МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТАЙБОКСЁРОВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТАЙБОКСЁРОВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТАЙБОКСЁРОВ

НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

Шелепов С. О.

ФГБОУ ВПО “Кемеровский государственный университет»

Кемерово, Россия

THE METHODS OF BOXERS AT A TRAINING STAGE PHYSICAL QUALITIES EDUCATION

Shelepov S. O.

FGBOUVPO "KemerovoStateUniversity"Kemerovo,Russia

Тайский бокс, как и другие единоборства, относится к сложно-координационным видам спорта скоростно-силового характера. Эти виды связаны с угрозой получения ударов, что обусловливает значительное психоэмоциональное напряжения в ходе поединка. Поэтому неудивительно внимание к развитию уровня специальной физической подготовленности у спортсменов, специализирующихся в этих видах единоборств.

Продолжающее повышение уровня спортивных достижений и обострение конкуренции внутри страны и на международной арене настоятельно требуют интенсивной разработки проблемы целенаправленной подготовки тайбоксёров путём поиска наиболее эффективных форм, средств и методов учебно-тренировочного процесса.

Поэтому разработка и научное обоснование оптимального развития способностей боксёров, является достаточно актуальной.

Объект исследования: тренировочный процесс в тайском боксе.

Предмет исследования: методика воспитания физических качеств тайских боксёров 15 – 17 лет.

Цель исследования - поиск путей совершенствования тренировочного процесса подготовки тайбоксёров 15-17 летнего возраста к соревновательной деятельности на основе приоритетного воспитания специальных физических качеств.

Гипотеза исследования: предполагаем, что использование в тренировочном процессе юных тайбоксёров современных подходов в воспитании физических качеств будет способствовать более эффективному приросту показателей этих качеств.

В работе были поставлены следующие задачи:

Выявить особенности методики подготовки тайбоксёров по анализу литературных источников.

Определить влияние использования в тренировочном процессе юных тайбоксёров современных подходов в воспитании физических качеств.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Анализ литературных источников.

Педагогический эксперимент.

Педагогическое тестирование.

Методы математической статистики.

Анализ литературных источников проводился с целью выявления средств и методов общей и специальной физической подготовки спортсменов. Всего было проанализировано 20- литературных источников в библиотеках г. Кемерово.

Педагогический эксперимент проводился для выявления используемых в тренировочном процессе юных тайбоксёров современных подходов в воспитании физических качеств.

Современные подходы в воспитании силовых способностей и гибкостей у юношей включали следующие средства и методы:

- силовая подготовка юношей строилась от общего силового развития, учитывая то, что юноши находятся в благоприятном возрастном периоде для развития мышечных волокон и силы. В качестве воспитания максимальной силы, мышечной массы и мышечной выносливости использовали методику В.Н. Селуянова. Методика включает принцип «Сплит», или раздельные тренировки, по которому выполнялась развивающая тренировка на две мышечные группы 1 раз в неделю в статодинамическом режиме, Т.е. без полного расслабления мышц по ходу выполнения упражнения. Нагрузка составляла 30-60% от максимально поднятого веса, 15 повторений в одном подходе, всего 5-6 подходов в развивающей тренировке на одну мышечную группу, в поддерживающей тренировке 3 подхода, интервал отдыха 1 минута. Всего было задействовано 8 основных мышечных групп.

- для развития специальной максимальной силы были включены такие специальные упражнения, как: борьба в клинче, скрутки со штангой, прикрепленной к полу, скрутки со жгутом.

- специальную взрывную силу развивали посредством ударного метода, в частности: прыжки с тумбы с последующим ударом коленом в прыжке, отжимания в упоре лежа с хлопками, прыжки на большегрузных покрышках, бой с тенью с отягощениями, взрывное толкание тяжелого камня, грифа.

- воспитание скоростно-силовой выносливости осуществлялось в двух направлениях: безотносительно к соревновательной деятельности тайбоксеров и в условиях, моделирующих соревновательную деятельность тайского бокса.

Ссылаясь на проведенный научно обоснованный эксперимент В.В. Гаврилова, В.Н. Селуянова, можно использовать для развития скоростно-силовой выносливости интервальный метод в форме круговой тренировки по станциям, выполняемые с отдыхом 45 секунд с интенсивностью 30-60% от максимальной силы. Общая интервально-круговая тренировка включала следующие упражнения: l-я станция - сгибание рук на низкой перекладине; 2-я станция - разгибание рук от пола; 3-я станция - приседание. ЧСС составляла 130-150 ударов.

