ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тот факт, что двигательная активность совершенствует физические особенности, повышает работоспособность, общеизвестен. Он подтверждён неоднократно в специальных экспериментах и наблюдениях. Не менее известно, что научно-технический прогресс ведёт к уменьшению доли тяжёлого физического труда, а, следовательно, к снижению доли активной двигательной деятельности [1].

Двигательная активность является одним из основных факторов здорового образа жизни, фактором совершенствования механизмов регуляции и адаптации организма, служит главным фактором гармоничного физического развития, улучшает психо–эмоциональное состояние организма. Высокий уровень физической и умственной работоспособности людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется значительно дольше, чем не занимающихся. Снижение активной двигательной деятельности (гиподинамия) пагубно сказывается на здоровье [7].

В разные возрастные периоды, организм человека в различной степени нуждается в двигательной активности. Очень пагубно сказывается недостаток двигательной активности на развитии и здоровье детей. В жизни ребёнка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, главным образом физического развития. Гармоничность физического развития один из важнейших показателей здоровья. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма, в детском и подростковом возрасте [25].

Современные школьники ограниченны в естественной потребности двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья. Тогда как, повседневную двигательную активность следует рассматривать как естественную основу накопления резервов здоровья. Положительный эффект оказывает только оптимальная физическая нагрузка, обеспечивающая гармоничное физическое развитие и реализацию соматических, вегетативных и психических функций [9].

Особенно актуальна проблема недостатка двигательной активности в современных учебных учреждениях, где интенсивность обучения достаточно высока (гимназии, лицеи) и в связи с этим отмечается снижение уровня двигательной активности необходимого для нормального физического развития и повышения психического напряжения. Существующая на данный момент система физического воспитания в школе лишь частично или вовсе не справляется с данной проблемой. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости внедрения в школах внеурочных программ физической культуры с целью повышения уровня двигательной активности учащихся.

Целью настоящего исследования явилось изучение влияния занятий по программе общей физической подготовки на физическое развитие и физическую подготовленность подростков.

В работе были поставлены следующие задачи:

Пронализировать особенности физического развития и физической подготовки подростков.

Разработать программу занятий по общей физической подготовке для подростков.

Провести мониторинг физического развития и физической подготовленности подростков в динамике годичного цикла занятий по программе общей физической подготовки.

Объект исследования: особенности физического развития и физической подготовленности подростков.

Предмет исследования: влияние занятий по общей физической подготовке на показатели физического развития и физической подготовленности подростков.

Гипотеза исследования: проведение занятий по программе общей физической подготовки с подростками позволит существенно улучшить показатели физического развития и повысить уровень физической подготовленности.

В работе были поставлены следующие задачи:

Проанализировать особенности физического развития и физической подготовленности подростков.

Разработать программу занятий по общей физической подготовке для подростков.

Провести мониторинг физического развития и физической подготовленности подростков в динамике годичного цикла занятий по программе общей физической подготовки.

Для решения первой задачи использовался метод анализа научно-методической литературы (изучено 27 источников).

Для решения второй задачи был проведен эксперимент с использованием программы занятий общей физической подготовкой (ОФП), составленной с учётом возрастных особенностей школьников. Кроме 2-х уроков физической культуры в неделю им было предложено 3 дополнительных занятия в неделю по ОФП, продолжительностью 1,5 часа. Занятия были направлены на развитие и совершенствование основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Структура занятия включает в себя три части: подготовительную, основную и заключительную. Программа рассчитана на 1 календарный год.

Для решения третьей задачи был использован комплексный подход, позволяющий оценить особенности физического развития и физической подготовленности организма школьников, занимающихся по программе ОФП, включающий следующие методы:

методы измерения антропометрических показателей;

методы оценки физического развития;

методы оценки физической подготовленности;

методы математической обработки результатов исследования.

