Современное детское движение в России переходит в новую стадию. Для его развития при некотором общем несовершенстве имеются реальные правовые основы. Уже прошло становление крупнейших общероссийских и региональных детских общественных объединений.
Новые явления и процессы в детском движении, естественно, обостряют потребность как практики, так и науки в их всестороннем изучении. Поэтому проблематика «детское движение», несмотря на все произошедшие изменения, сложность и неординарность сложившейся в нем ситуации, по-прежнему остается актуальной.
Целенаправленная совместная деятельность детей и взрослых - членов детского объединения, существующего в конкретной социокультурной среде, дает основание рассматривать детское общественной объединение как особую воспитательную систему.
В современных условиях школьной жизни роль детских организаций и объединений очень важна. Они необходимы для воспитания, развития полноценной творческой личности. Работа детских организаций и объединений строится с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности, возможность заниматься интересным делом, развивать свои способности иметь возможность самореализации и самоутверждения. Именно в детском коллективе приобретается опыт гражданственности, право принятия своих решений, право отстаивать свои интересы, отвечать за результат. В детской организации происходит социализация личности, то есть обогащение социальным опытом и реализация себя как личности.
Анализ процесса социального воспитания ребенка в детских общественных объединениях позволил нам прийти к выводу о том, что целью деятельности детского общественного объединения является создание условий для социального становления и самореализации ребенка. Под самореализацией понимается осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Главным условием самореализации ребенка в детском объединении является специально организованное пространство самореализации. Другими словами - это наличие возможностей для детей реализовать свои личные социально значимые интересы и потребности, предоставляемые детским общественным объединением в процессе совместной деятельности, расширения сферы общении, формирования рефлексивной позиции.
Организация деятельности детских общественных объединений в условиях сельского региона является одним из направлений педагогической деятельности, представляющая собой реально существующую систему, обладающую стабильностью, устойчивостью, организацией и взаимодействием всех ее компонентов. Опрос детей взрослых показал, что детские организации нужны в сельском регионе и несут важную воспитательную функцию. Детское объединение дает возможность раскрыться ребенку в полной мере, попробовать свои силы в разных областях общественной деятельности, развивать свои творческие способности, а так же помогает не выпустить ребенка из общего воспитательного процесса, не дает ему уйти на улицу, а помогает заняться интересным для него общественно-полезным делом.