В специальную интервально-круговую тренировку входили такие удары по снарядам, как удары кулаками, удары коленями и удары голенью. Удары наносились с максимальной интенсивностью в течение 10 секунд руками, 15 секунд коленями и голенью последовательно друг за другом (первый подход удары кулаками, второй - удары коленями и третий - удары голенью) с интервалом отдыха 1 мин, число подходов 9 раз, ЧСС не более 180 уд./мин. Работа в таком варианте развивает алактатно-анаэробный механизм.

Следующие упражнения характеризовались в нанесении сильных ударов по снарядам в двойке (рука-нога, локоть-колено) в течение 4-х раундов по 1 минуте, отдых 1 минута. Такие упражнения совершенствуют гликолитический механизм энергообеспечения, вырабатывают стереотип интенсивной скоростно-силовой работы. Также для развития скоростно-силовой выносливости использовали работу на мешке в среднем темпе с ускорениями и комплекс беговых упражнений В .И. Филимонова, 5 раз по 100 м, интервал отдыха 2 мин (ходьба). чес не более 180 уд./мин.

При воспитании гибкости использовались в последовательности такие упражнения, как: плавные пружинящие, баллистические упражнения, включенные в занятия после разминки. Комплекс начинался с плавных пружинящих покачиваний в выпадах вперед, в стороны с наклонами, в «барьерном седе» с наклонами, количество покачиваний составляло по 10 раз на каждую ногу. Затем выполняли баллистические упражнения на суставы (тазобедренный, плечевой, поясничнопозвоночный), по 15 раз.

Упражнения по типу стретчинга и статического характера с использованием тренажеров были задействованы после основной части занятия. При выполнении статодинамических упражнений по типу стретчинга фиксация в растянутом статическом положении составляла 10 секунд. Пружинящие движения между фиксациями составляли 10 секунд, количество фиксаций на один сустав - 10 раз. Польза статодинамических упражнений заключается в том, что мышцы, участвовавшие в силовых упражнениях, необходимо «раскрепостить», не дать ухудшить подвижность в суставах, ускорить процессы восстановления. Как известно, в проведенном исследовании отдельных специалистов, упражнения, направленные на повышение максимальной силы, уменьшают подвижность в суставах на 5-10%. В то же время стретчинг, выполняемый в комплексе с упражнениями на силу, повышает подвижность в суставах на 5-12% и сохраняет ее в течение 48 часов.

Упражнения статического характера, направленные на развитие специальной гибкости в тазобедренном суставе, тайбоксеры выполняли с помощью тренажеров двух видов. Первый вид тренажера предназначался для растягивания мышц ног в продольном и поперечном шпагате стоя с использованием активного отягощения гири (через блочное устройство ролик). Второй вид тренажера предназначался для растягивания мышц ног в поперечном шпагате сидя с применением специального механизма дозировки угла в тазобедренном суставе.

Эти тренажеры разработали в 2000 году С.В. Брановицкий, Н.Н. Ткаченко. Время на растягивание на тренажерах - 15 минут. При выполнении статического растягивания мышц ног на тренажерах тайбоксеры поочередно расслабляли и напрягали мышцы, и связки тазобедренного сустава с постепенным увеличением нагрузки до незначительной боли. После выполнения статического растягивания тайбоксеры закрепляли подвижность в тазобедренном суставе активными упражнениями в течение 3-х минут.

Педагогическое тестирование предполагало использование комплекса тестов. В частности в работе использовались следующие тесты:

Общая силовая подготовленность и гибкость:

подтягивания (количество раз)

приседание со штангой (количество раз)

жим, лёжа со штангой (кг.)

становая сила (кг.)

шпагат (см.)

мост (см.)

наклоны (см.)

Специальная силовая подготовленность:

А) Боковые удары

- кулаком (кг.)

- голенью (кг.)

- локтем (кг.)

Б) Прямые удары (кг.)

В) Ударная выносливость (количество раз за раунд)

Методы математической статистики использовались на этапе анализа результатов исследования. В работе использовалось определение среднеарифметического значения показателей, процентного соотношений прироста исследуемых показателей, достоверности различия показателя по критерию t Стьюдента.

Для обоснования методики воспитания физических качеств тайских боксёров, был организован педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы спортсменов-тайбоксеров 15-17 лет. Исследование приводилось на базе ДЮСШ (отделение тайского бокса) г. Прокопьевска.

Контрольная группа – 15 человек. Стаж занятий тайским боксом варьируется между 1-1,5 годами. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 1,5 часа.

Экспериментальная группа – 15 человек. В экспериментальную группу входят школьники, занимающиеся не более 1-1,5 года. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятий 1,5 часа.

Длительность эксперимента - 2,5 месяца, что составляет 30 проведённых занятий.

