МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТАЙБОКСЁРОВ
НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ
Шелепов С. О.
ФГБОУ ВПО “Кемеровский государственный университет»
Кемерово, Россия
THE METHODS OF BOXERS AT A TRAINING STAGE PHYSICAL QUALITIES EDUCATION
Shelepov S. O.
FGBOUVPO "KemerovoStateUniversity"Kemerovo,Russia
Тайский бокс, как и другие единоборства, относится к сложно-координационным видам спорта скоростно-силового характера. Эти виды связаны с угрозой получения ударов, что обусловливает значительное психоэмоциональное напряжения в ходе поединка. Поэтому неудивительно внимание к развитию уровня специальной физической подготовленности у спортсменов, специализирующихся в этих видах единоборств.
Продолжающее повышение уровня спортивных достижений и обострение конкуренции внутри страны и на международной арене настоятельно требуют интенсивной разработки проблемы целенаправленной подготовки тайбоксёров путём поиска наиболее эффективных форм, средств и методов учебно-тренировочного процесса.
Поэтому разработка и научное обоснование оптимального развития способностей боксёров, является достаточно актуальной.
Объект исследования: тренировочный процесс в тайском боксе.
Предмет исследования: методика воспитания физических качеств тайских боксёров 15 – 17 лет.
Цель исследования - поиск путей совершенствования тренировочного процесса подготовки тайбоксёров 15-17 летнего возраста к соревновательной деятельности на основе приоритетного воспитания специальных физических качеств.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование в тренировочном процессе юных тайбоксёров современных подходов в воспитании физических качеств будет способствовать более эффективному приросту показателей этих качеств.
В работе были поставлены следующие задачи:
Выявить особенности методики подготовки тайбоксёров по анализу литературных источников.
Определить влияние использования в тренировочном процессе юных тайбоксёров современных подходов в воспитании физических качеств.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ литературных источников.
Педагогический эксперимент.
Педагогическое тестирование.
Методы математической статистики.
Анализ литературных источников проводился с целью выявления средств и методов общей и специальной физической подготовки спортсменов. Всего было проанализировано 20- литературных источников в библиотеках г. Кемерово.
Педагогический эксперимент проводился для выявления используемых в тренировочном процессе юных тайбоксёров современных подходов в воспитании физических качеств.
Современные подходы в воспитании силовых способностей и гибкостей у юношей включали следующие средства и методы:
- силовая подготовка юношей строилась от общего силового развития, учитывая то, что юноши находятся в благоприятном возрастном периоде для развития мышечных волокон и силы. В качестве воспитания максимальной силы, мышечной массы и мышечной выносливости использовали методику В.Н. Селуянова. Методика включает принцип «Сплит», или раздельные тренировки, по которому выполнялась развивающая тренировка на две мышечные группы 1 раз в неделю в статодинамическом режиме, Т.е. без полного расслабления мышц по ходу выполнения упражнения. Нагрузка составляла 30-60% от максимально поднятого веса, 15 повторений в одном подходе, всего 5-6 подходов в развивающей тренировке на одну мышечную группу, в поддерживающей тренировке 3 подхода, интервал отдыха 1 минута. Всего было задействовано 8 основных мышечных групп.
- для развития специальной максимальной силы были включены такие специальные упражнения, как: борьба в клинче, скрутки со штангой, прикрепленной к полу, скрутки со жгутом.
- специальную взрывную силу развивали посредством ударного метода, в частности: прыжки с тумбы с последующим ударом коленом в прыжке, отжимания в упоре лежа с хлопками, прыжки на большегрузных покрышках, бой с тенью с отягощениями, взрывное толкание тяжелого камня, грифа.
- воспитание скоростно-силовой выносливости осуществлялось в двух направлениях: безотносительно к соревновательной деятельности тайбоксеров и в условиях, моделирующих соревновательную деятельность тайского бокса.
Ссылаясь на проведенный научно обоснованный эксперимент В.В. Гаврилова, В.Н. Селуянова, можно использовать для развития скоростно-силовой выносливости интервальный метод в форме круговой тренировки по станциям, выполняемые с отдыхом 45 секунд с интенсивностью 30-60% от максимальной силы. Общая интервально-круговая тренировка включала следующие упражнения: l-я станция - сгибание рук на низкой перекладине; 2-я станция - разгибание рук от пола; 3-я станция - приседание. ЧСС составляла 130-150 ударов.
