Все массовые физкультурные мероприятия, как и занятия в кружках физической культуры и в секциях ОФП, служат, главным образом, целям общего физического воспитания. Хотя массовые занятия и являются средством относительно ограниченной подготовки, но, дополняя друг друга своим специфическим содержанием и воспитательно-образовательными возможностями, они в сочетании с занятиями в кружках ОФП и на уроках способствуют достижению той широты общего физического воспитания, которая обязательна для школы [8, 32].
Проблема исследования. Вместе с тем, как показывает практика, учителя физкультуры оказались слабо подготовленными к решению задач, поставленных перед современной системой образования. Многие не владеют необходимыми знаниями, методикой организации и проведения спортивно-массовых мероприятий, следовательно, не могут использовать их в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышения уровня физической подготовленности [40].
Объект исследования – внеклассная работа по физическому воспитанию в школе.
Предмет исследования - использование принципов оздоровительной тренировки при организации внеклассной физкультурно-оздоровительной работы со старшеклассниками.
Цель исследования - определить влияние оздоровительных физических упражнений и их систем на уровень физической подготовленности учащихся старших классов.
Гипотезой исследования явилось следующее предположение: полагаем, что применение тренировочных программ, основанных на принципах оздоровительной тренировки при организации внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе, позволит повысить уровень физической подготовленности старших школьников.
Для достижения поставленной в исследовании цели решались следующие задачи:
1. Выявить исходный уровень физической подготовленности и соматического здоровья учащихся старших классов.
2. Разработать методику организации внеклассной физкультурно-оздоровительной работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе.
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики секционных физкультурно-спортивных занятий со старшеклассниками.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
2. Метод педагогических наблюдений.
3. Метод педагогических контрольных испытаний (тестирование).
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики.
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы проводился путем изучения учебных, учебно-методических, методических пособий, статей из сборников научных трудов, периодической печати.
Всего было проанализировано 56 источников литературы. При анализе литературы основное внимание уделялось выяснению таких вопросов, как организация и управление внеклассной работой по физическому воспитанию в школе. Кроме этого, рассматривались условия организации школьных кружков по физической культуре и секций по видам спорта, виды спортивных соревнований и требования к системе школьных соревнований.
Метод педагогических наблюдений проводился с целью выявления форм и методов внеклассной работы школы по физическому воспитанию. Изучались виды и типы занятий, методы работы преподавателей, а также средства, используемые на занятиях.
Метод педагогических контрольных испытаний проводился с целью выявления уровня физической подготовленности старших школьников. Для определения уровня физической подготовленности учащихся были использованы тесты «Президентские состязания», которые включают бег на 60 метров, бег на 1000 метров, поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, вис на согнутых руках, прыжок в длину с места, наклон туловища вперед из положения сидя на полу.
В ходе выполнения контрольных нормативов соблюдались следующие условия:
а) прием нормативов проходил в обстановке соревнований;
б) условия проведения были одинаковыми (время и место проведения, качество и вес спортивного инвентаря и др.).
в) результаты контрольных нормативов в беге фиксировались согласно правилам соревнований по легкой атлетике.
Для определения динамики состояния здоровья в процессе эксперимента выявлялось состояние здоровья школьников по методике Г. Л. Апанасенко (9). Для оценки соматического здоровья предварительно проводились следующие измерения: рост, вес, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия, функциональная проба с 20-ю приседаниями.
Все измерения проводились по общепринятым методикам. Для оценки уровня соматического здоровья соотношения показателей переводились в баллы. Оценка производилась по сумме баллов в соответствии со шкалой.
Педагогический эксперимент - основной метод исследования. Суть его заключалась в создании двух групп из учащихся старших классов, одинаковых по уровню физической подготовленности и состоянию соматического здоровья. Одна группа была контрольной и занималась по программам секций по видам спорта, организованным в школе, другая – экспериментальной, в тренировочный процесс по видам спорта которой были включены программы оздоровительных физических упражнений. Оздоровительные физические упражнения включались во все периоды тренировочного процесса в соответствии с задачами, решаемыми на конкретном занятии. Обязательным условием экспериментальной деятельности было начальное и конечное сравнение результатов. В целом проведение эксперимента и его содержание не противоречили принципам обучения и воспитания школьников.
Методы математической статистики. Математическая статистика применялась для обработки цифрового материала, полученного в результате исследований. При этом определялись следующие параметры: средние арифметические величины - “Х”, среднее квадратическое отклонение “σ“, ошибки средних арифметических - “m”. Достоверность результатов определялась по t-критерию Стьюдента при 5% уровне значимости [13].