До начала эксперимента занятия в обеих группах проводились по одинаковой программе, включающей, главным образом, техническую подготовку. В период эксперимента контрольная группа тренировалась по прежней программе, показатели данной группы будут являться контрольными. Экспериментальная группа тренировалась по новой, предложенной нами программе, основывающейся на силовой и скоростно-силовой подготовке, включающей технические комбинации спарринговых (поединковых) элементов соревновательного характера. Показатели данной группы являются экспериментальными.

Каждое тренировочное занятие в контрольной группе имело следующее содержание:

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

Часть

занятия

Основное содержание занятия

Дозировка,

время

Методические и организационные указания

Подго-тови-тельная

часть

Основ-

ная

часть

Заклю-

читель-

ная

часть

Подготовка к занятию

Прыжки на месте, вперёд-назад, на четыре точки

Прыжки вперёд-назад, вперёд с ударом в голову

То же, но назад со вторым ударом в голову

На месте комбинации из ударов руками: 2 удара в голову, 1 в голову и 1 снизу в живот, боковой в голову и 1 (снизу) в подбородок

Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа

Поднимание туловища из положения лёжа, руки за головой

Приседания

Упражнения на растягивание

10.Выполнение базовой техники на месте и в перемещении

11.Условный бой на 3 шага

12.Условный бой на 1 шаг

13.Комбинации

14.Выполнение комплексов имитационных упражнений

15.Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа

16.Поднимание туловища из положения лёжа, руки за головой

17.Приседания с выпрыгиваниями

18.Упражнение на дыхание

19.Заключительная часть

3-5мин

1мин

1мин

1мин

по 10раз

20-25раз

30-40раз

40-50раз

10-12мин

30мин

8-10мин

10-15мин

10-15мин

по 2-3раза каждое

25-35раз

40-50раз

40-50раз

1-2мин

3-5мин

Обратить внимание на мягкую работу ног.

Руки постоянно в положение защиты.

Следить за правильным дыханием в момент выполнения ударной техники.

Обратить внимание на глубину и ширину стоек.

Следить за дистанцией.

Обратить особое внимание на направление взгляда.

Держать темп, не отставать от счёта.

Провести анализ занятия.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

Каждое тренировочное занятие в экспериментальной группе имело следующее содержание:

1-е тренировочное занятие. Аэробно-силовая тренировка (тонус)

Часть

занятия

Основное содержание занятия

Дозировка,

время

Методические и организационные указания

Подготовительная часть

1 серия

Основная

часть

2серия

Заключительная часть

1. Разминка

2. Скакалка

3. Набивание теннисного мяча об пол

4. Упражнения на растягивание

5.Приседания с грузом (средним) динамично

6.Отжимания на набивных мячах

7.Пресс (складывания)

8.Спина-выгибание (лодочка)

9.Выпригивания с полного приседа (средний вес)

10.Брусья

11.Подтягивание

12.Бой с тенью

13.ТТМ (техникотактическое мастерство)

14.Упражнение на дыхание

15. Приседания с грузом (средним) динамично

16.Отжимания на набивных мячах

17.Пресс-складывания

18.Спина-выгибание (лодочка)

19.Выпригивания с полного приседа (средний вес)

20.Брусья

21.Подтягивание

22.Мешок

23.Лапы

24.Гимнастика

7мин.

3мин.

3мин.

10-12мин.

15 раз

20 раз

20раз

20раз

15раз

15раз

20раз

7мин.

8раундов х 3мин.

2мин.

15раз

20раз

20раз

20раз

15раз

15раз

10раз

3раунда х 3мин.

1раунд х 3 мин.

10мин.

После каждого динамического задания уделять 30-40 секунд на дыхательное упражнение

Упражнения делаются друг за другом (по кругу), 3 круга

Полное сгибание-разгибание рук

Все движения от себя выполняются на выдох

(глубоким жимом)

Упражнения делать 3 круга, в каждом подходе не допускать сильного локального утомления

Обратить особое внимание технике рук и применению изученных комбинаций

Упражнения делаются друг за другом (по кругу), 3 круга

Полное сгибание-разгибание рук

Все движения от себя выполняются на выдох

Упражнения делать 3 круга, в каждом подходе не допускать сильного локального утомления

Провести индивидуальный анализ работы на занятии

2-е тренировочное занятие. Скоростно-силовая тренировка (тонус)

Часть

занятия

Основное содержание занятия

Дозировка,

время

Методические и организационные указания

Подготовительная

часть

1серия

Основ-

ная

часть

2серия

Заклю-

читель-

ная

часть

3серия

1.Разминка

2.Скакалка

3.Набивание теннисного мяча об пол

4. Упражнения на растягивание

5.Выпады с грузом на плечах (средний вес)

6.Выпригивания с полного приседа (средний вес)

7.Канат-взрывы

8.Бой с тенью

9.ТТМ (техникотактическое мастерство)

10. Нападение (обманное движение), затем добавить удар ногой. Защита произвольная

11.Мешок

12.Лапы

13.Пресс, складывания

14.Гимнастика

15.Растяжка

7мин.