В специальную интервально-круговую тренировку входили такие удары по снарядам, как удары кулаками, удары коленями и удары голенью. Удары наносились с максимальной интенсивностью в течение 10 секунд руками, 15 секунд коленями и голенью последовательно друг за другом (первый подход удары кулаками, второй - удары коленями и третий - удары голенью) с интервалом отдыха 1 мин, число подходов 9 раз, ЧСС не более 180 уд./мин. Работа в таком варианте развивает алактатно-анаэробный механизм.
Следующие упражнения характеризовались в нанесении сильных ударов по снарядам в двойке (рука-нога, локоть-колено) в течение 4-х раундов по 1 минуте, отдых 1 минута. Такие упражнения совершенствуют гликолитический механизм энергообеспечения, вырабатывают стереотип интенсивной скоростно-силовой работы. Также для развития скоростно-силовой выносливости использовали работу на мешке в среднем темпе с ускорениями и комплекс беговых упражнений В .И. Филимонова, 5 раз по 100 м, интервал отдыха 2 мин (ходьба). чес не более 180 уд./мин.
При воспитании гибкости использовались в последовательности такие упражнения, как: плавные пружинящие, баллистические упражнения, включенные в занятия после разминки. Комплекс начинался с плавных пружинящих покачиваний в выпадах вперед, в стороны с наклонами, в «барьерном седе» с наклонами, количество покачиваний составляло по 10 раз на каждую ногу. Затем выполняли баллистические упражнения на суставы (тазобедренный, плечевой, поясничнопозвоночный), по 15 раз.
Упражнения по типу стретчинга и статического характера с использованием тренажеров были задействованы после основной части занятия. При выполнении статодинамических упражнений по типу стретчинга фиксация в растянутом статическом положении составляла 10 секунд. Пружинящие движения между фиксациями составляли 10 секунд, количество фиксаций на один сустав - 10 раз. Польза статодинамических упражнений заключается в том, что мышцы, участвовавшие в силовых упражнениях, необходимо «раскрепостить», не дать ухудшить подвижность в суставах, ускорить процессы восстановления. Как известно, в проведенном исследовании отдельных специалистов, упражнения, направленные на повышение максимальной силы, уменьшают подвижность в суставах на 5-10%. В то же время стретчинг, выполняемый в комплексе с упражнениями на силу, повышает подвижность в суставах на 5-12% и сохраняет ее в течение 48 часов.
Упражнения статического характера, направленные на развитие специальной гибкости в тазобедренном суставе, тайбоксеры выполняли с помощью тренажеров двух видов. Первый вид тренажера предназначался для растягивания мышц ног в продольном и поперечном шпагате стоя с использованием активного отягощения гири (через блочное устройство ролик). Второй вид тренажера предназначался для растягивания мышц ног в поперечном шпагате сидя с применением специального механизма дозировки угла в тазобедренном суставе.
Эти тренажеры разработали в 2000 году С.В. Брановицкий, Н.Н. Ткаченко. Время на растягивание на тренажерах - 15 минут. При выполнении статического растягивания мышц ног на тренажерах тайбоксеры поочередно расслабляли и напрягали мышцы, и связки тазобедренного сустава с постепенным увеличением нагрузки до незначительной боли. После выполнения статического растягивания тайбоксеры закрепляли подвижность в тазобедренном суставе активными упражнениями в течение 3-х минут.
Педагогическое тестирование предполагало использование комплекса тестов. В частности в работе использовались следующие тесты:
Общая силовая подготовленность и гибкость:
подтягивания (количество раз)
приседание со штангой (количество раз)
жим, лёжа со штангой (кг.)
становая сила (кг.)
шпагат (см.)
мост (см.)
наклоны (см.)
Специальная силовая подготовленность:
А) Боковые удары
- кулаком (кг.)
- голенью (кг.)
- локтем (кг.)
Б) Прямые удары (кг.)
В) Ударная выносливость (количество раз за раунд)
Методы математической статистики использовались на этапе анализа результатов исследования. В работе использовалось определение среднеарифметического значения показателей, процентного соотношений прироста исследуемых показателей, достоверности различия показателя по критерию t Стьюдента.
Для обоснования методики воспитания физических качеств тайских боксёров, был организован педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы спортсменов-тайбоксеров 15-17 лет. Исследование приводилось на базе ДЮСШ (отделение тайского бокса) г. Прокопьевска.
Контрольная группа – 15 человек. Стаж занятий тайским боксом варьируется между 1-1,5 годами. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 1,5 часа.
Экспериментальная группа – 15 человек. В экспериментальную группу входят школьники, занимающиеся не более 1-1,5 года. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятий 1,5 часа.
Длительность эксперимента - 2,5 месяца, что составляет 30 проведённых занятий.
