СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СО СТОРОНЫ ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ И КУЛЬТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СО СТОРОНЫ ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ И КУЛЬТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные секты уже не представляют собой устоявшийся образ отдельно живущих людей, некоей общины, отличной своими странными мировоззрениями и агрессивными ко всему окружающему миру. Сейчас, в эпоху открытого для передвижений мира, свободной информации, новейших средств связи и способов коммуникации вопрос о манипуляциях сознанием, навязывании деструктивных культов и установок, контроль над личностями людей приобретает принципиально новые черты, но становится ли он менее актуален? Когда государством гарантируется свобода вероисповедания, на людей, предлагающих на улице купить ту или иную литературу, посетить то или иное мероприятие смотрят часто поверхностно, как на что-то навязчивое, но вместе с тем - далекое. Само слово «секта» воспринимается, как правило, как что-то далекое от привычного нам мира - как максимум, сектанты ассоциируются с кришнаитами - пацифистичными странными молодыми людьми в оранжевых одеждах, или со свидетелями Иеговы, периодически стучащимися в наши двери. В любом случае, они представляют собой некий «другой мир», неактуальный с точки зрения каждодневных бытовых проблем. Более того - широко распространено мнение, что сектанты - это слабовольные и легкоподдающиеся внушениям люди, и что попадает в секту только какой-то конкретный, узкий круг людей. Это первое, наиболее распространенное, и вместе с тем - опасное заблуждение.

Современность привнесла новые способы донесения до людей нужной информации и контроля за ними. Современные сектанты - это такие же работники школ и вузов, слесаря и инженеры, дворники и разнорабочие, официанты и кладовщики, которые сосуществуют рядом с нами, ведут относительно социализированный образ жизни, и вместе с тем являются крайне дезориентированными личностями. Человек, уходя в секту, оставляет семью, привычный образ жизни, иногда и детей, но главное - свою свободу выбора и целостность собственного «я».

Тоталитарная секта – это особая авторитарная организация, лидеры которой стремятся к неограниченной власти над своими адептами и их эксплуатации, и прикрывающиеся маской образовательных, культурных, научных и иных учреждений.

В конце 2007-го - начале 2008-го года по всем телеканалам проходил сюжет про группу людей, укрывшихся в землянках в Пензенской области, где они, объявив себя «истинными христианами», молились о спасении в момент конца света. По мнению их лидера, Петра Кузнецова, он должен был наступить в мае 2008 года. Произошло это почти 10 лет назад. Те же 10 лет на Кубани действовала секта Александра Куренкова, основанная еще раньше - в 1998 году, причем перебравшаяся на Кубань в 2006 году из Украины. Жертвы этого культа подвергались физическому насилию, и только в начале этого года деятельность организации удалось закрыть. В прошлом году была закрыта секта лжесвященника Андрея Попова, объявившего себя «богом Кузей». Над странностью этого самозваного титула можно потешаться, но, к примеру, в Волгограде вполне «успешно» существует такая политизированная секта, как «Партия Космических Коммунистов».

Таких примеров - множество. История помнит и секты-убийцы, вроде «Аум Синреке», представители которых устроили теракт в японском метро с использованием газа (1995 год, по разным данным погибло от 12 до 27 человек). Через два года после этой трагедии, в 1997 году, в Калифорнии 39 человек совершили коллективное самоубийство - все были членами секты «Небесные врата», и верили, что таким способом отправляют себя на космический корбаль, который отвезет их «домой», в некий «надчеловеческий мир». В 2000-м году более 500 человек было сожжено заживо в сектантском храме в Канунгу (Уганда) - жертвами стали участники секты «Движение за возрождение десяти заповедей Бога».

Конечно, выше речь идет только о тяжелых преступлениях, но на нем перечень правонарушений, совершаемых в сектах и самими сектантами не останавливается. Можно припомнить и неуплату налогов, и мошенничество (Антоненко, лечившая больных «заряженной» водопроводной водой), и запрет на переливание крови, действующий в секте «свидетели Иеговы», который приводит к печальным последствиям. Но главное - это психологическая деструктивная обработка адептов, ведущая к распаду семей и потере человеком самого себя, а его - близкими ему людьми.

