ХАРАКТЕР И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Ф. ШОПЕНА И Ф. ЛИСТА) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ХАРАКТЕР И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Ф. ШОПЕНА И Ф. ЛИСТА)

Агаджанян А.Т. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Характер (от греч. charakter – отпечаток, признак, особенность) – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности [2, с. 43].

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику – окружающая среда.

Индивидуальные особенности, образующие характер человека относятся в первую очередь к воле (решительность или неуверенность, боязливость), к чувствам (жизнерадостность, угнетенность) и к уму (легкомыслие, вдумчивость). Проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев поддаются делению их по разрядам волевых, чувствительных (эмоциональных) или интеллектуальных качеств.

Идеальный музыкант должен обладать всеми типами характера, но в жизни это встречается крайне редко. И тогда, становится сложно определить, какой же характер лучше для хорошего исполнителя.

Характер человека в большинстве своем многогранен. Он проявляется в отношении к людям, к себе, к делу и к вещам. Характер музыканта же проявляется в его работе над произведением, отношением к нотному тексту, и конечно, в концертном исполнении.

Работа музыканта-исполнителя должна быть профессионально организована. Это не механическое повторение изучаемых произведений, а методическая и исполнительская шлифовка программы, осознанный процесс, направленный на улучшение качества игры, решение возникающих проблем – художественных и технических.

Большую роль играют умение сконцентрироваться, собраться, мобилизовать психические и физические ресурсы – то есть психологические условия, необходимые для успешной деятельности музыканта-исполнителя.

Все черты и особенности личностных свойств находят свое специальное преломление в жизни и творчестве различных музыкантов. Еще Антон Рубинштейн говорил о том, что не может быть у двух одинаково хороших, но с различным темпераментом, характером музыкантов одинакового мнения относительно исполнения и понимания музыкального произведения. Темперамент и развивающийся на его основе характер неминуемым образом накладывает свой отпечаток не только на повседневное поведение музыканта, но и на все его творчество, включая создание, интерпретацию и восприятие музыки.

Рассмотрим это на примере жизни и творчества двух выдающихся представителей эпохи Романтизма – Фредерика Шопена и Ференца Листа. Особое внимание к характеру их исполнения обусловлено ярким, но то же время таким диаметрально противоположным проявлением творческого нрава. Судя по характеру большинства его произведений, литературным источникам, мы яснее себе представляем, что Шопен был музыкантом интровертированного склада, а Лист – экстравертированного. В течение длительного периода времени Шопен и Лист были близкими друзьями. Каждый из них находил в другом недостающие в себе качества.

По воспоминаниям современников Шопен был очень чувствителен, хрупок и раним. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполнения, мягкостью звучания инструмента. Шопен был склонен к меланхолии, и это свойство его характера проявлялось во многих его сочинениях – мазурках, балладах, ноктюрнах. Не любящий больших, многолюдных аудиторий, Шопен в полной мере раскрывался, только играя перед небольшим количеством близких друзей. «Большие залы парализуют меня», – признавался он в одном из своих писем [3, с. 67].

Лист же поражал воображение современников неистовой мощью своей игры. Один критик так отзывался о концертах Листа: «После концерта он стоит, словно победитель на поле сражения… покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развиваются как… флаги побежденных, запуганные инструменты боязливо прячутся в дальних углах» [1, с. 137]. И если Лист покорял слушателей мощью своего исполнения, то Шопен – тонким лиризмом, своим неподражаемым звучанием piano. И, безусловно, в такой их противоположности характер играет далеко не последнюю роль.

Говорят: «Когда человек на сцене, его очень видно». То, что характер накладывает отпечаток на все, что мы делаем, это понятно и доказывать не нужно. Но в артистическом исполнительстве любого жанра, всегда важен вопрос диапазона, и не столько в техническом смысле, сколько в содержательном. Попросту говоря, чем больше разнообразия в нашем внутреннем мире, чем богаче восприятие, чем гибче интерпретации, тем больший исполнительский диапазон нам доступен, и в «ширину», и в глубину. Жесткость, «однобокость» характера всегда мешает, и не только в музыкальном исполнительстве.

Список использованной литературы:

1. Коган Г. Работа пианиста. М. Музгиз, 1963.

2. Михайлов А. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М. Наука, 1990.

3. Шопен Ф. Письма. М. Музыка, 1964.

3

Просмотров работы: 840