площадке. То есть ребенок или взрослый человек может, наведя камеру своего смартфона, допустим, на памятник, узнать его историю. В дальнейшем мэрия планирует разработать мобильное приложение, которое позволит пользоваться аудиогидами (оно будет находить ближайшие к человеку объекты, по которым имеется аудиоинформация). Технологии Дополненной Реальности позволяют также манипулировать объектами виртуальной среды. Происходит это, например, так: на листе обычной бумаги рисуется какой-либо знак, далее этот знак привязывается в компьютерной программе к определенному объекту (3D-модель, видео, анимация, действие), далее видеокамера, снимая вас, двигающего лист со знаком, выдает онлайн на экране манипуляцию с мультимедиа-объектом.

В просветительских целях QR-коды начали применять сравнительно недавно, зато с размахом: можно вспомнить, хотя бы инфоцентр о будущем парка «Зарядье», представляющий собой усеянный QR – кодами купол.

Для обучения в помощь учителям QR – коды очень могут помочь.

На пример спрятанная подсказка – Slackmath – внушительная база распечаток по геометрии и алгебре, в которые уже включены QR-коды с видеоинструкцией по решению каждой задачи. Если стандартные материалы учителя не устроят, он может закодировать собственные подсказки, а потом распечатать получившийся QR – код вместе с заданием. Каждый, кому понадобится консультация по теме, получит её в любом удобном месте, просто считав код.

Для привлечения школьников учиться, можно использовать QR Treasure Hunt Generator автоматически создает QR – викторину из предложенных вопросов. Затем распечатанные QR – коды можно рассредоточить по классу или по всему школьному двору. Ученики, возможно, подтянут не только знания, но и физподготовку.

По тому же принципу можно запросто организовать экскурсию по школе. У каждого кабинета или закутка нужно поместить распечатанный QR-код со ссылкой на видео, аудио или целый фотоальбом. Многие музеи уже давно используют этот приём, тем самым расширяя экспозицию не только пояснениями, но и дополнительными материалами вроде мини-фильма или даже игры по мотивам выставки. Всё это не говоря уже о том, что QR-код – прекрасный инструмент навигации, который многие университеты используют, например, для навигации в библиотеках.

Сейчас педагоги должны быть конкурентно способные, самосовершенствоваться и быть актуальными в настоящие время. Современному педагогу необходимо не только обладать знаниями в области ИКТ, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в вузах, но и быть специалистом по созданию и применению новых технологий в своей педагогической деятельности для решения профессиональных задач.

Необходимо изменить представление о педагогическом мастерстве педагога как о совокупности предметных знаний, умений и навыков. Мерой педагогического мастерства педагога следует считать личностный рост педагога, совершенствование его творческого и личностного потенциала, его готовность к фасилитационному общению в учебно-воспитательном процессе, фасилитация виртуального общения – это важный навык, которым должен владеть каждый современный педагог.

В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности школьников.

Одно из главных условий использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе – с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в образовательных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Приобщение школьников к ИКТ может идти разными путями, но при этом важным является целенаправленное развитие информационной культуры детей, умеющих добывать знания и использовать их в своей повседневной жизни.

Таким образом, сегодня актуальна потребность педагогизации социальной и культурной стихий виртуальной реальности, способной трансформировать сферу ценностных отношений. А это предполагает пересмотр некоторых традиционно устоявшихся подходов к пониманию «взаимодействия» и «открытости» в образовательном пространстве в инновационной сфере. Изучение инновационных подходов и нетрадиционных форм взаимодействия приводит к пониманию необходимости организации взаимодействия на основе образовательного партнерства, позволяющее находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов.

Киберсреда, как живой самоорганизующийся организм, не может быть просто складом по типу «приходите, выбирайте…». Он ориентирован на индивидуального субъекта Сети, моделируется, преобразовывается с каждым новым участником деятельности в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Средством же обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования и является киберсреда в инновационной сфере.

Список литературы:

1. Иванова, В. М. Самоактуализация смыслов и ценностей в учебной деятельности студентов / В. М. Иванова // Сибирский педагогический журнал. –2008. - № 4. – С. 207 – 215. – ISSN 1813-4718

2. Иванова, В. М. Интернет – проект как средство непрерывного образования в инновационной сфере [Электронный ресурс] / В. М. Иванова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф., 1–3 февраля 2012г. / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ,2012. – [С. 2500-2506]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска. - ISBN 978-5-4418-0022-8. - № гос. регистрации

3. Сляднева Н.А. Социальная киберпедагогика / Н.А. Сляднева // Вестник МГУКИ. – 2012, № 3.– 148 –153

4. Плешаков, В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. – Вып. 25. / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ–МОСПИ, 2006, С. 23–25.

Просмотров работы: 733