Так как же люди попадают в секты?

По всей Москве то и дело встречаются объявления «помощь наркозависимым, лечение от алкоголизма, в центре, бесплатно, анонимно» - люди, которые направляют туда родственника или знакомого, отдают его в руки пятидесятников и неопятидесятников. Там их изолируют от общества, навязывают свои учения, но главное - таким образом секта получает бесплатную рабочую силу. Сотни людей изучают английский язык под чутким руководством мормонов. Кстати, мормоны, официальное название которых «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» - секта-долгожитель, одна из немногих, имеющих собственное государство в государстве. Их штаб-квартира находится в городе Солт Лейк Сити, столице штата Юта (в котором мормоны составляют порядка 95% населения). Вам могут предложить посетить какие-нибудь ведические фестивали (веды - одна из популярных в наши дни тем), организованными кришнаитами - или зайти в их кафе, например, «Джаганат» на Курской. Рядом с метро «Чистые пруды» можно послушать лекции по кабаллистике, рядом Комсомольской проходят собрания секты «АллатРа», чьи баннеры также развешаны в Калининграде. Сотни людей ежедневно видят объявления о различных психологических лекциях и тренингах, в отдельную категорию можно выделить и различные психокульты, обещающие некий абстрактный «личностный рост», тут и там встречаются различные «школы магии и колдовства». Автор данной публикации в 2015 году побывал на совершенно обычном открытом уроке английского языка в одной из типовых школ, и только спустя 4 месяца наткнулся на заметку о том, что эта школа применяет методики саентологов.

Основа для попадания человека в секту, это, в первую очередь - обман. Таким образом попасть в секту может кто угодно, под совершенно обычным благовидным предлогом. Современные же технологии позволяют вербовать новых адептов даже без прямого контакта - через интернет и социальные сети. Так работает, например, культ «Бодхи», или продолжает действовать «Аум Синреке». Существуют последовательность действий, рассчитанная на несколько месяцев для вербовки новых членов - от подписания на какой-нибудь безобидный паблик про котят до личных встреч с другими адептами. Например, человек, заинтересовавшийся какой-нибудь религией, подписывается на группу в социальной сети, которую ведут участники секты. Через какое-то время в рамках типовой рекламной рассылки ему предлагают вступить еще в какую-нибудь группу, менее популярную, или - посетить бесплатное занятие, или купить какой-нибудь курс лекций.

Следует отметить, что численность подписчиков групп может измеряться сотнями тысяч человек. Очень популярной, а потому любимой темой сектантов становятся различные эзотерические лекции, группы, встречи - в умах людей, не избавленных до конца от суеверий находят отклик самые разные вещи - от гороскопов и гаданий до инструкций «как проводить какой-нибудь ритуал», от цитат из популярных книг до продажи сувенирной продукции (какие-нибудь талисманы на счастье, или обереги от сглаза). Медитации и йога всех видов, выдаваемые как некое абстрактное «духовное развитие» успешно предлагается в йога-центрах, устраивающих параллельно лекции каких-нибудь псевдоиндуситских гуру (к слову, «Общество Сознания Кришны» было основано в Америке). Неподготовленность к человеку и банальное незнание о том, что он пребывает в секте, или незнание вопроса, на котором основано предлагаемое ему учение (особенно актуально с псевдобуддизмом), незащищенность от обмана - вот основа, на которой строится вовлечение человека в секту. Это, пожалуй, главный признак тоталитарной секты: обман при вербовке. Другими признаками сектами являются наличие лидера («гуру»), метода, с которым он выходит «на рынок», собственно, существование самой организации и соответствующих вещей: требований к одежде, поведению, унификации адептов и т.д.

Существует ли психологическая предрасположенность к попаданию человека в секту? Да, есть внушаемые типы людей, но как было сказано выше, предполагать, что секты состоят исключительно из них - ошибочно. Следует понимать, что методы воздействия секты на сознания - по сути, психологические манипуляции. Они могут быть (и часто такое происходит) совмещены с методиками физического воздействия и даже банального шантажа (как у саентологов - все исповеди записываются на пленку, таким образом на каждого человека набирается многослойный компромат), но лидеры сект - манипуляторы. Можно выделить некоторые характерные для большинства черты лидеров секты - «гуру», «наставников» или «учителей», как часто они себя называют. Среди таких характеристик:

- стремление к власти.

