Досуг часто отождествляют со свободным временем, с внешкольной и внеклассной работой, с внеучебным временем, с деятельностью внешкольных образовательных учреждений. Досуг рассматривают и как фактор социального развития и воспитания подрастающего поколения в условиях свободного времени; и как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с социальными институтами, образованием, политикой и т.д. Таким образом, существует множество интерпретаций слова «досуг», что в свою очередь осложняет возможность понять сущность досуга и его роль в развитии как отдельных сторон, так и личности в целом.
В то же время, ученые отмечают, что досуг является благоприятной почвой для нравственного становления личности ребёнка, формирования фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга у ребёнка можно воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, к самому себе, даже личные недостатки легче преодолевать посредством досуговой активности [2]. Досуг в существенной степени влияет на формирование характера ребенка, в частности, таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуговая деятельность имеет важное значение и в организации процесса эстетического воспитания детей.
Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и действительности. Эстетический идеал социально обусловлен и выражает представления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).
Рассмотренные теоретические положения о критериях и уровнях эстетической воспитанности школьников, об уровнях развития досуга детей и взрослых стали основополагающими в опытно-экспериментальной работе, направленной на выявление психолого-педагогических условий успешного осуществления эстетического воспитания младших школьников в сфере досуговой деятельности в условиях г. Борисоглебска. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста (26 человек).
В ходе опытно-экспериментальной работы ставилась цель: определить психолого-педагогические условия успешного осуществления эстетического воспитания младших школьников в сфере досуговой деятельности и разработать систему мероприятий, направленных на повышение эффективности этой работы.
На этапе проведения констатирующего эксперимента была поставлена цель: определить, насколько успешно осуществляется эстетическое воспитание младших школьников в рамках педагогического процесса начальной школы, т.е. формируется ли у них эстетическое отношение к действительности и искусству, составляющее основу эстетической воспитанности, а также выявить преобладающие уровни развития досуга в этом возрасте. Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы исследования: педагогическая беседа, анкетирование, опрос, ранжирование, наблюдение, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Опрос показал, что дети в своих высказываниях о красоте охватывают далеко не все эстетические сферы жизни человека, а, как правило, одну-две. Таким образом, представления учащихся о красоте жизни являются недостаточно полными и точными.
С целью изучения широты эстетических потребностей, интересов учащимся был предложен следующий вопрос: «В чем можно увидеть красоту?»
В ходе опроса были получены следующие результаты: 76% опрошенных – это школьники, которые видят красоту в двух-трех объектах, причем группируют их по-разному («искусство-человек», «искусство-природа», «человек-искусство-труд» и др.). В большинстве случаев присутствует объект «искусство» в различных сочетаниях. Все это позволило отнести данную группу учащихся к ограниченно-разностороннему типу эстетического отношения к действительности и искусству. 9 % учащихся отметили, что красоту можно увидеть во всех названных объектах: и в природе, и в искусстве, и в труде, и в человеке. Эту небольшую группу учащихся можно отнести к гармоническому типу эстетического отношения. 15 % учащихся выбрали только один объект: или искусство, или труд, или природу. Следовательно, их можно отнести к ограниченному типу эстетического отношения.
Далее ученикам было предложено выяснить, в каких учебных предметах можно увидеть красоту и на каких учебных предметах предоставляется возможность создавать прекрасное.
Количественный и качественный анализ эмпирического материала показал: 65 % детей считают, что воспринимать и создавать красивое можно только на предметах эстетического цикла, а именно, на уроках изобразительного искусства, музыки, трудового обучения; 15 % учащихся к числу таких предметов относят русский язык и литературу; 8 % – физкультуру и ритмику; 6 % – культуру общения; 3 % – математику и окружающий мир.
Таким образом, большинство учащихся видят красоту и связывают свои представления о красоте, прежде всего, с различными видами искусства, а в учебной деятельности предпочтение отдают предметам художественно-эстетического цикла. Это говорит о том, что в школе эстетическое воспитание отождествляют с художественным, а искусство абсолютизируется в качестве главного средства эстетического воспитания, другие же факторы используются недостаточно полно, недооценивается их эстетический потенциал.
Рассмотрев возможности внешкольных учреждений в организации эстетического воспитания, проанализировав существующее многообразие форм воспитательной деятельности со школьниками, мы приступили к разработке системы мероприятий, направленных на повышение эффективности этой работы.
При изучении досуга младших школьников было установлено, что 64% второклассников предпочтение отдают развлечениям и пассивному отдыху, а это соответствует низкому уровню развития досуга. Да и культурный запрос их невысок: на первом месте - просмотр фильмов и телепередач; на втором – игры и общение; на третьем – музыка (современная, эстрадная); на четвёртом – чтение литературы (и то преимущественно сказки); на пятом – посещение музеев, театров, выставок.
