ВОСПИТАНИЕ СВОБОДОЙ, ИЛИ СВОБОДА ОТ ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОСПИТАНИЕ СВОБОДОЙ, ИЛИ СВОБОДА ОТ ВОСПИТАНИЯ

Савина О.Е. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание - направленный процесс воздействия на человека со стороны другого. Но хорошо ли повлияет этот процесс? Человеку навязывают, и даже можно сказать, заставляют усвоить какие-то нравственные привычки, взгляды на что-то. Когда человека учат (преподают) ему дают готовую и нужную для преподавателя информацию, преподаются только те предметы, которые человек (наставляющий) считает нужными другому, «правильными». Потому что каждый человек себя любит и считает, что если другой ведет себя не как ты, значит это плохо. Нужно так, как я. Правильный поступок - это как бы я поступил, и такой «эгоизм» (если это можно так назвать) есть в каждом, у кого-то больше, у кого-то меньше. Толстой говорил много интересных мыслей по поводу воспитания и обучения. Проблема вот такого насильственного воспитания встречается везде, будь то образовательное учреждение, дом, друзья и т.п. Нас учат везде. Кто-то занимается этим профессионально, кто-то нет. И верным учением является то, что мы сами для себя примем, потому что все мы разные и у каждого свое представление о «правильном». Воспитание зависит от направленности, жизненной позиции и целей ориентирующего. Что такое хорошо, и что такое плохо у каждого свое и считая наше влияние правильным в своем понимании вещам, нравственным нормам и поступкам мы можем решить судьбу человека. Если мы под воспитанием понимаем навязывание, то это насилие над личностью. А если мы понимаем под воспитанием передачу человеческого опыта? И когда вообще воспитание достигает своей цели? Лев Николаевич, я думаю, считал, что каждый должен учиться на своем жизненном опыте, а не чужом. Развитие происходит тогда, когда личность сама выбирает что ей нужно, а не принимает знание и опыт как готовый продукт. Мы лишь должны создать условия для того, чтобы ребенок мог самостоятельно развиваться. Толстой был за свободный полет детского творчества, его самостоятельность в мыслях, действиях, а так же против угнетения детей. Я считаю, цель воспитания достигается тогда, когда не мы развиваем личность, а личность развивается своими усилиями, а мы лишь должны способствовать его развитию, поддержать. Подобных и противоположных примеров точек зрения не мало. П. П. Блонский считал, что роль семьи занимает важнейшую позицию в формировании ребенка как личности. Говорил что нормальная семья, в которой царит сердечность мир и порядок важнейшее условие для правильного воспитания детей. Им был предложен ряд педагогических мер как, например не говорить слишком часто о недостатках ребенка, так как это может способствовать потере веры в себя у ребенка. Так же не рекомендуется, что-либо запрещать и приказывать, а лучше наводить на правильный путь. Из истории знаем, что Лев Николаевич Толстой жил в эпоху, когда было строгое обращение с детьми, наказывали детей физически. Мнение родителей имело абсолютное значение. Зачастую родители в ходе воспитательного процесса не учитывали индивидуальные особенности личности ребенка, то есть родитель, сапожник видел в своем сыне будущего сапожника. Эти примеры говорят о том, что воспитание может быть разным. Нас воспитывают везде, каждый в своей мере. И от этого зависит сама личность и ее психическая полноценность и здоровье. Всем нам знакомы слова «должен», «обязан». Кому должен или обязан, по сути, еще не сформированная личность и что именно должен? В наше время огромный акцент делается на важнейшую концепцию постиндустриального общества - «образование длинной в жизнь». Понятия образование и воспитание тесно переплетаются. Процесс воспитание также идет длинною в жизнь. Придерживаться одному методу воспитания - такого не будет. Как растут ученики, так растем и мы. Спустя какое- то время мы сами изменим взгляд на что- то, будем менять так же и метод преподавания. Через какое- то время мы поймем, что можно преподносить знания по- другому, более доступно, может. Или может у нас будут другие возможности. В общем, в любом случае это будет изменяться даже, возможно, незаметно для самих нас. Также идет речь не только о воспитании со стороны, но и о самовоспитании. Общество дает нам определенный алгоритм действий, по которому как нам казалось, мы обязаны следовать, чтобы обеспечить себя и свою семью. Но разве мы должны идти по такому пути? Стоит задуматься также, а действительно ли это будет на пользу нам, и не станем ли мы лишь оружием в чужих руках для удовлетворения их интересов. Слово «должен» абсолютно условно. «Должен» это одно из орудий воспитания для манипулирования личностью. «Если должен то сделай и так будет правильно» навязывает нам общество. Почему этот вопрос так актуален по сей день. Ведь еще со времен Льва Николаевича Толстого, когда была совершенно другая эпоха, общество волновал вопрос свободного воспитания, и до сих пор он остается открытым. Воспитание - это хорошо или плохо? Проблема остается актуальной, так как не нашлось хотя бы двух людей с одинаковым представлении обо всем, а так же одинаковым умением донести до другого свою мысль, а также не нашлось и двух учеников которые одну и туже информацию одинаково воспримут.

Таким образом, воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. И грамотный воспитатель (педагог, родитель) должен уметь использовать те или иные личностные особенности ребенка для реализации цели воспитания.

Просмотров работы: 640