Исследовательская работа проводилась с сентября 2013 по апрель 2015 года в три этапа с привлечением 60 учащихся 9-11 классов СОШ № 32 города Прокопьевска. Из них сформированы контрольная и экспериментальная группы по 30 человек.
На первом этапе исследования в период с 1 сентября 2013 по 31 мая 2014 года был проведен теоретический анализ и обобщение данных литературных источников, а также выявление исходного уровня физической подготовки и соматического здоровья учащихся старших классов.
Кроме этого, задачей первого этапа являлось подбор программ оздоровительных физических упражнений для включения их в занятия секций по видам спорта, организованных в школе.
Задача второго этапа (1 сентября 2014 года – 1 марта 2015 года) заключалась в использовании подобранных программ упражнений в тренировочном процессе и экспериментальном обосновании эффективности занятий.
Третий этап (март 2015 - январь 206 года) включал в себя обработку и интерпретацию экспериментальных данных, уточнение теоретических и практических выводов, оформление результатов исследования.
Организация работы спортивных секций в школе призвана решать задачи не только совершенствования двигательных умений и навыков, характерных для определенного вида спорта, но и содействовать укреплению здоровья школьников, повышению уровня их физической подготовленности. В связи с этим мы проанализировали внеклассную работу по физическому воспитанию в средних общеобразовательных школах города Прокопьевска.
В процессе педагогических наблюдений было выявлено следующее: в практике физического воспитания школьников используются такие формы внеклассной работы, как: проведение спортивных секций (волейбол, баскетбол, ритмическая гимнастика, легкая атлетика) - 3 раза в неделю по 2 часа. Спортивные праздники и Дни здоровья проводятся 1 - 2 раза в год, соревнования по видам спорта – после прохождения соответствующего раздела комплексной программы по физическому воспитанию школьников.
При планировании учебного материала преподаватели руководствуются рекомендациями программ по видам спорта для детско-юношеских спортивных школ. При проведении занятий используются традиционные средства, методы и формы организации школьников.
Всего в спортивных секциях занимаются 8-10% учащихся старших классов; из них 50% принимают участие в школьных спортивных соревнованиях, 15% - в межшкольных и городских.
Контрольные испытания, проводимые осенью и весной, указывают на изменения в физической подготовленности школьников. К концу учебного года наблюдается прирост результатов по всем показателям, в частности в сгибании и разгибании рук в упоре лежа (1,9± 8,6 и 14,8± 10,1), прыжка в длину с места (169,4± 15,4 и 173,3± 15,4). Однако, различия результатов недостоверны (Ро>0,05). Показатели уровня соматического здоровья школьников также меняются незначительно (5,1 ±3.2 и 5,6±2,9) (Р>0,05) (табл. 6).
Таблица 6
Показатели физической подготовленности и соматического здоровья школьников на этапе предварительного исследования (n=60)
Сроки обследования |
|||||
Показатели |
Начало уч/года |
Конец уч/года |
m |
t |
Ро |
Х±m |
Х±m |
||||
Бег 60 м (с) |
10,5±0,8 |
10,3±0,6 |
0,2 |
0,3 |
Ро>0,05 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во) |
12±9 |
15±10 |
2,9 |
4,3 |
Ро>0,05 |
Поднимание туловища (кол-во/мин) |
29±5 |
30±5 |
1,0 |
2,3 |
Ро>0,05 |
Прыжок в длину с места (см) |
169,5±15,4 |
173,3±15,6 |
3,8 |
7,0 |
Ро>0,05 |
Наклон вперед (см) |
11±4 |
12±5 |
0,6 |
2,3 |
Ро>0,05 |
Соматическое здоровье (балл) |
5,1±3,2 |
5,5±2,9 |
0,5 |
1,3 |
Ро>0,05 |
Очевидно, полученные результаты можно объяснить различным уровнем физической подготовленности школьников, невысоким уровнем мотивации и большим количеством пропусков занятий (в среднем 35%). Активно посещать занятия спортивных секций школьники начинают в период подготовки к очередным соревнованиям. Кроме того, на занятиях большая часть времени отводится на формирование технических навыков выполнения того или иного упражнения, и сравнительно мало внимания уделяется развитию физических качеств и функциональных систем организма. В данном случае большой сигмальный разброс, полученный при обработке данных, указывает на то, что применяемые средства и методы на занятиях спортивных секций не обеспечивают достоверного и стабильного увеличения уровня физической подготовленности и соматического здоровья школьников.