Для того чтобы повысить эффективность работы по эстетическому воспитанию младших школьников, решено было привлечь к этой работе внешкольные досуговые учреждения (например, детскую городскую библиотеку). Это позволило бы, с одной стороны, повысить качество работы по эстетическому воспитанию, так как у внешкольных учреждений больше возможностей в решении данной проблемы; а с другой стороны, поднять на более высокий уровень организацию досуговой деятельности детей в целом. Детская библиотека была выбрана не случайно. На первом этапе исследования было установлено, что для младших школьников и в учебной, и в досуговой деятельности чтение литературы по значимости занимает далеко не первое место. Это касается и непонимания детьми эстетической сущности данного вида искусства (по мнению большинства учащихся, видеть красивое и создавать красоту можно на уроках музыки, изобразительного искусства, труда). Чтобы вызвать у детей интерес к чтению, к художественному слову, желание быть активным читателем, педагогами-исследователями совместно с сотрудниками библиотеки была разработана система мероприятий, которая включала как индивидуальную работу с каждым читателем, так и массовые коллективные формы работы со всеми детьми.
Трудно переоценить значение литературы в эстетическом воспитании младших школьников. В процессе литературного чтения у учащихся происходит развитие таких особых черт, формирование таких качеств личности, как художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически их оценивать. Наиболее интенсивный период для развития эстетического вкуса – младший школьный возраст, где ребёнок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства, активно развивать художественно-творческие способности. Детская литература, как искусство слова, становится тем эстетическим, художественно-эмоциональным полем, которое обеспечивает развитие и совершенствование личности, ее духовные потребности.
Организуя процесс эстетического воспитания средствами детской литературы, педагог прежде всего видит цель в воспитании творческого читателя, в развитии литературно-творческих способностей детей. Опираясь на живость и образность восприятия действительности младшими школьниками, он стремится сделать процесс общения с литературой более содержательным, обогатить ребёнка знаниями закономерностей окружающего мира, открыть законы красоты художественного слова.
Важно в решении этих вопросов значение игры. Игровая деятельность младшего школьника создаёт особое эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Игра создает условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни, реализует его представления о красоте мира.
Таким образом, на этапе формирующего эксперимента при разработке системы мероприятий, направленных на повышение эффективности эстетического воспитания младших школьников в сфере досуговой деятельности, выбор пал на игровые формы воспитательной работы, которые, по сути своей, объединяют различные средства воздействия: слово, переживание, труд, игра, – что очень значимо в эстетическом воспитании детей. Для реализации поставленной цели были подобраны и разработаны такие игры, которые способствуют развитию эстетической направленности личности младшего школьника, формируют интерес к чтению детской литературы.
В ходе эксперимента с детьми младшего школьного возраста проводились познавательные игры:
– игра-викторина по известным детским книгам «Любимые сказки, любимые куклы»;
– творческие игры (литературно-творческая игра «Строим музей сказок»; литературная игра «Что за прелесть эти сказки! »);
– интеллектуальные игры (игра по сказкам А.С.Пушкина «Там чудеса, там леший бродит...»);
– ролевые игры «Книжный магазин», «Книжная ярмарка», «Музей детской книги» и др.
Для выявления результативности и эффективности эстетического воспитания младших школьников в рамках внешкольного досугового учреждения (детской библиотеки) был проведен заключительный этап исследования – контрольный эксперимент. В нём принимали участие две группы: экспериментальная и контрольная. Ученикам предлагалось ответить на тот же вопрос, что и на этапе констатирующего эксперимента: «В каких из данных объектов можно увидеть красоту?» На выбор были даны следующие объекты: природа, искусство, труд, человек и их характеристики. На основе полученных данных в контрольной группе 72 % учащихся относятся к ограниченно-разностороннему типу эстетического отношения; 12 % учащихся – к гармоническому типу; 16 % учащихся – к ограниченному типу эстетического отношения к действительности. В то же время в экспериментальной группе были выявлены позитивные изменения: хотя преобладающим так и остался ограниченно-разносторонний тип эстетического отношения к действительности, но количество учащихся сократилось с 76 % до 66 %; увеличилось и количество детей, относящихся к гармоническому типу с 9 % до 22 %; сократилось число детей, относящихся к ограниченному типу эстетического отношения к действительности с 15 % до 12 %. Таким образом, была выявлена динамика в формировании эстетического отношения к действительности у младших школьников как результат их эстетической воспитанности. Такие положительные изменения свидетельствует об успешности организации эстетического воспитания в сфере досуговой деятельности младших школьников. Однако мы осознаем, что нами представлено лишь одно из направлений по проблеме эстетического воспитания детей в сфере досуговой деятельности. На самом деле такая работа сложна и многообразна и должна включать в себя возможно большее количество досуговых учреждений в сотрудничестве со школой, семьёй и внешкольными организациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности. М.: Академия, 2013. 192 с.
2. Литвинова С. Н. Организация досуга детей и подростков: метод. пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей [Электронный ресурс] // Дополнительное образование : информ. портал. М., 2012. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf (дата обращения: 31.10.2014).