ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Игнатова А.Ю. 1, Миронова Н.И. 1
1Филиал «Воронежский государственный университет» в г.Борисоглебске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Характерной особенностью современного начального образования является вариативность, которая обеспечивает постепенность перехода на новое содержание, развивающую среду и вызвана необходимостью развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В основе учебно-методических комплектов нового поколения лежат идеи личностно-ориентированного обучения, что позволяет, с одной стороны, успешно решать задачи достижения высокого уровня обучения школьников, формирования их учебной деятельности, с другой - обеспечить здоровьесберегающий эффект [1].

Наиболее широко в начальной школе используются такие учебно-методические комплекты, как «Школа России», «Школа 2000-2100», «Начальная школа XXI века», система Л.В. Занкова.

Исходной позицией в разработке учебно-методических комплектов для авторов стали ведущие дидактические принципы отборасодержания образования, обеспеченияобучения и воспитанияучащихся начальной школы в системе развивающего обучения.

Проведенное Е.А. Менчинской исследование показало, что результаты обучения по новым УМК не всегда утешительны. С помощью специально составленных анкет были получены сведения о состоянии здоровья младших школьников, занимающихся по разным вариативным программам [1].

Анализ уровня здоровья младших школьников показывает, проведенный Е.А. Менчинской показал, что положительная динамика высокого уровня здоровья учащихся наблюдается по всем программам, кроме классов, занимающихся по системе Л.В. Занкова. Причем резко выраженная положительная динамика наблюдается в классах, занимающихся по программе «Начальная школа XXI века»[1].

В структуре морфо-функциональных отклонений в течение всего обучения в начальной школе заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения занимают ведущее место. Причем ярко выраженная отрицательная динамика наблюдается в классах, занимающихся по программе «Школа России» [1].

Относительно благоприятная картина наблюдается в классах, занимающихся по программе «Начальная школа XXI века». Здесь не выявлено резкого ухудшения здоровья учащихся, а по некоторым показателям (заболевания нервной системы и др.) прослеживается положи­тельная динамика. «Вообще нужно отметить, - пишет Е.А. Мечинская, - что сравнительный анализ состояния здоровья выпускников начальной школы, занимающихся по разным учебно-методическим комплектам, показал, что УМК «Начальная школа XXI века» в большей степени ориентирован на здоровьесбережение младших школьников, позволяет рационально регулировать их учебную нагрузку, учитывает возрастные особенности учащихся. Статистические данные подтверждают положительное влияние этой программы на здоровье учащихся» [1].

Проведенный Е.А. Менчинской анализ методики обучения по данному комплекту, а также структурирование учебных средств дает основание утверждать, что положительную роль в этом вопросе оказали особенности представления учебного материала, связанные в первую очередь с интегрированным подходом в обучении, с особым вниманием к первому году обучения (в частности с увеличением адаптационного периода) и др. [1].

Главное преимущество данной программы Е.А. Менчинская видит в том, что в ней реализован «природосообразный принцип обучения, обеспечивающий безболезненный период адаптации ребенка в 1-м классе и далее. Авторы внесли существенные коррективы в реализацию идеи личностно-ориентированного обучения в частности в комплекте разработана детальная методика диагностики и коррекции трудностей обучения, позволяющая учесть индивидуальные особенности учащихся. Организация контроля и оценки деятельности учащихся рассматривается не только как труд учителя, но и как труд ученика. Формирование рефлексивных способностей предусматривается с 1-го класса. В ходе организации контролирующей деятельности акцент переносится на то, что уже получается и удается ребенку, чего он достиг. В учебниках предусмотрена система дифференцированных заданий, которые помечены по степени трудности с помощью условных обозначений, что облегчает возможность ориентировки» [1].

Все учителя хорошо знают, что применение самых новаторских технологий - еще не гарантия успеха. Необходимо органичное сочетание знаний прогрессивных технологий и личности педагога. В результате исследования Е.А. Менчинская пришла к выводу, «что не важно, по какому УМК работает учитель, здесь, прежде всего важна личность учителя. Ведь педагогическая практика - процесс творческий. Еще А.А. Леонтьев утверждал, что нельзя выучить технологии и стать педагогом. Поэтому любые технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но и одновременно на конкретную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу. Важен также учет особенностей собственной личности и личности своих учеников. В новых условиях нужен не учитель-репродуктор - это вчерашний день, а учитель-творец, т.е. сегодня назрела необходимость -выращивания» учителя нового поколения, которому придется отказаться от сложившихся стереотипов авторитарного влияния на ребенка. Только в этом случае мы можем продвинуться в решении проблемы сохранения здоровья детей и их благополучного интеллектуального развития» [1].

Структура урокаоказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей, на их работоспособность. Исследования показывают, что наиболее распространенная четырехэлементная структура урока, включающая опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание, недостаточно стимулирует познавательную активность и не создает необходимых условий для развития [2]. Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными. Можно выделить ряд положений правильной организации уроков. Это в первую очередь учет динамики работоспособности детей. Первые 3-5 минут - фаза вхождения в урок: нагрузка должна быть небольшой. Период устойчивой оптимальной работоспособности детей - 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, соответствующее «конечному порыву»,целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание на главные моменты пройденной темы.

Но какие бы методы сохранения и укрепления здоровья учащихся не использовались в школе, ожидаемого эффекта не будет, если у самих школьников не сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны умения и навыки в совершенствовании своего физического и психического здоровья.

Литература

  1. Менчинская, Е.А. Возможности использования современных учебно-методических комплектов для сохранения и укрепления социального здоровья детей/Е.А. Менчинская. // Начальное образование. - 2006. - № 5. - С. 21-26.

  2. Попова, А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе/А.И. Попова. //Начальная школа.-2004.-№ 4. - С. 3.

Просмотров работы: 568