Важнейшим этапом развития детей, требующим поиска новых и эффективных методов воспитания и обучения, является подростковый возраст - период перехода к взрослому состоянию, как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Педагогам хорошо известны трудности подросткового возраста, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью, сниженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Поэтому для правильного планирования и осуществления учебного процесса по физическому воспитанию столь важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфо-функциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость [20].
Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.
Рост спортивного мастерства в таком комплексном виде спорта, как легкая атлетика также во многом зависит от степени развития физических качеств, функциональных возможностей организма юного спортсмена, которые в значительной мере определяют индивидуальные особенности занимающихся на всех этапах спортивной подготовки [13]. В то же время в настоящее время достаточно актуальной видится проблемная ситуация, при которой тренеры-преподаватели нуждаются в уточненных сведениях об учете возрастных особенностей спортсменов-легкоатлетов подросткового возраста при планировании педагогических воздействий по воспитанию физических качеств.
Поэтому выбор данной темы: «Возрастные особенности воспитания двигательных качеств спортсменов-легкоатлетов на этапе начальной подготовки» обусловлен существующей проблемой учета особенностей возрастного развития в процессе разработки методики воспитания физических качеств юных спортсменов.
Целью данной работы является совершенствование процесса воспитания двигательных качеств спортсменов-легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Объектом исследования является процесс развития двигательных качеств.
Предметом исследования является процесс воспитания двигательных качеств спортсменов-легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Гипотеза исследования: предполагалось, что изучение возрастных особенностей развития двигательных качеств позволит выявить более рациональные подходы по воспитанию этих качеств легкоатлетов на этапе начальной подготовки и повысить эффективность тренировочного процесса.
Задачи исследования:
Изучить литературные источники с целью выявления средств, методов и условий развития двигательных качеств юных спортсменов;
Разработать рациональную структуру тренировочных занятий для воспитания двигательных качеств легкоатлетов на этапе начальной подготовки;
Экспериментально обосновать эффективность совершенствования процесса воспитания двигательных качеств легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
При проведении эксперимента применялись следующие методы:
Анализ научно-методической литературы;
Тестирование физической подготовленности;
Педагогический эксперимент;
Методы математической статистики.
В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по вопросу развития двигательных качеств у групп начальной подготовки. Рассматривались вопросы о необходимости знания возрастных периодов, особенно благоприятных для развития тех или иных двигательных качеств, морфологические особенности юных легкоатлетов, а также анализировались наиболее эффективные и широко применяемые на практике упражнения и методы развития двигательных качеств.
Проведенный анализ научно-методической литературы подтвердил актуальность нашей темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.
Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности:
Общая выносливость (бег 5 минут, м);
Координационные способности (челночный бег 3х10 м, сек);
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см);
Силовые способности (отжимания от пола лежа, кол-во раз);
Активная гибкость (наклон вперед, см);
Скоростные способности (бег 30 м, сек) [22].
Данные упражнения позволили выявить физические способности, такие как: скорость, координация, скоростно-силовые качества, сила, выносливость и гибкость.
Педагогический эксперимент был проведен на базе МБОУ «Центр детского творчества» поселка Карагайлинский Киселевского городского округа в период с 01.11.2014 г. по 31.04.2015 г. В нем приняли участие 12 девочек 11-12 лет. Сущность педагогического эксперимента заключалась в исследовании развития двигательных качеств у испытуемых и повышение их уровня физической подготовленности.
Для определения достоверности полученных результатов исследования и определения эффективности использованной методики рассчитывались: среднее арифметическое значение (М); отклонения от среднего арифметического значения (m); достоверность по t-критерию Стьюдента [22].
На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.
На втором этапе исследования – проводился педагогический эксперимент. Была сформирована группа из 12 девочек в возрасте 11-12 лет.
Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана программа занятий различной направленности в секции легкой атлетике.
