Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с детьми с умственной отсталостью. Отличительной чертой уроков физической культуры является ее деятельностный характер. Основная цель уроков это совершенствование физического развития подростков, освоение ими движений необходимых для дальнейшей жизнедеятельности. Вместе с тем роль внеурочных форм может быть поставлена как повышение физической подготовки на основе интереса подростков к тем или иным видам физкультурной деятельности.
А.А.Рязанов, 2007 в своей работе показал, что футбол является отличным средством для психофизического развития детей с умственной отсталостью и является интересной и осваиваемой физкультурной деятельностью для детей с нарушениями в интеллектуальной сфере [5]. Однако, вопросы, связанные с организацией внеурочных секционных занятий в специальной (коррекционной) школе VIII вида остаются не разработанными.
Таким образом, актуальность нашего исследования очевидна.
Цель исследования – оценить эффективность дополнительных физкультурных занятий с использованием средств футбола в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Объект исследования - процесс физического воспитания школьников 13-14 лет с умственной отсталостью
Предмет исследования - коррекция физической подготовки подростков 13-14 лет с умственной отсталостью средствами футбола
Гипотеза исследования - предполагаем, использование средств футбола для подростков 13-14 лет с умственной отсталостью на дополнительных занятиях позволит корректировать их физическую подготовку.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой в исследовании решались следующие основные задачи:
Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.
Адаптировать общеразвивающую программу по футболу под психофизические возможности подростков 13-14 лет с умственной отсталостью, обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII-го вида.
Определить эффективность адаптированной программы по футболу посредством влияния на уровень физической подготовленности подростков 13-14 лет с умственной отсталостью.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, математической статистики.
Исследования проводились нами в несколько этапов.
Iэтап - проводился в период сентября-октября 2015 года.Целью этого этапа было проведениеанализа и обобщение педагогической, научно-методической и специальной литературы по теме исследования. Определялись необходимые методы исследования. Проводился анализ программ по адаптивному физическому воспитанию, и продумывались варианты адаптации общеразвивающей программы по овладению начальными навыками игры в футбол под психофизические возможности детей с легкой степенью умственной отсталости. В конце первого этапа был проведён первый констатирующий эксперимент, целью которого было определение исходных показателей физических способностей испытуемых.
IIэтап – проводится с ноября 2015 года по настоящее время. Цель этого этапа – проведение формирующего эксперимента. В течение этого периода испытуемые – 8 учеников 9-го класса коррекционной школы 8 вида занимались в течение 4 месяцев по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе по футболу с целью коррекции физической подготовки.
Итак, как сказано в стандарте общего образования умственно отсталых факультативные занятия проводятся с небольшими группами учащихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и более свободной ориентировки в современном обществе и быту. Физкультура как учебный предмет, прежде всего, способствует укреплению здоровья детей. В процессе физических упражнений учащиеся учатся спортивной ходьбе, бегу, прыжкам. Некоторые овладевают умением работать на спортивных снарядах, плавать, кататься на коньках, т.е. осваивают отдельные виды спорта. К таким видам спорта можно причислить и футбол [5].
Нами в процессе адаптации общеобразовательной программы по футболу были изменены средства и методы обучения этой игре в виде их упрощения с целью возможности освоения подростков 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Дополнительная общеразвивающая программа для подростков 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости по футболу, включает в себя учебный план сроком освоения 1 год, который является её неотъемлемой частью.
Таблица 1
Учебный план
№ п/п |
Разделы подготовки |
Часы |
1 |
Теория |
16 |
2 |
Общая физическая подготовка |
33 |
3 |
Специальная физическая подготовка |
79 |
ИТОГО: |
252 |
Изучение теоретического материала планируется в форме бесед в простой и доступной для понимания подростков форме продолжительностью 5- 10 минут [5,6].
Обязательным компонентом подготовки подростков 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости, занимающихся футболом являются соревнования. В коррекционной школе предусматриваются соревнования между группами обучающихся, товарищеские игры, можно с участием команд различных возрастных групп [6].
Ниже представлена ориентировочная программа недельного микроцикла для детей с умственной отсталости 13-14 лет.
