ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Сулейманова А. Х., Пискунова А. А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование личности, развитие творческого потенциала индивида зависят от многих факторов, среди которых важную роль играет эмоциональное состояние человека и его самочувствие в детстве. Проблема эмоционального благополучия ребенка школьного возраста приобретает особую актуальность в современных условиях кризиса социальных отношений и повышенного темпа жизни.

Проблема формирования личности ставит перед искусством особые задачи и требует определения его места в комплексном подходе к воспитательной деятельности общества [4, с.11].

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство, расширяя общий и художественный кругозор индивида, развивает личность.

В философском словаре слово «искусство» трактуется как особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая отражает действительность в художественных образах и является важным средством освоения мира [5, с.155].

С точки зрения Н.Л. Карповой и А.Д. Яковистенко, искусство есть одна из форм постижения бытия, а также самопознания и самовыражения человека наиболее образного, эмоционального и полного, почему истинные произведения искусства становятся общечеловеческим достоянием, имеющим силу воздействия «вне времени и пространства» [3, c.66].

Искусство самым различным образом связано с жизнью человека. Оно является и своеобразной формой осмысления жизни и человеческих поступков, оно и запечатлевает для памяти человечества значительные события и образы людей, служит украшению быта, является источником наслаждения [6,с.22].

Автор А.Н. Заховаева убеждена, что одной из основных функцией искусства является воспитательная. Но, с ее точки зрения, искусство не просто воспитывает, а формирует облик человека, развивает целостную личность, так как оно способно привить индивиду духовные ценности, сформировать нравственные ориентиры и моральные качества. Тем самым искусство, отражая действительность, показывает, какой должна быть человеческая жизнь.

Главной функцией искусства А.Н. Заховаева считает гуманизирующую, благоприятно влияющую на развитие личности, так как произведение искусства подобно своеобразному инструменту может стабильно действовать импульсами, которые в него заложены.

Отметим, что воспитательная функция искусства содержит в себе неограниченные возможности для развития творческой деятельности индивида.

Исследователи Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская полагают, что искусство как фактор художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу личности, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную и катарсистическую функции. Психологическая природа катарсиса определяется художественным восприятием, которое представляет собой сложную работу чувств, мыслей, воображения воспринимающего тот или иной художественный образ. Исходя из того, что искусство вызывает в людях определенные эстетические переживания, психологи выделяют механизмы формирования художественных образов.

Современная психология искусства рассматривает специфику взаимодействия личности и искусства на трех уровнях.

К первому уровню относится творческая личность художника и создаваемое им произведение искусства.

Ко второму уровню – исполнитель и его художественная интерпретация «первичного искусства».

К третьему уровню относится ценитель, реципиент в его соотнесенности с искусством.

По мнению Р. Арнхейма, произведения искусства – это очищенная, увеличенная и выразительная копия объекта, порожденная восприятием художника [3,c.274].

Следует отметить, что становление художественного сознания проходит два этапа: стадию чувственного мышления и логического анализа. Универсальным психологическим механизмом, приводящим в движение все составляющие художественного сознания, является художественно-творческое воображение.

Первая особенность художественно-творческого воображения заключается в том, что фантастические и нереальные переживания протекают на совершенно реальной эмоциональной основе.

В нем присутствуют сильные чувства, с одной стороны, и созерцание, с другой. Специфика художественно-творческого воображения как раз заключается в том, что сильные чувства опосредуются противоположной деятельностью фантазии, в которой находят свое разрешение. Вот почему эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков и дрожи, они разрешаются в образах фантазии [2].

Основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты.

Вторая особенность художественно-творческого воображения, тесно связанная с первой, состоит в том, что внутреннее содержание образа –совокупность идей, чувств, оценочных отношений к жизни воплощается в непосредственно воспринимаемой форме.

Третья особенность заключается в его способности интегрировать «прогрессивную» и «регрессивную» тенденцию художественного сознания.

П.М. Якобсон считает, что процесс знакомства человека со всей сферой прекрасного в целом является эстетическим восприятием. Но искусство – область специфических созданий человеческого труда и таланта – рождает самые углубленные и содержательные эстетические впечатления у людей [78,c.5].

По мнению Н.П. Карпова и А. Д. Яковистенко, восприятие высокохудожественных произведений порождает специфические положительные эмоции – эстетическое чувство, эстетическое наслаждение, катарсис [27, С.66].

Е.П. Крупник выделяет три основных типа восприятия искусства.

Первый тип – нецелостного художественного восприятия, которому свойственно восприятие «смысла» вне формы. Не обладая чувствительностью к форме, представители этого типа выделяют те детали формы, которые оказываются созвучными усвоенным ими нормами восприятия искусства независимо от того находятся ли эти детали формы в центре или на периферии замысла художника. Неравномерно вырванные из контекста детали становятся поводом для домысливания.

Эстетический тип восприятия – второй тип ориентирован на форму вне смысла.

Третий тип – высокий тип художественного восприятия – базируется на способности личности к интегрированному мировосприятию, к гармонии чувства и разума при контакте с миром.

Такое мировосприятие позволяет познавать эстетический объект как целостность, воспринимать его образную природу, не отвлекать форму от содержания [4, с.77].

Необходимо отметить, что отношение к художественному произведению формируется до встречи с самим произведением искусства. Оно возникает в тот момент, когда формируется общественное мнение о том или ином художественном произведении, художнике, художественно направлении.

Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить, искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функциии участвует, таким образом, в процессе формирования личности.

Список использованных источников:

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.- 352с.

  2. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. – М.: Лабиринт, 1997. – 416 с.

  3. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — Режим доступа-http://psyjournals.ru/exp/2008/n1/Petrenko_Korotchenko.shtml

  4. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников: Уч. Пособие для студентов высш. пед. заведений / М.: Академия, 2003. - 176с.

  5. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. – М. : Политиздат, 1972. – 496 с.

6. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.- 66с.

Просмотров работы: 677