- стремление использовать других людей.

- параноидальная структура личности.

- требование безоговорочного подчинения.

- психопатические черты.

Многие лидеры сект, так или иначе имеют психические патологии - многие из них официально проходили курсы лечения, и им свойственно болезненное честолюбие и патологическое стремление являться объектом поклонения.

Люди, которые попадают в секты, становятся зависимы от воли лидера - не имея возможности выразить собственное мнение, они, таким образом, являются потенциальными преступниками, ожидающими приказа сверху. Но при работе с пострадавшими следует отдавать себе отчет, что адепты секты - это жертвы. Т.е., в противодействии деструктивным культам, следует хорошо изучать структуру организации, выделяя лидеров группы. Поскольку в сектах важно удержание внутри группы ее членов, то секты объявляют себя «семьей», члены группы обращаются друг к другу «братья и сестры», а само учение объявляется единственно истинным. Внутри группы формируется зависимость от других участников коллектива и соответствующее противостояние с миром внешним, под который часто попадает и семья адепта (обычно адепты пытаются притянуть за собой и свою семью). Поэтому пострадавшие от деятельности секты - это не только жертвы, но и их близкие. Таким образом, работа по социализации и психологической реабилитации (адаптации) бывшего сектанта должна вестись не только с самим участником секты, но и с его родственниками, а по возможности - коллегами и друзьями. Часто встречаемая ситуация: «моя бабушка попала в секту, сделайте, пожалуйста, что-нибудь, а то она хочет продать квартиру и отдать деньги секте». Или: «он же сектант, он на даче собирает сектантов, помогите отсудить у него дачу».

Условием попадания в секту, кроме вышеописанных способов обмана, является стрессовое состояние. Почему человек пребывает в секте? Как ни странно, потому что ему там комфортно. Бывает, что люди идут в секту, имя следующие начальные установки: депрессию, излишнюю замкнутость, поиск себя (личностный кризис), неудовлетворенность потребностей, смена социального статуса и ролей (развод, или пенсия), неблагоприятная ситуация в семье (пример выше). На первом этапе обработки сознания человека сектой его просто «заваливают» любовью - им интересуются, его хвалят, его ценят за то, что он есть и какой он есть, что формирует у него привязанность к этому коллективу. Устранение из коллектива, страх перед подобным изгнанием есть один из методов контроля над человеком. Стоит только одному из свидетелей Иеговы начать выступать против распоряжений секты, как с ним перестают разговаривать все остальные, включая его родственников (если они тоже в секте). Таким образом, человек, оказываясь вне секты, оказывается абсолютно один. На этом основан феномен «профессионального сектанта», когда человек, оказавшийся изгоем в одной секте, не найдя себе применение, попадает в другую. В процессе социализации очень важно предоставить или создать для человека условия, замещающие секту. Это может быть довольно трудным, поскольку имея «остаточное культовое поведение» (характерные особенности которого будут описаны чуть ниже), ему трудно адаптироваться к иной социальной реальности. Если же этот человек пребывает в зрелом или пенсионном возрасте, или остается безработным, проблема только усугубляется.

Каковы психологические особенности культового поведения?

- Социальные изменения. Цинизм и нетерпимость к другим, проведение досуга с членами культа. Изоляция, фокус внимания на секте.

- Изменения в речи. Речевые штампы, культовая тематика диалогов. Многие секты используют так называемый «новояз».

- Изменения в настроении, расшатанность состояний.

- Когнитивные изменения, блокирование критики в адрес секты.

- Поведенческие изменения. Склонность к апатичности, агрессивное поведение в отношение других организаций, изменение концепции «Я», чувство вины и стыда, прививаемые в секте.