Таблица 2
Ориентировочная программа недельного микроцикла для умственно отсталых подростков 13-14 лет
День недели |
Преимущественная направленность |
Нагрузка |
Понедельник |
Развитие гибкости и ловкости и координации движений: элементы акробатики, подвижные игры, эстафеты. Обучение элементам техники ударов по мячу и остановок мяча |
Низкая |
Среда |
Развитие быстроты: эстафеты, подвижные игры, игры с мячом. Обучение элементам техники ведения мяча и обводки |
Средняя |
Пятница |
Повышение ОПФ: эстафеты, подвижные игры и игрыс мячом. Обучение элементам техники ударов по мячу и остановки мяча. Игра в мини-футбол 2х2 или 3х3 |
Средняя |
Занятия мы проводили в рамках неурочной деятельности во вторую половину дня продолжительностью 45 минут.
В предварительном исследовании до начала педагогического эксперимента нами были проведены тесты физической подготовленности, результаты которого представлены в таблице ниже. Для оценки уровня физической подготовки мы сравнили наши результаты с имеющимися нормативами здоровых подростков.
Таблица 3
Результаты тестирования физической подготовленности подростков с легкой степенью умственной отсталости
№ п/п |
Показатели |
Эксперимен-тальная группа Х ± m |
Контро-льные норма-тивы |
Разность |
Оценка достоверности различий |
1. |
Наклон вперед (см) |
5,1±1,0 |
6,2±0,5 |
1,1 |
>0,05 |
2. |
Бег 30м (с) |
8,6±0,7 |
5,3±0,2 |
3,3 |
>0,05 |
3. |
Челночный бег 3х10м (с) |
9,9±0,1 |
8,4±0,07 |
1,5 |
>0,05 |
4. |
Прыжок в длину с места (см) |
165±4 |
173±7 |
8 |
>0,05 |
5. |
Подтягивание, кол-во раз |
3,4±0,7 |
5,8±0,23 |
2,4 |
>0,05 |
В результате проведенных нами исследований было выявлено, что подростки 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости существенно и достоверно отличаются от здоровых сверстников по всем показателям физической подготовки.
Это связано, во-первых, с объективными причинами, потому что умственная отсталость всегда есть результат недоразвития или поражения головного мозга. Так, поражение низших отделов центральной нервной системы влечет за собой нарушение элементарных движений, поражение высших — затрудняет реализацию сложных двигательных актов, требующих произвольной регуляции. Нарушения сложных двигательных актов при умственной отсталости, проявляющиеся в недостатках тонкой моторики, определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект — нарушением аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга [4].
Во-вторых, существующие подходы к физическому воспитанию умственно отсталых школьников являются малоэффективными и ограниченными. Два часа в неделю не способны удовлетворить потребности умственно отсталого школьника в двигательной активности и не могут положительно влиять на их физическую подготовку.
В большей степени отставание по результатам проведенного исследования физической подготовки отмечается нами по тестам, оценивающим координационные, скоростные способности, далее скоростно-силовые и силовые способности менее всего отставание прослеживается в тесте на гибкость.
Отставание в координационных способностях выявлено многими авторами в исследованиях. Так, согласно исследованиям Горской И. Ю., возрастные темпы прироста всех видов КС умственно отсталых детей имеют ту же динамику, что и у здоровых школьников, но с отставанием на 2–3 года. Большинство сенситивных периодов развития КС приходится на диапазон 9–12 лет [1].
Однако, как известно, умственная отсталость – явление необратимое, она поддается коррекции. Постепенность и доступность материала на занятиях физическим воспитанием создают условия для овладения детьми разными двигательными умениями, играми, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности подростка [4].
Нами в настоящее время проходит экспериментальное обоснование возможности использования средств футбола с подростками 13-14 лет, имеющими легкую степень умственной отсталости во внеурочной деятельности коррекционной школы VIII вида. В процессе проведения специфических упражнений футбола мы отметили:
интерес со стороны подростков к данным занятиям;
визуально отметили улучшение практически всех показателей физической подготовки подростков, что говорит о том, средства футбола благоприятно воздействуют на данный аспект личности подростков с легкой степенью отсталости.
Литература
Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова. — Омск: СибГАФК, 2000. – 210 с.
Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2005. - 450 с.
Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]: Руководство / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2007. – С. 124 – 141.
Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии [Текст]: Уч. пособие / Н.Л. Литош. – СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2002. – С. 25-48.
Рязанов А.А. Коррекция психофизического развития детей с умственной отсталостью в процессе дополнительных занятий средствами футбола возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. А. Рязанов – Тамбов.,2007. - 24 с.
Юный футболист [Текст]: Учебное пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 84с.