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Поскольку возраст испытуемых составлял 10-12 лет, то мы в ходе исследования пользовались определенными средствами и методами развития двигательных качеств, характерными для их возраста и пола.
Для развития силы, скорости и скоростно-силовых способностей, применялись прыжковые упражнения, многоскоки, спрыгивания, выпрыгивания, метания, упражнения с преодолением веса собственного тела (отжимания, подтягивания ног к перекладине), упражнения с набивными мячами, упражнения, развивающие крупные группы мышц спины и живота, мышц задней поверхности бедра. Для развития скоростных качеств использовали многократное повторение скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивностью, упражнения для развития реакции, упражнения в затрудненных условиях (ускорения в гору, по лестнице), работу рук и ног в максимально быстром темпе, упражнения со скакалками, проводили различные эстафеты. Также мы применяли игровой метод, т. к. он дает возможность комплексного развития скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств. Специальные тренировки для развития этих качеств, применялись один раз в неделю.
Для развития выносливости применяли упражнения малой и умеренной мощности, продолжительностью 10-20 минут, использовали темповый бег 200-400 м в чередовании с ходьбой, медленный бег с продолжительностью до 2 минут. Так же для развития выносливости мы использовали подвижные игры. Специальные тренировки для развития выносливости применялись один раз в две недели.
В каждой тренировке использовались упражнения на гибкость. Упражнения, направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращении и махов.
Для развития ловкости использовалось выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений, упражнений на точность движения, челночный бег, акробатические упражнений, а так же спортивные игры.
Тренировки проводились 3 раза в неделю, по 2 академических часа.
В конце педагогического эксперимента испытуемым были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования.
После проведения исследования были получены данные. Для сравнения полученных данных были использованы методы математической статистики (таблица 1, рис. 1).
Таблица 1
Результаты развития двигательных качеств в ноябре и в мае
Тестовое упражнение |
Ноябрь |
Май |
t |
||
М1 |
м |
М2 |
м |
||
Бег 30 м, с |
5,7 |
0,01 |
5,6 |
0 |
2,5 |
Прыжок в длину с места, см |
155 |
0,01 |
162 |
0,04 |
3,3 |
5-минутный бег, м |
793 |
0,04 |
799 |
0,04 |
0,5 |
Челночный бег 3×10м, с |
8,7 |
0,04 |
8,5 |
0,02 |
3,8 |
Отжимания, кол. раз |
11 |
0,04 |
12 |
0 |
2,1 |
Наклон вперед из положения сидя, см |
12 |
0,04 |
13,5 |
0.04 |
4,3 |
Скорость (бег 30 метров)
По данным литературных источников известно, что наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. Проведенные исследования, подтверждают данные литературных источников, из табл. 1 видно, что прирост за время исследования скоростных способностей был не достоверен (t-критерий Стьюдента - 2.5, находится в зоне неопределенности) (рис. 2).
Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места)
Из табл. 1 видно, что скоростно-силовые качества увеличились в достаточной мере (t-Стьюдента - 3.3, находится в зоне значимости), это и подтверждают литературные источники, в которых отмечается, что у девочек наибольшее развитие скоростно-силовых качеств нижних конечностей в 8-9, 10-12 лет, причем самый большой прирост с 11 до 12 лет (рис. 3).
Выносливость (5-минутный бег)
Выносливость увеличилась несущественно, это связанно с тем, что наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет (t-Стьюдента - 0.5, находится в зоне не значимости) (рис. 4).
Координация (челночный бег)
В развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке, что и показало исследование (t-Стьюдента - 8.8, находится в зоне значимости) (рис. 5).
Сила (отжимания от пола)
По данным литературных источников наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников (t-Стьюдента - 2.1, находится в зоне не значимости) (рис. 6).
Гибкость (наклон вперёд из положения сидя)
По данным литературных источников увеличение показателей гибкости наблюдаются до 13-14 лет. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников (t-Стьюдента - 4.3, находится в зоне значимости) (рис. 7).
