НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОССИИ: ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОССИИ: ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ

Шахмуратова А.Н., Музыкантова В.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала.

В. О. Ключевский

В настоящее время в мире особенно остро стоит проблема национального самосознания каждого народа. Первостепенное значение приобретает возрождение народной культуры в частности народных национальных праздников.

Отторжение современного общества от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени.

Мы забываем свои корни, культуру, которую хранили, передавали из поколения в поколение многими веками. А сегодня современные люди даже не знают, от кого и где можно научиться «жить по-русски»: узнать традиции, праздники и проникнуться «русским духом».

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды.

Однако, наиболее богаты и разнообразны обряды и традиции связанные с семьей. Видимо потому, что сознание и сохранение семьи - вопросы для любого (и малого, и большого) народа жизненно важные.

В семье Настоящее встречается с Прошлым, и вместе они рождают Будущее.

Именно семья, передавая традиции из поколения в поколение, меняя и совершенствования нации в данную историческую эпоху, стремилась пронести через толщу времени главное: любой обряд или ритуал должен служить сохранению нации, народа. Результатом этих тысячелетних усилий и стала семья в современном виде. И сегодня мы обязаны сделать все, чтобы сохранить семью, ибо без нее нет ни государства, ни нации. Чтобы успешно решать эту, во все времена актуальную задачу, необходимо знать истоки рождения и формирования семьи, ее исторического развития и становления.

Возрождение старых и создание новых обрядов и праздников- дело довольно сложное, по-настоящему творческое и требует большого такта, серьезности и бережности в воплощении.

За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное семейное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно возросла.

Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

Проблему праздников как явления российской культуры можно рассматривать с различных позиций. В частности, многие праздники, имея под собой юридическую основу, утверждаются в культурной сфере по инициативе органов управления Российской Федерации. В то же время часто в качестве предпосылок к этой инициативе выступают нравственные потребности членов российского общества. Примером тому служит причисление к государственным праздникам День семьи, любви и верности, который отмечается в России 8 июля. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.

Итак, кратко об истории праздника. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор. Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.

В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.

Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.

После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.

Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии, и ни разу не упрекнул ее в том, что она - причина их тягот.

Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.

Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли». Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь после смерти. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Собор был разрушен в конце 1930-х годов.

Рождение современного праздника.

Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.

В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города.

С 2001 года день города Мурома отмечают 8 июля в день памяти православных дню муромских святых Петра и Февронии.

В апреле 2007 года в ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил о решении объявить 2008 год «Годом семьи». Указ был подписан в июле. 24 декабря состоялась церемония открытия Года семьи в России.

26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике инициатива об учреждении нового государственного праздника в День святых князей Петра и Февронии — «Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья» была одобрена единогласно. Праздник учреждён как альтернатива Дню святого Валентина.

Символ праздника ромашка, простой, но благородный цветок. Также бытует мнение, что ромашка – цветок примирения. Вскоре специально для этого праздника выпустили медаль, на одной стороне которой изображены святые Петр и Феврония, а на другой – ромашка. Два лепестка у нее окрашены в синий и красный цвета.

Для популяризации праздника Петра и Февронии во многих российских городах были установлены монументы преподобным князю и княгине. Первый памятник святым был установлен в Архангельске. В 2008 году у здания ЗАГСа в Муроме появился памятник Петру и Февронии – «Союз любви – мудрый брак».

С 2009 года скульптурные композиции стали устанавливаться во многих городах России в рамках общенациональной программы «В кругу семьи».

Памятник стоит и в городе Ульяновске. В 2008 году снят исторический фильм «Петр и Феврония. История вечной любви».

Так, на разных сторонах одной медали соединились и дополнили друг друга два праздника: православный и светский. День семьи, любви и верности отмечают в 40 странах.

Литература:

  1. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви. – М., 2002.

  2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. 7-е изд. – М.: Высшая школа, 2003.

  3. Мазаев А.И. Праздник, как социально-художественное явление. – М.: Наука, 1998.

  4. Народная культура Сибири: Материалы VII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Редкол.: Т.Г. Леонова (отв. ред.) и др. - Омск: Издательство Омского гос. педагог. университета, 1998.

  5. Некрылова А.Ф. Круглый год. - М.: Правда, 1991.

  6. Орлов О.Л. Праздничная культура России. - Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2001.

  7. Терещенко А.В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — М.: Русская книга, 1999.

  8. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. - М.: Рипол Классик, 2000.

Просмотров работы: 746