В период педагогической практики нами проводилось диагностирование семей учащихся 3 - А класса МБОУ БГО СОШ №10 г.Борисоглебска. Было подобрано три методики.
Первая - анкета для родителей «Вы и ваши дети». По результатам анкетирования можно отметить, что в диагностируемых семьях чаще всего соблюдается единство требований всех членов семьи по отношению к ребенку, но чувство меры любви и строгости не всегда получается сохранять. Наиболее распространенными методами семейного воспитания выступают поощрения и поручения. Наибольшие трудности в воспитании родители видят в том, что дети не всегда понимают их требования, оговариваются и чаще всего родителям не хватает времени на своих детей.
Во-вторых, была проведена игра-тест «Какой вы родитель?» Подсчет баллов по выборам показал, что все родители относятся к первой группе, где царит взаимопонимание, любовь и уважение в семье.
И, в-третьих, анкетный опрос родителей «Мир вашему дому» Отвечая на вопросы анкеты, родители имеют право выбрать одно приоритетное качество.
С учащимися же была проведена методика «Пословицы». Ее цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Беседа с учащимися класса показала, что смысл многих пословиц они не понимают или трактуют не верно. Затрудняются они также выбрать пару наиболее для них приемлемых пословиц. Ценностные ориентации детей неустойчивы. Чаще всего они выбирают ответ «в общем согласен».
Важным условием формирования духовно-нравственных качеств младших школьников и их ценностных ориентаций является активное включение их родителей в школьную жизнь. Учитель и родители нуждаются друг в друге как основные носители информации о ребенке. Каждый из них знает о школьнике то, чего порой не знает другой. Они по-разному, с разных сторон и в разных условиях формируют нравственный и духовный облик маленького человека. Но цель перед ними стоит одна, общая - воспитать культурного, достойного человека. Знание того, что окружает ребенка, чем он дышит, помогает выработать единую линию воздействия, сопоставлять точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. Достижение взаимопонимания, оптимального взаимодействия между школьными и домашними воспитателями - процесс сложный и многогранный. Здесь нет и не может быть неучтенных мелочей. В результате учителя приобретают в лице родителей надежных помощников, отцы и матери обогащаются психолого-педагогическими идеями, методами и подходами к детям.
Важно, чтобы в основе взаимоотношений учителя, родителей и детей лежало понимание, принятие и признание.
Учитывая результаты констатирующего эксперимента, на этапе формирующего эксперимента нами была организована целенаправленная деятельность по формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников в условиях семейного воспитания.
С учениками был проведен час общения «Добро и зло вокруг нас». Основные цели, которые реализовывались на данном мероприятии, это:
- формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле инравственной ответственности человека за содеянное.
- развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить ихс общечеловеческими ценностями. Далее был организован урок нравственности по теме «Как воспитывать потребность в человеке. Как проявлять интерес к другому человеку». Этим мероприятием мы стремились довести до сознания детей, что высшая человеческая радость в общении с другими людьми. На занятии дети познакомились с основными способами эффективного общения и выполняли специально подобранные упражнения.
Проводилась работа и с родителями учеников. Нами были подготовлены и проведены два мероприятия совместно с родителями. Это внеклассное занятие «Неразлучные друзья - взрослые и дети» и семейный праздник «Родительский дом, начало начал...». Они были направлены на воспитание у детей любви и уважения к своим близким: маме, папе, бабушке и дедушке, и понимания необходимости бережно хранить семейные традиции, изучать и знать свою родословную. Мероприятия прошло на эмоциональном подъеме. И мы думаем, надолго запомнятся и родителям, и детям.
Таким образом, проведенная работа показала возможности сотрудничества учителя и родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания младших школьников, формирования духовно-нравственных качеств ребенка. Тесное взаимодействие и понимание создают благодатную почву для развития личности ребенка.