До начала эксперимента занятия в обеих группах проводились по одинаковой программе, включающей, главным образом, техническую подготовку. В период эксперимента контрольная группа тренировалась по прежней программе, показатели данной группы будут являться контрольными. Экспериментальная группа тренировалась по новой, предложенной нами программе, основывающейся на силовой и скоростно-силовой подготовке, включающей технические комбинации спарринговых (поединковых) элементов соревновательного характера. Показатели данной группы являются экспериментальными.
Каждое тренировочное занятие в контрольной группе имело следующее содержание:
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
Часть занятия |
Основное содержание занятия | Дозировка, время | Методические и организационные указания |
Подго-тови-тельная часть Основ- ная часть Заклю- читель- ная часть | Подготовка к занятию Прыжки на месте, вперёд-назад, на четыре точки Прыжки вперёд-назад, вперёд с ударом в голову То же, но назад со вторым ударом в голову На месте комбинации из ударов руками: 2 удара в голову, 1 в голову и 1 снизу в живот, боковой в голову и 1 (снизу) в подбородок Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа Поднимание туловища из положения лёжа, руки за головой Приседания Упражнения на растягивание 10.Выполнение базовой техники на месте и в перемещении 11.Условный бой на 3 шага 12.Условный бой на 1 шаг 13.Комбинации 14.Выполнение комплексов имитационных упражнений 15.Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа 16.Поднимание туловища из положения лёжа, руки за головой 17.Приседания с выпрыгиваниями 18.Упражнение на дыхание 19.Заключительная часть | 3-5мин 1мин 1мин 1мин по 10раз 20-25раз 30-40раз 40-50раз 10-12мин 30мин 8-10мин 10-15мин 10-15мин по 2-3раза каждое 25-35раз 40-50раз 40-50раз 1-2мин 3-5мин |
Обратить внимание на мягкую работу ног. Руки постоянно в положение защиты. Следить за правильным дыханием в момент выполнения ударной техники. Обратить внимание на глубину и ширину стоек. Следить за дистанцией. Обратить особое внимание на направление взгляда. Держать темп, не отставать от счёта. Провести анализ занятия. |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
Каждое тренировочное занятие в экспериментальной группе имело следующее содержание:
1-е тренировочное занятие. Аэробно-силовая тренировка (тонус)
Часть занятия |
Основное содержание занятия | Дозировка, время | Методические и организационные указания |
Подготовительная часть 1 серия Основная часть 2серия Заключительная часть | 1. Разминка 2. Скакалка 3. Набивание теннисного мяча об пол 4. Упражнения на растягивание 5.Приседания с грузом (средним) динамично 6.Отжимания на набивных мячах 7.Пресс (складывания) 8.Спина-выгибание (лодочка) 9.Выпригивания с полного приседа (средний вес) 10.Брусья 11.Подтягивание 12.Бой с тенью 13.ТТМ (техникотактическое мастерство) 14.Упражнение на дыхание 15. Приседания с грузом (средним) динамично 16.Отжимания на набивных мячах 17.Пресс-складывания 18.Спина-выгибание (лодочка) 19.Выпригивания с полного приседа (средний вес) 20.Брусья 21.Подтягивание 22.Мешок 23.Лапы 24.Гимнастика | 7мин. 3мин. 3мин. 10-12мин. 15 раз 20 раз 20раз 20раз 15раз 15раз 20раз 7мин. 8раундов х 3мин. 2мин. 15раз 20раз 20раз 20раз 15раз 15раз 10раз 3раунда х 3мин. 1раунд х 3 мин. 10мин. |
После каждого динамического задания уделять 30-40 секунд на дыхательное упражнение Упражнения делаются друг за другом (по кругу), 3 круга Полное сгибание-разгибание рук Все движения от себя выполняются на выдох (глубоким жимом) Упражнения делать 3 круга, в каждом подходе не допускать сильного локального утомления Обратить особое внимание технике рук и применению изученных комбинаций Упражнения делаются друг за другом (по кругу), 3 круга Полное сгибание-разгибание рук Все движения от себя выполняются на выдох Упражнения делать 3 круга, в каждом подходе не допускать сильного локального утомления Провести индивидуальный анализ работы на занятии |
2-е тренировочное занятие. Скоростно-силовая тренировка (тонус)
Часть занятия |
Основное содержание занятия | Дозировка, время | Методические и организационные указания |
