ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ БИАТЛОНИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Арышев Д.В., Сидоров Е.С., Туренков А.Н.
Кемеровский Государственный Университет
Кемерово ,Россия.
Aryshev D.V., Sidorov E. S., Turenkov A. N.Kemerovo State University Kemerovo ,Russia.
В современном мире наиболее популярным, зрелищным зимним видом спорта являетсябиатлон. Соревнования по биатлону смотрят миллионы людей всех возрастов и статусов. Спортивная международная пресса уделяет пристальное внимание этому олимпийскому виду спорта, популярность которого в мире ярко отражает рост интереса к лыжам и лыжному спорту, увеличение количества фан-клубов, школ, соревнований, информационных ресурсов, освещающих новости биатлона, расширение программы Олимпийских игр, Чемпионатов Мира и стран-участниц.
По результатам почти полувековых самых престижных спортивных баталий на биатлонных стрельбищах и лыжных трассах советско-российская научно-педагогическая школа биатлона получила международное признание, обрела мировую известность. Рекордные достижения наших биатлонистов были обеспечены талантом и трудолюбием работающих с ними тренеров, врачей, массажистов, научных работников, сотрудников сервисной группы, руководителей спорта, создателей отечественного комплекса «оружие плюс патрон» — одного из лучших в мире. Великие достижения, победные традиции наших биатлонистов и лыжников, вклад отечественных специалистов в процветание олимпизма, всего международного спортивного движения — это национальная гордость России.
Известно, что техника стрельбы включает в себя большое число элементов, тренировка которых нуждается в многократном их воспроизведении и систематическом контроле. Основное условие точной стрельбы - скоординированное выполнение всех действий стрелка при однообразной изготовке от выстрела к выстрелу. Для достижения высокого результата в стрельбе система стрелок-оружие должна обладать высокой степенью устойчивости, которая обеспечивается устойчивостью тела стрелка с оружием и его способностью с одинаковой силой удерживать это оружие. Вместе с тем, на устойчивость при стрельбе из винтовки в положении стоя оказывает влияние высоко расположенный центр масс системы стрелок-оружие и нажим на спусковой крючок, особенно в завершающей фазе выполнения выстрела. В стрельбе в основном вся техника обусловлена микро движениями в суставах тела спортсмена, которые едва заметны для глаз тренера.
Обучение элементам стрельбы юных биатлонистов необходимо для формирования рациональной техники ведения быстрой и точной стрельбы из положений стоя и лежа.
целью нашего исследования является: экспериментально обосновать условия повышения эффективности стрелковой подготовки в ходе учебно - тренировочного процесса юных биатлонистов с использованием технических средств обучения (ТСО).
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных биатлонистов.
Предмет исследования: особенности, методы, содержание, форма стрелковой подготовки биатлонистов 14-16 лет в годичном цикле тренировки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем ,что использование технических средств обучения: тренажер для обучения стрельбе стоя, качающаяся платформа, пневматическая винтовка, стрелковый тренажер SCATT со специальными стрелковыми упражнениями, будет способствовать улучшению показателей стрелковой подготовленности.
Задачи исследования:
Выявить особенности стрелковой подготовки биатлониста 14-16 лет.
Показать значимость использования ТСО (SCATT) в стрелковой подготовке
Экспериментально проверить методы стрелковой подготовки биатлониста 14-16 лет, способствующие высоким спортивным результатам.
В работе использованы следующие методы исследования:
Педагогический эксперимент;
Контрольные испытания;
Математико-статистический метод (t-критерий Стьюдента).
В эксперименте (май 2012г. – май 2013) приняли участие 2 группы по 7 человек, приблизительно равнозначные по контрольным показателям общей и специальной физической подготовленности. Отличие в тренировочном процессе состояло в том, что в контрольной группе обучение стрельбе проводилось по общепринятой методике согласно программе для СДЮСШОР, а в экспериментальной - на 50% использовались технические средства обучения: тренажер для обучения стрельбе стоя, качающаяся платформа, пневматическая винтовка, стрелковый тренажер SCATT со специальными стрелковыми упражнениями. В результате исследования получены и обработаны педагогические показатели, отражающие динамику прироста результатов стрелковой подготовленности контрольной и экспериментальной групп. Полученные данные были подвергнуты математико-статистической обработке по общепринятой методике.
В результате исследования получены педагогические показатели, отражающие динамику прироста результатов стрелковой подготовленности контрольной и экспериментальной групп.
Формирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях учебно-тренировочного процесса СДЮШОР и был направлен на изучение уровня стрелковой подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп в динамике.
Материалы педагогического эксперимента были обработаны методами математической статистики, включающими расчеты основных показателей статистики. Эффективность применения ТСО подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и великолепным результатом тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы.
Общий объем стрелковой работы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика стрелковой подготовки контрольной и экспериментальной групп (май 2012 г. – май 2013 г.)
Средства подготовки | Группа | 14 лет | 16 лет |
Стрельба спокойная, количество выстрелов | ЭГ КГ | 1800 | 2250 |
Стрельба скоростная | ЭГ КГ | 1000 | 1300 |
Стрельба в комплексной тренировке | ЭГ КГ | 400 | 950 |
Общее количество выполненных выстрелов | ЭГ КГ | 3200 | 4500 |
Тренаж, количество часов(применение специальных стрелковых упражнений и технических средств) | ЭГ КГ | 35 17+18 | 40 20+20 |
В ходе формирующего эксперимента были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Динамика показателей стрелковой подготовленности в ходе педагогического эксперимента, стрельба лежа и стоя
Контрольные упражнения | Группа | Констатирующий эксперимент | Контрольное тестирование | абсолютная разница | прирост в% | |||||||||||||||||||||||
M±m | t | M±m | t | |||||||||||||||||||||||||
расстояние 50м, малокалиберная винтовка, 5 выстрелов лежа | КГ ЭГ | 30,8±4,2 33,5±3,2 | 0,52 | >0,05 | 35,9±4,1 40,8±3,0 | 1,98 | 0,05 |
68,3±6,7 76,0±2,8 | 2,06 | 0,05 |
97,9±6,5 107,4±2,4 | 2,37 | 0,05 |
22,0±2,1 24,1±1,9 | 1,96 | 0,05 |
39,2±4,2 42,4±4,0 | 2,55 | 0,05 |
56,3±6,3 60,1±5,9 | 2,44 |
Просмотров работы: 959
|