ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольное детство ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по формированию экономической культуры у детей дошкольного возраста обладает большими возможностями и перспективой для развития социализации личности ребенка.

Культура - это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности, которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Экономическая культура - часть общей человеческой культуры, которая влияет на экономическую политику в государстве, эффективность труда в обществе, на благосостояние каждой семьи. Формирование у старших дошкольников экономической культуры, особенно, в нашей области актуально, современно и необходимо.

Культура создается, культуре обучаются. Поскольку культура не

приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и

передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его

поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности

членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их

поведение.

Исследования в области экономического воспитания детей дошкольного возраста были начаты в конце 80-х годов ХХ века, однако общество для осознания этой важной проблемы «созрело» только в последние три-четыре года.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема формирования экономической культуры у дошкольников весьма сложна неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на формирование представлений подрастающего поколения о

справедливости, честности, так как в условиях капитализации экономики они

смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева [2,с.5-6], являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю». Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы экономической культуры, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений, экономически значимого чувства долга и ответственности.

Педагоги С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко [3,с.56] отмечают, что в формировании экономических представлений необходимо уделять особое внимание формированию представлений о нравственности у дошкольников.

Личный нравственный, а тем более, экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек.

Самое главное, утверждает А.С. Белкин [1, с.96], помнить, что нравственно-экономические представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. Формирование нравственно-экономических взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим.

Педагог И.Ю. Орлова [4, с.120] считает, что перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности. Воспитатели и родители редко используют художественные произведения в качестве смыслового фона нравственно-экономического воспитания дошкольников. Между тем в них можно обнаружить кладезь интригующих тем и поводов для организации с детьми интересной работы в этом направлении.

Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечают современные исследователи, чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, подкрепленного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Как следствие, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-экономическими нормами.

В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения – продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. У детей формируются первичные комплексные представления о технологии приготовления несложных блюд, развиваются и приобретаются жизненные и специальные навыки в доступных видах труда.

Это позволяет значительно обогатить трудовую деятельность детей, пробудить инициативу, интерес и желание трудиться для себя и других людей. Высокий воспитательный потенциал среды не только способствует формированию целостного понимания мира, но и придает жизни новое качество, облагораживает мир ребенка. Это помогает детям соотносить результаты труда и трудовые процессы с названиями профессий, устанавливать связи между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми им инструментами, техникой. В результате у дошкольников повышается интерес к труду взрослых, желание трудиться, появляются новые сюжетно-ролевые игры, в которых они творчески воссоздают разнообразные стороны действительности. Изменяется отношение детей не

только к труду взрослых, но и к своему собственному. Они учатся планировать трудовую деятельность, подбирать необходимые орудия труда и

ценить результаты деятельности.

Педагоги Г.Г. Полищук, Л.П. Бочкарева [5,с.16] выделяют основные задачи, принципы реализации задач экономического образования - деятельностный подход, который наиболее полно отражает психологические, эмоциональные, интеллектуальные возможности дошкольников. По их мнению, существует ряд факторов, обеспечивающих успех экономического образования: тесный контакт взрослого и ребенка; тщательный отбор близкого и понятного детям содержания; обязательный учет жизненных ситуаций, с которыми сталкивается дошкольник в быту и в повседневности; постоянное сотрудничество с родителями; тематический принцип планирования работы.

Авторы предлагают осуществлять формирование основ экономической

культуры в дошкольном детстве в несколько этапов.

Первый этап. Экономическое воспитание в семье (быть способным чувствовать потребности семьи, знать расходы на их удовлетворение, ориентироваться в предметах первой необходимости, связывать семейные доходы с характером труда родителей, иметь домашние обязанности и т.д.).

Второй этап. Экономическое образование в дошкольном учреждении

(ознакомление детей с элементарными и простейшими основами экономической науки, ознакомление с доступными профессиями, связанными с экономикой, бизнесом, предпринимательством).

Анализ литературы показал, что формирование основ экономической культуры актуально для экономического образования дошкольников на современном этапе развития общества и как нового направления педагогики.

Таким образом, экономическая культура это часть общей человеческой культуры, которая влияет на экономическую политику в государстве, эффективность труда в обществе, на благосостояние каждой семьи.

В заключение еще раз отметим, что период дошкольного детства с его активной экономической социализацией является сензитивным для формирования экономической культуры в становлении личности. Экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

Список литературы

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/А.С. Белкин.- М.: Изд. Центр «Академия», 2000. - 192с.

  2. Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание/ Б.Т. Лихачев.-Воспитание школьников, 1991.- № 5. С.5-6.

  3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко.- М.: Изд. центр «Академия», 2002.-192с.

  4. Орлова И.Ю. Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ на примере игры "Музей денег". Региональная научно практическая конференция Челябинск, 2008.-С.120-128.

  5. Полищук Г.Г., Бочкарева Л.П. Формирование у старших дошкольников основ экономической культуры. Методические рекомендации УИПК ПРО «Дошкольник. Содержание образования» / Г.Г. Полищук. - УЛГПУ Ульяновск, 1998. - С. 16-22.

Просмотров работы: 1780