Для успешного освоения учащимися образовательной программы по математике необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [2]. В данной статье мы рассмотрим формирование познавательных универсальных учебных действий. Познавательные УУД, на мой взгляд, являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
К познавательным УУД относятся следующие умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Познавательные универсальные действиявключают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением существенных характеристик объекта (пространственно - графических или знаково-символических);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
— синтез (составление целого из частей) − самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности, так же развитие универсальных учебных действий обеспечивается усвоением учебного содержания и формированием психологических способностей учащегося [3].
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она влияет на изучение других дисциплин, на развитие логического мышления учащихся, способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Именно поэтому, важно, что бы каждый учащийся был заинтересован в изучение предмета математики, а заинтересовать учащихся помогут различные информационные средства обучения, то есть учебные компьютерные программы способствующие улучшению представления информации. Программы MS PowerPoint и «Живая математика» помогают вовлечь учащихся в учебную деятельность, повысить их интерес к предмету математики, а так же дает возможность и способствует развитию у учащихся умения планировать, прогнозировать, оценивать и делать выводы самостоятельно, что и требуется от современного обучения. Интерес же к предмету вырабатывается, на мой взгляд, тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит учитель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации школьников к учебному процессу. Использование информационных средств обучения изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения.
Приведем примеры заданий с использованием информационных средств обучения при проектировании темы “Построение графиков функций” в 9 классе. На уроке используются подготовленные слайды:
№ |
Задание |
Содержание учебной деятельности |
1. |
Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование. |
|
2. |
Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково-символическое моделирование. |
|
3. |
Общеучебные действия: поиск и выделение информации. Логические действия: классификация объектов, структурирование знаний. |
|
4. |
Логические действия: построение логической цепи рассуждений. Общеучебные действия: выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Таким образом, использование информационных средств обучения на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления. В ходе применения информационных средств обучения на уроках учитель дает детям возможность наглядно, с интересом и более доступно получать знания, делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.
Библиографический список
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – 2011. – URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига - 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов [и др.]. М. – 2008. С. 100– 146.