В итоге исследования установлено, что выбранные тестовые показатели являются эффективными контрольными упражнениями, с помощью которых можно следить за уровнем общей физической подготовленности юных спортсменов.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что физические качества развиваются гетерохронно. В возрасте 11-12 лет в большей степени развиваются скоростно-силовые качества нижних конечностей, координация, гибкость. В меньшей степени развивается скорость. В незначительной степени – выносливость и сила.
Практика проведения тренировочных занятий позволила сделать выводы об эффективности тренировок в развитии уровня физической подготовленности юных легкоатлетов и нахождения путей совершенствования методик тренировок на этапе начальной подготовки. У юных спортсменов развитие двигательных качеств, происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне.
Список литературы
Атилов, А. Азбука бокса [Текст] / Аман Атилов. – 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2009. – 63 с.
Алабин, В. Г. Организационного методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов: Учебное пособие / В. Г. Алабин. - Челябинск: ЧГИФК, 1988. – 188 с.
Бальсевич, В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: ФиС, 1991. – 209 с.
Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
Бойко, А. Ф. Основы легкой атлетики / А. Ф. Бойко - М: Физкультура и спорт, 2005. – 164 с.
Бондаревский, Е. Я. Структура и измерение физической пригодности / Е. Я. Бондаревский, В. М. Зациорский // Теория и практика физической культуры. – 1968. - №6. – С. 76-78.
Валик, Б. В. Тренерам юных легкоатлетов / Б. В. Валик. – М.: ФиС, 1974. – 244 с.
Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов вузов / А. А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.
Волков, В. М. К проблеме развития двигательных способностей // теория и практика физической культуры. – 1993. - №5-6. – С. 41.
Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник для вузов физ. культуры и факультетов воспитания вузов / Л. В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.
Гандельсман, А. Б. Двигательная гипоксия / А. Б. Гандельсман, Р. П. Грачева, Н. Б. Прокопович // Проблемы физиологии спорта. – М., 1960. – С. 81-87.
Губа, В. П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта / В. П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - N 3-4. - С. 21-26,39-41.
Гужаловский, А. А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. – 1977. - №7. – С. 37-39.
Гужаловский, А. А. Этапность развития физических качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. …д-ра пед. наук / А. А. Гужаловский. – М., 1979. – 23 с.
Дворкин, Л. С. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет / Л. С. Дворкин, С. В. Новаковский, С. В. Степанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. - 2003. - № 3. - С. 29.
Жилкин, А. И. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.
Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009.
Зеличенок, В. Б. Подготовка юных легкоатлетов / В. Б. Зеличенок. − М. : Терра-Спорт, 2000. − 56 с. : ил.
Зимкин, Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: очерки / Н. В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 1956. - 205 с.
Ильин, Е. П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности / Е. П. Ильин // Личность и деятельность / Отв. Ред. А. А. Крылов. – Л., 1982.
Локтев, С. А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте : практ. руководство для тренера / С. А. Локтев. – М. : Сов. спорт, 2007. – 402 с. : ил.
Примаков, Д. Н. Быстрота и методика ее совершенствования у легкоатлетов: Учебное пособие / Д. Н. Примаков, В. П. Горбенко, В. П. Новиков. – М.: ГЦОЛИФК, 1991. – 168 с.
Развитие двигательных качеств школьников / под ред. З. И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1967.
Столов, И. И. Спортивная школа: начальный этап / И. И. Столов, В. В. Ивочкин. – М.: Советский спорт, 2007.- 136с.
Тимошкин, В. Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / В. Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры. – 1994. № 5-6. – С. 24-32.
Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. Под общ. ред. Алабина В. Г. и Кривоносова М. П. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.
Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 1975. – 302 с.
Филин, В. П. Возрастные основы физического воспитания / В. П. Филин, Н. А. Фомин. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 176с.
Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224с.
12