Все это следует учитывать при работе с пострадавшим, поскольку в процессе его реабилитации очень важно говорить ему на его языке. Часто родственниками и друзьями совершаются типовые ошибки: давление авторитетом, запугивание и отсылка к традиционным религиозным догмам. Человек, попавший секту, вбирает в себя антирелигиозные установки учения (оно провозглашается единственно-истинным), его система ценностей и авторитетов подменяется. Фактически, авторитетом для него становится лидер и сама организация. Это проявляется в разговорах - ссылка на мнение и разрешения «учителя», отсутствие представления и идентификации «я». Человек перестает мыслить и оперировать своей системой ценностей, его сознание и воля разделяются. Вышедшего из секты человека, таким образом, нужно заново учить принимать самостоятельные решения, опираться в решениях на себя, понимать вариативность ситуаций в противовес догматике учения. Человек в момент выхода из секты инфантилен, его психическая устойчивость нарушена. Не умея общаться с другими, он будет испытывать широкий спектр негативных эмоций - от страха и неуверенности до ощущения утраты и состояний, близких к депрессивным.

Сильное давление со стороны культа, организация его образа жизни, графика и распорядка дня приводит к его постоянному пребыванию в напряжении и последующему нервному и эмоциональному истощению. На практике это может приводить к психосоматическим заболеваниям - в добавление к тому, что он может «получить» в секте (тяжелые работы, побои, отсутствие нормального сна). Все это также требует тщательного медицинского и психологического исследования и наблюдения. Кроме того - вовлечение людей в секты, давление, которое оказывается сектами на личность, посягательства на права и здоровье граждан, обман и прикрытие правонарушений под благовидными предлогами - все это требует профилактики. Огромное количество сект и культов действуют под видами совершенно разных организаций - от благотворительных до образовательных, сектанты активно освоили интернет-пространство и, в частности, социальные сети. Вместе с тем, в юридической практике до сих пор отсутствуют внятные понятия о том, что такое секта, равно как и отсутствуют должные психологические критерии оценки и методики работы с сектами и их жертвами - фактически, дискус о том, что такое секта и что с ней делать до сих пор даже не выведен за рамки их противоборства с религиями, что делает работу по противодействию сектам, а также психологическому манипулированию и давлению, к сожалению, малоэффективной. Сейчас, в условиях мирового кризиса секты самого разного толка пытаются расширить свое влияние на общество, использовав глобальную нестабильность как новый повод для манипуляций (кстати, у многих сект, тех же «свидетелей Иеговы» есть немалый запас продуктов на день конца света) и обещаний лучшего будущего. Повсеместно пытаются создаваться новые. На конференции по сектам, прошедшей в ПСГТУ в январе этого года, в одном из докладов о современном состоянии проблемы было сказано, что известная численность и финансирование сект в 2015 году возросла на 30% - это только по известным для данных исследователей. Сотни различных деструктивных организаций «регионального» характера остаются без внимания правоохранительных органов, и становятся известны общественности только в связи с громкими скандалами и уголовными делами. Секты активно пытаются продвигать своих членов в общественные структуры - в политику, в преподавательские составы, в государственные учреждения, добиваясь как влияния на управляющие слои общества, так и лоббирования со стороны властей. Все это, как правило, остается без внимания не только по нежеланию общества и госструктур воспринимать проблему серьезно, но и банального беспорядка в законодательстве и отсутствии методик работы. В сферах юридического регламентирования деятельности религиозных (хотя бы религиозных) и псевдорелигиозных организаций, а также психологических исследований и профилактики (и реабилитации) пострадавших от деструктивных культов и сект необходимо навести элементарный порядок. Сейчас, в лучшем случае под судебные разбирательства попадают лидеры культов, что не всегда ведет к самоликвидации секты (например, их может сменить другой видный деятель), или же запрещают деятельность какого-то конкретного отделения секты - уже много лет идут судебные процессы в самых разных регионах о запрете деятельности «свидетелей Иеговы», причем практически в каждом по отдельности. И при этом в принципе не существует никакой централизованной психологической помощи пострадавшим от тоталитарных сект. Частично эту функцию выполняют церковные миссионеры, частично - гражданские активисты. Никакой грамотной и квалифицированной психологической поддержки и реабилитации людей, покинувших секты в России не существует. Даже если это связать с общим низким состоянием служб социальной помощи населению, легче ситуация не становится - тоталитарные секты и деструктивные культы по-прежнему остаются крайне опасным как в частном, так и в общественном плане явлением, в отношении которых практически не проводится минимально необходимой работы.

Просмотров работы: 1097