Первые навыки труда дети получают, например, помогая вам дома накрывать на стол (в детском саду они выполняют обязанности дежурных по столовой). Полезно привлекать их к уходу за комнатными растениями, мелкими животными, летом к работе на огороде и т. д. Ребята охотно трудятся также над изготовлением простейших игрушек из бумаги, картона, пластилина. Этот труд носит творческий характер, помогает освоить навыки работы с помощью таких инструментов, как ножницы, молоток. Необходимо, чтобы по содержанию и форме труд был близок детским интересам и возможностям. Однако нельзя забывать, что всякий труд требует от ребенка некоторых усилий, преодоления трудностей. Конечно, эти усилия должны быть посильными, не вызывать переутомления, а возбуждать желание еще и еще раз вернуться к определенному делу и выполнить его лучше и быстрее. Трудовое воспитание играет важную роль в подготовке детей к условиям предстоящей школы. С возрастом необходимо постепенно усложнять поручения ребенку, давать ему больше самостоятельности в выполнении различных заданий, воспитывать у него любовь к умственному и физическому труду.
В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие физического труда, посильного детям. Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, за цветами, за огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня, занимая примерно от 30 до 45 минут в день. Хорошо выполненная детьми посильная работа приносит им большое удовлетворение, вызывает желание больше помогать старшим. Полезно привлекать их к изготовлению спортивного инвентаря для общего пользования, а также к посильным для них работам по оборудованию во дворе спортивной площадки. Это научит их ценить труд других. Надо следить, чтобы труд благоприятствовал укреплению здоровья и физических сил детей.
Необходимо, чтобы ребенок понимал, какое значение для семьи имеет порученное ему дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получая соответствующие указания со стороны домашних. Особенно это относится к работам, связанным со значительными усилиями или приемами, где нужна специальная ручная сноровка. Предлагая сыну или дочери какую-либо работу по дому, надо вначале показать, как лучше это делать. Без необходимых указаний, не имея должных навыков, они даже при выполнении простых заданий быстро устают, нервничают, работа у них не спорится. Важно учить ребят не производить лишних, ненужных движений, экономно расходовать силы, соблюдать известный ритм в работе и проверять, как они выполняют ее.
Список литературы
1.Гликман И. Как сотрудничать с родителями школьников //Сельская школа. - 2005. - №4. - с.45-48.