Подготовительная часть 1серия Основ- ная часть 2серия Заклю- читель- ная часть 3серия | 1.Разминка 2.Скакалка 3.Набивание теннисного мяча об пол 4. Упражнения на растягивание 5.Выпады с грузом на плечах (средний вес) 6.Выпригивания с полного приседа (средний вес) 7.Канат-взрывы 8.Бой с тенью 9.ТТМ (техникотактическое мастерство) 10. Нападение (обманное движение), затем добавить удар ногой. Защита произвольная 11.Мешок 12.Лапы 13.Пресс, складывания 14.Гимнастика 15.Растяжка | 7мин. 3мин. 3мин. 5мин. 10раз на каждую ногу 10раз 30сек. отдых 60сек. 6 подходов 7мин. 8раундов х 3мин. 6-8мин. 3раунда х 3мин. 1раунд х 3мин. 100раз 10мин. 10мин. |
Интенсивная работа Делать три подхода В каждом подходе использовать разные упражнения (средний темп) Провести полный анализ тренировочного занятия |
3-е тренировочное занятие. Силовая-стадонимаческая тренировка (тонус)
Часть занятия |
Основное содержание занятия | Дозировка, время | Методические и организационные указания |
Подготовительная часть 1серия Основ- ная часть 2серия Основ- ная часть 3серия Основ- ная часть Заключительная часть | Подготовка к занятию 2.Разминка 3.Скакалка 4. Набивание теннисного мяча об пол 5.Растяжка 6.Присед с грузом (средний груз) 7.Отжимания (можно с грузом) 8.Подтягивания на перекладине 9.Разводка с гантелями в сторону 10.Аэробол 11.Бой с тенью 12.ТТМ (техникотактическое мастерство) 13.Присед с грузом (средний груз) 14.Отжимания (можно с грузом) 15.Подтягивания на перекладине 16.Разводка с гантелями в сторону 17.Аробол 18.Мешок 19.Лапы 20.Присед с грузом (средний груз) 21.Отжимания (можно с грузом) 22.Подтягивания на перекладине 23.Разводка с гантелями в сторону 24.Гимнастика 25.Пресс | 3-4мин 7мин 3мин. 3мин. 5мин. 15-20раз 20раз максимальное кол-во. раз 15-20раз 3мин. 7мин. 8раундов х 3мин. 15-20раз 20раз максимальное кол-во раз 15-20р 3мин. 3раунда х 3мин. 1раунд х 3мин. 15-20раз 20раз максимальное кол-во. раз 20раз 10мин. 15мин. | Напомнить о результатах прошлого занятия и соответственно настроить на предстоящее Упражнения делаются с короткой амплитудой (до конца не опускаются и не поднимаются) Следить за координацией движения Во время заданий на кондицию следить за правильностью дыхания. Упражнения делаются с короткой амплитудой (до конца не опускаются и не поднимаются) Следить за координацией движения Упражнения делаются с короткой амплитудой (до конца не опускаются и не поднимаются) Провести полный анализ занятия |
Это примерная схема проведения занятий в экспериментальной группе. Через 3-4 тренировки задания повторяются.
В ходе тренировок необходимо:
Постепенно увеличивать нагрузку в физических упражнениях;
Менять комбинационные упражнения (внедрять что-то новое);
Ставить перед учениками конкретную задачу в заданном упражнении.
Например, в ударах ногами, акцент сделать на возвращение ноги, или работа в парах – необходимо сопоставить скорость удара с реакцией партнёра и т. п.
За время проведения педагогического эксперимента нами были получены достоверные данные по 14 тестам, которые показали, что после годичного учебно-тренировочного процесса тайбоксеров произошли существенные изменения, произошедшие в экспериментальной группе под воздействием управляющих воздействий, с использованием экспериментальной методики. В контрольной группе изменения также произошли, но в значительно меньшей мере. Сравнение таких показателей позволило определить межгрупповые сдвиги, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели физической подготовленности юных тайбоксёров
Специальная силовая подготовленность | |||||||||
Группы | Позиция данных | Боковые удары | Прямые удары (кг) | Ударная выносливость (кол-во раз) | Средний прирост % | ||||
кулаком | голенью | локтем | 1 раунд кулаком | 2 раунд голенью | 3 раунд руками | ||||
ЭГ | Исход | 187 | 211 | 171 | 180 | 34 | 59 | 63 | |
Итогов | 223 | 254 | 188 | 202 | 27 | 49 | 50 | ||
Прирост % | 19,3 | 20,4 | 9,9 | 12,2 | 20,6 | 16,9 | 20,6 | 17,1 | |
КГ | Исход | 184 | 200 | 172 | 171 | 38 | 62 | 61 | |
Итогов | 192 | 207 | 166 | 176 | 37 | 58 | 59 | ||
Прирост % | 15,0 | 3,5 | 3,5 | 2,9 | 5,1 | 6,5 | 3,3 | 3,2 | |
13,5 P Просмотров работы: 865
|