Методы измерения антропометрических показателей

Антропометрическое обследование школьников проводилось по унифицированным методикам (Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979; Тристан В.Г., 2000). Измерялись показатели а) продольных, б) поперечных и в) обхватных размеров тела: а) длина тела (рост в см), масса тела (вес в кг), высота ноги (в см); б) размах рук (в см), двуплечевой диаметр (в см), двувертельный диаметр (в см); в) обхват грудной клетки при вдохе (в см), обхват грудной клетки при выдохе (в см), обхват плеча (в см), обхват предплечья (в см), обхват запястья (в см), обхват бедра (в см), обхват голени (в см), обхват таза (в см).

Измерение толщины кожно-жировых складок у школьников осуществлялось циркулем - калипером (J.Parizkova, 1961,1970; В.П. Чичикина, 1969). Определялась толщина кожно-жировых складок (в мм) в восьми точках: в области спины – под нижним углом лопатки; в области груди – по подмышечному краю большой грудной мышцы; в области живота – отступив на 5 см от пупка в горизонтальной плоскости; на передней поверхности плеча – над двуглавой мышцей; на задней поверхности плеча – над трехглавой мышцей плеча; на передней поверхности предплечья – в верхней трети; на передней поверхности бедра – над прямой мышцей бедра, несколько ниже паховой складки; на задней поверхности голени – в области наружной головки икроножной мышцы.

Методы оценки физического развития

Под термином «физическое развитие» понимают комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития человека. Физическое развитие является одной из сторон развития индивидуума и представляет собой биологический процесс, детерминированный средовыми и генетическими факторами. Влияние внешней среды в большей степени выражено в критические периоды онтогенеза человека.

Физическое развитие является одним из существенных показателей здоровья, его параметры отражают степень соответствия биологического и паспортного возраста и определяют физическую работоспособность в момент обследования.

При изучении индивидуального физического развития человека используют методы наружного осмотра (соматоскопия), измерение морфологических показателей (соматометрия) и функциональных показателей (физиометрия). При этом оценивается степень гармоничности физического развития (гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное) и уровень физического развития (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий).

Для оценки гармоничности физического развития используются центильные шкалы. Для разработки центильных шкал обследуется не менее 100 человек (каждого возраста и пола), затем все результаты каждого из признаков (рост, масса тела, окружность грудной клетки) располагаются в возрастающем порядке и делятся на 100 интервалов (центилей). При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста. Промежутки между центильными вероятностями называются центильными интервалами или «коридорами», каждый из которых соответствует определенному уровню развития показателей физического развития. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и рекомендации.

Оценив каждый из показателей в отдельности по центильным шкалам, проводится их сравнение и оценивается гармоничность физического развития. В случае, если разность «коридоров» между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничности развития; если эта разность составляет 2 – развитие ребенка дисгармоничное; если разность превышает 3 и более – резко дисгармоничное развитие.

Методы оценки физической подготовленности

Для определения уровня физической подготовленности, у обследуемых проводилась оценка основных физических качеств: сила, скорость, быстрота, выносливость.

Тестовые испытания для оценки силовых качеств:

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимание). При выполнении упражнения голова, туловище и ноги должны быть на одной прямой линии. Руки следует сгибать до касания грудью пола, а затем полностью разгибать. Тест проводится в произвольной форме и оценивается при условии правильного выполнения.

2. Метание набивного мяча (вес 1 кг). Испытуемый встает на старто-вую линию, ноги вместе. Производится бросок двумя руками от груди. Ре-зультат оценивается по дальности полёта при помощи сантиметровой ленты.

3. Прыжки в длину с места на гимнастический мат. Прыжок выполняется толчком обеими ногами с махом рук. Тест оценивается по расстоянию (см) от стартовой линии до ближайшего к ней места касания мата ногами. Делается 3 попытки и оценивается лучший результат.

4. Поднимание туловища из положения лёжа на спине. Исходное поло-жение лёжа на спине, руки за головой пальцы в замок, ноги согнуты в коле-нях, стопы закреплены. Каждое поднимание туловища проводится до касания локтями коленей. Делается максимальное количество подъёмов за 30 секунд.

