Один из наиболее подходящих методов решения транспортной задачи – итерационное улучшение плана перевозок. Суть его в следующем: находим некий опорный (первоначальный) план и проверяем его на оптимальность. Если план оптимален – решение найдено. Если нет – улучшаем план столько раз, сколько потребуется, пока не будет найден оптимальный план. Наиболее простым методом составления опорного плана является метод северо-западного угла, который состоит в последовательном переборе строк и столбцов транспортной таблицы, начиная с левого верхнего угла. Количество перевозимого груза соответствует максимально возможной отгрузке в ячейки таблицы так, чтобы заявленные в задаче запасы поставщиков или потребности потребителей не были превышены. На стоимость доставки в этом случае не обращают внимания, т.к. предполагается только составлений первоначального плана перевозок, а затем последующая оптимизация отгрузок методом потенциалов.
Прежде чем начать составление первоначального плана перевозок, необходимо проверить данные задачи на сбалансированность, т.е. суммарные запасы поставщиков должны соответствовать суммарным запросам потребителей. В противном случае необходимо введение «фиктивных» строк или столбцов с нулевыми стоимостями перевозок.
Пусть условие транспортной задачи представлено в виде таблицы 1. Здесь суммарные мощности поставщиков составляют 4 + 6 + 8 + 7 = 25 и суммарные мощности потребителей 3 + 5 + 4 + 7 + 9 = 28 не совпадают. Значит, необходимо ввести «фиктивного» поставщика с запасом товара 28 – 25 = 3 и нулевыми стоимостями перевозок (таблица 2).
Таблица 1. |
Таблица 2. |
||||||||||||||||
Потребители Поставщики |
3 |
5 |
4 |
7 |
9 |
Потребители Поставщики |
3 |
5 |
4 |
7 |
9 |
||||||
4 |
6 |
3 |
7 |
10 |
6 |
4 |
6 |
3 |
7 |
10 |
6 |
||||||
6 |
2 |
7 |
6 |
9 |
3 |
6 |
2 |
7 |
6 |
9 |
3 |
||||||
8 |
3 |
4 |
2 |
3 |
5 |
8 |
3 |
4 |
2 |
3 |
5 |
||||||
7 |
3 |
4 |
5 |
4 |
2 |
7 |
3 |
4 |
5 |
4 |
2 |
||||||
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Программная реализация метода северо-западного угла в программном модуле Mathcad 15 представлена на рис. 1.
В результате будет получена первоначальная матрица перевозок , которую можно использовать как основу для поиска оптимального решения.
Литература:
Галяутдинов Р.Р. Транспортная задача – решение методом потенциалов // Сайт преподавателя экономики. [2013]. URL: http://galyautdinov.ru/post/transportnaya-zadacha
Агишева Д.К., Зотова С.А., Матвеева Т.А., Светличная В.Б. Линейное программирование: учебное пособие // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 61-62.
Агишева Д.К., Зотова С.А., Матвеева Т.А., Светличная В.Б. Математическая статистика: учебное пособие // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2 – С. 122-123.