3мин.

3мин.

5мин.

10раз на каждую ногу

10раз

30сек. отдых 60сек. 6 подходов

7мин.

8раундов х 3мин.

6-8мин.

3раунда х 3мин.

1раунд х 3мин.

100раз

10мин.

10мин.

Интенсивная работа

Делать три подхода

В каждом подходе использовать разные упражнения (средний темп)

Провести полный анализ тренировочного занятия

3-е тренировочное занятие. Силовая-стадонимаческая тренировка (тонус)

Часть

занятия

Основное содержание занятия

Дозировка,

время

Методические и организационные указания

Подготовительная

часть

1серия

Основ-

ная

часть

2серия

Основ-

ная

часть

3серия

Основ-

ная

часть

Заключительная часть

Подготовка к занятию

2.Разминка

3.Скакалка

4. Набивание теннисного мяча об пол

5.Растяжка

6.Присед с грузом (средний груз)

7.Отжимания (можно с грузом)

8.Подтягивания на перекладине

9.Разводка с гантелями в сторону

10.Аэробол

11.Бой с тенью

12.ТТМ (техникотактическое мастерство)

13.Присед с грузом (средний груз)

14.Отжимания (можно с грузом)

15.Подтягивания на перекладине

16.Разводка с гантелями в сторону

17.Аробол

18.Мешок

19.Лапы

20.Присед с грузом (средний груз)

21.Отжимания (можно с грузом)

22.Подтягивания на перекладине

23.Разводка с гантелями в сторону

24.Гимнастика

25.Пресс

3-4мин

7мин

3мин.

3мин.

5мин.

15-20раз

20раз

максимальное кол-во. раз

15-20раз

3мин.

7мин.

8раундов х 3мин.

15-20раз

20раз

максимальное кол-во раз

15-20р

3мин.

3раунда х 3мин.

1раунд х 3мин.

15-20раз

20раз

максимальное кол-во. раз

20раз

10мин.

15мин.

Напомнить о результатах прошлого занятия и соответственно настроить на предстоящее

Упражнения делаются с короткой амплитудой (до конца не опускаются и не поднимаются)

Следить за координацией движения

Во время заданий на кондицию следить за правильностью дыхания.

Упражнения делаются с короткой амплитудой (до конца не опускаются и не поднимаются)

Следить за координацией движения

Упражнения делаются с короткой амплитудой (до конца не опускаются и не поднимаются)

Провести полный анализ занятия

Это примерная схема проведения занятий в экспериментальной группе. Через 3-4 тренировки задания повторяются.

В ходе тренировок необходимо:

Постепенно увеличивать нагрузку в физических упражнениях;

Менять комбинационные упражнения (внедрять что-то новое);

Ставить перед учениками конкретную задачу в заданном упражнении.

Например, в ударах ногами, акцент сделать на возвращение ноги, или работа в парах – необходимо сопоставить скорость удара с реакцией партнёра и т. п.

За время проведения педагогического эксперимента нами были получены достоверные данные по 14 тестам, которые показали, что после годичного учебно-тренировочного процесса тайбоксеров произошли существенные изменения, произошедшие в экспериментальной группе под воздействием управляющих воздействий, с использованием экспериментальной методики. В контрольной группе изменения также произошли, но в значительно меньшей мере. Сравнение таких показателей позволило определить межгрупповые сдвиги, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности юных тайбоксёров

Специальная силовая подготовленность

Группы

Позиция данных

Боковые удары

Прямые удары (кг)

Ударная выносливость (кол-во раз)

Средний прирост %

кулаком

голенью

локтем

1 раунд кулаком

2 раунд голенью

3 раунд руками

ЭГ

Исход

187

211

171

180

34

59

63

 

Итогов

223

254

188

202

27

49

50

 

Прирост %

19,3

20,4

9,9

12,2

20,6

16,9

20,6

17,1

КГ

Исход

184

200

172

171

38

62

61

 

Итогов

192

207

166

176

37

58

59

 

Прирост %

15,0

3,5

3,5

2,9

5,1

6,5

3,3

3,2

               

13,5

P

Просмотров работы: 865

© 2016–2024 Российская академия естествознания