Тестовые испытания для оценки качеств выносливости:

Бег на дистанцию 1000 метров выполняется с высокого старта. Во время бега возможен переход на ходьбу. Результата фиксируется с точностью до десятой доли секунды.

Тестовые испытания для оценки скоростных качеств:

Челночный бег 3*10 м (с кубиками). В зале отмеряют отрезок 10м. В начале и в конце отрезка чертят линии старта и финиша. Кубики лежат на линии старта. По команде «На старт» участник подходит к линии старта. По команде «Внимание» участник наклоняется вперёд и берёт один кубик. По команде: «Марш!» бежит с кубиком до конца отрезка и кладёт его за финишную линию, возвращается за вторым и так же кладёт его на линию финиша. Секундомер включается по команде «Марш» и выключается в момент касания пола второго кубика. Броски кубика запрещаются.

Оценка использованных спортивных тестов проводилась с помощью оценочных нормативов физической подготовленности для мальчиков 5-7 классов (Настольная книга учитель физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана, М.: ФиС, 1998).

Методы математической обработки результатов исследования

Полученный материал был обработан на персональном компьютере с помощью пакета прикладных программ “Statistica 6.0”. Для каждого изучаемого параметра вычислялись среднее арифметическое значение (М) и ошибка репрезентативности средней арифметической (m). Достоверность различий признаков (р) в сравниваемых группах определялась по t-критерию Стъюдента.

В проведённом исследовании принимали участие школьники 12-13 лет (мальчики), в количестве 20 человек, которые в течение учебного года занимались общей физической подготовкой. Исследование подростков проводилось на базе МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Прокопьевска.

Обследование состояло из трёх этапов:

Первый этап исследования проходил в сентябре-октябре 2014 года и состоял в изучении и анализе методической литературы, в проведении обследования школьников до начала занятий. Формирования базы данных для статистической обработки результатов исследования.

Второй этап исследования проходил с октября 2014 по январь 2015 года. На этом этапе проводилось промежуточное тестирование школьников, занимающихся по программе ОФП. Проводились обработка и анализ данных, полученных в ходе тестирования.

На третьем этапе исследования с января 2015 по январь 2016 года осуществлялось заключительное тестирование школьников, после тренировочного процесса по программе ОФП, направленной на развитие силы, быстроты и выносливости. Проводилась статистическая обработка и анализ результатов исследования, на основании которых формировались выводы и практические рекомендации.

На первом этапе эксперимента, до начала занятий по программе ОФП, было проведено многофункциональное обследование 12-ти летних подростков. Установлено, что средние антропометрические показатели, соответствуют норме для данной половозрастной группы (табл. 1). Полученные нами результаты согласуются с литературными данными, полученными при обследовании подростков аналогичной возрастной группы.

Таблица 1

Антропометрические показатели 12-ти летних подростков (первый этап)

Параметры

М±m

Длина тела, см

143,8±2,96

Масса тела, кг

32,96±1,71

Обхват грудной клетки в покое, см

66,2±1,27

Обхват грудной клетки на вдохе, см

70,02±1,34

Обхват бёдер, см

66,2±1,91

Обхват талии, см

58,9±1,16

Длина ноги, см

76,6±2,02

Двуплечевой, см

31,9±0,63

Двувертельный, см

23,8±0,63

Кожно-жировая складка на животе, см

3,85±0,21

Кожно-жировая складка под лопаткой, см

3,64±0,19

Кожно-жировая складка бедра, см

3,21±0,21

Кожно-жировая складка на трицепсе, см

3,71±0,22

Кожно-жировая складка на груди, см

3,92±0,19

Кожно-жировая складка на кисть, мм

2,43±0,14

Обхват плеча, см

21,14±0,29

Обхват предплечья, см

20,81±0,45

Обхват бедра, см

39,21±1,01

Однако, при оценке степени гармоничности физического развития у

57% обследуемых школьников на этом этапе эксперимента, было выявлено дисгармоничное физическое развитие с дефицитом массы тела (рис. 1). Недостаток мышечной массы в этом возрасте может быть связан с резким у

дисгармоничное с избытком массы тела

величением длины тела, в основном за счёт роста трубчатых костей [

дисгармоничное с дефицитом массы тела

18].

 

 

гармоничное

 

Рис. 1. Распределение подростков по степени гармоничности физического развития (первый этап)

Кроме того, данное отклонение в физическом развитии констатировали многие авторы, полагая, что причинами являются ухудшение социально-экономических условий и экологической обстановки. Однако в последнее время все чаще встречаются исследования, где дисгармоничное физическое развития связывают с интенсификацией учебного процесса, глобальной компьютеризацией и, как следствием, недостатком двигательной активности, чем, по-видимому, и обусловлено большая доля детей с дефицитом массы тела в нашем эксперименте [8].

Уровень физической подготовленности мальчиков данной группы, на начальном этапе эксперимента, в целом был оценен как средний (табл. 2).

Таблица 2

Бег 40 м,

с

Бег 1000м,

мин

Прыжок в длину с места, см

Метание набивного мяча, м

Подъём корпуса,

кол-во раз

Отжимание от пола,

кол-во раз

7,21±0,09

4,05±0,1

174,3±4,84

9,45±0,53

21,5±1,32

18,5±0,7

Результаты выполнения школьниками спортивных нормативов

Скоростные качества школьников были оценены как достаточно высокие (рис. 2), что связано со значительным приростом скоростных способностей в подростковом возрасте [16].

Рис. 2. Распределение подростков по уровню скоростных качеств (первый этап)

Сила же и выносливость у подростков на первом этапе эксперимента были оценены удовлетворительно (рис. 3), что так же соответствует возрастным особенностям данного периода развития, по которым ускорение темпов роста и активация полового созревания, снижают физическую работоспособность [23].

Таким образом, 12-ти летние мальчики испытывали состояние гиподинамии, характеризовались дисгармоничным физическим развитием с дефицитом массы тела, удовлетворительным уровнем физической подготовленности организма.

С целью увеличения уровня двигательной активности обследуемых школьников кроме 2-х уроков физической культуры в неделю им было предложено 3 дополнительных занятия в неделю по общей физической подготовке (ОФП).

Риc 3. Распределение подростков по уровню физических качеств: 1 - выносливости; 2 - силы (первый этап).

Программа занятий ОФП направлена на физическое развитие и укрепление организма, повышение функциональных и адаптивных возможностей организма, развитие и укрепление двигательной мускулатуры, развитие физических качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости), формирование и обучение необходимым двигательным навыкам, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

Мониторинг показателей физического развития подростков в годичной динамике занятий по программе ОФП, показал следующие результаты: в обследуемой группе подростков наблюдается положительная динамика практически всех антропометрических показателей (табл. 3).

Наблюдается достоверное увеличение обхватных размеров: обхват плеча, обхват бёдер, а так же поперечных (двуплечевой, двувертельный) и кожно-жировых складок, что связано с возрастными процессами роста, а так же говорит о том, что предложенная физическая нагрузка является оптимальной.

Тем не менее, длиннотные размеры у обследуемых школьников увеличились незначительно, особенно малым оказался прирост в период со 2-го по 3-й этап эксперимента (12-13 лет).

На протяжении эксперимента у подростков, занимающихся в группе ОФП наблюдается положительная динамика жировой и мышечной массы тела (рис. 4), так к концу проведения эксперимента процентное содержание жирового компонента составило 8,6%, а мышечного 50,5% от общей массы тела, что во многом является следствием, регулярных занятий ОФП.

Проведённая на заключительном этапе у обследованных подростков оценка гармоничности физического развития (рис. 5), показала, что 80% школьников характеризуются гармоничным физическим развитием, что является следствием регулярных занятий ОФП. Также у подростков наблюдается прирост показателей физической подготовленности (табл. 4; рис. 6).

Таблица 3

Динамика антропометрических показателей подростков

Показатели.

I этап

М±m

II этап

М±m

III этап

М±m

P

Просмотров работы: 1733