Результаты исследовательской работы позволили нам начать экспериментальную деятельность, которая заключалась в использовании оздоровительных физических упражнений в занятия спортивных секций в школе. Мы предположили, что применение оздоровительных физических упражнений и их систем будет способствовать повышению интереса школьников к занятиям в секциях, а также способствовать повышению уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся старших классов.
В содержание занятий каждой спортивной секции мы включили следующие блоки упражнений:
а) техническая подготовка;
б) развитие основных физических качеств;
в) оздоровительная тренировка.
Техническая подготовка включает в себя разучивание и совершенствование умений и навыков выполнения упражнений, характерных для избранного вида спорта.
Под развитием основных физических качеств мы подразумеваем работу, направленную на формирование силовых, скоростно-силовых, скоростных способностей, выносливости, гибкости посредством общепринятых методик.
Оздоровительная тренировка понимается нами как деятельность, направленная на повышение общего уровня функциональных возможностей организма, связанного с развитием физических качеств.
Для реализации указанного вида подготовки нами подобраны программы упражнений направленных на развитие физических качеств, определяющих функциональное состояние организма, а также оздоровительные физические упражнения, способствующие повышению функциональных возможностей дыхательной, нервной системы, зрительного анализатора.
При реализации оздоровительной тренировки на занятиях спортивных секций приоритет отдается воспитанию выносливости, силовых способностей, гибкости.
В литературе имеются данные о взаимосвязи мышечной силы и уровнем физического развития. Наряду с тренировкой выносливости следует обращать внимание и на развитие мышечной силы. В литературе имеются данные о взаимосвязи мышечной силы и уровнем физического развития.
Кроме воспитания силы, в процессе физического воспитания студентов необходимо применять упражнения на развитие гибкости.
Упражнения на растягивание способствуют гармоничному развитию мышц, повышают функциональное состояние опорно-двигательного аппарата. Достаточная эластичность мышц и связок, гибкость суставов уменьшает вероятность травм, увеличивает диапазон движений, позволяет мышцам быстрее восстанавливаться после нагрузок.
Для развития названных физических качеств и с целью повышения функционального состояния школьников в занятия спортивных секций включены: программа ходьбы и бега, программа прыжков через скакалку, круговая тренировка.
Бег является легкой, естественной формой физических упражнений, кроме того, он – одно из лучших средств для тренировки сердечно-сосудистой системы. Оздоровительный бег является обычной аэробной нагрузкой. Он увеличивает потребление кислорода легкими и возможности сердечно-сосудистой системы в целом, сжигает калории быстрее, чем большинство других видов спорта на выносливость [31, 39, 50, 65, 67, 96].
По рекомендациям Ф. Кэрша, прежде чем приступать к занятиям бегом, необходимо освоить ходьбу. Поэтому на начальном этапе большую часть тренировочного времени следует уделять на этот вид двигательной активности. По мере улучшения подготовленности и выносливости увеличивать соотношение бега в общем объеме нагрузки, пока вся тренировка не будет выполняться в форме бега. Целью должен быть непрерывный бег в течение 30 минут.
К распределению нагрузки следует подходить индивидуально. Если темп освоения программы окажется слишком высок, на каждую ступень необходимо затрачивать по две недели, если замедленным – пропустить требования одной недели (табл. 7).
Прыжки через скакалку – одно из самых эффективных вспомогательных упражнений. Оно может служить единственной формой аэробных упражнений или дополнением и разнообразием другого занятия. Этот вид двигательной активности предъявляет достаточно высокие требования к организму, поэтому для достижения тренировочного эффекта целесообразно практиковать домашние задания. Прыжками надо заниматься, по крайней мере, два раза в неделю.
Прыжки через скакалку являются прекрасным средством тренировки сердечно-сосудистой системы. При развитии общей выносливости продолжительность прыжков, по мнению Р. Риоти, должна быть больше 15 минут.
В программе прыжков через скакалку использован метод интервальных занятий, где прыжки чередуются с ходьбой, для того, чтобы сердце постепенно привыкло к серьезным требованиям, которые предъявляет этот вид тренировки. Небольшие периоды отдыха между короткими интервалами интенсивных прыжков позволяют ЧСС оставаться в «зоне безопасности». Однако если во время каждого периода отдыха продолжать двигаться, восстановление не будет полным, но достаточным для того, чтобы ускорить тренировочное воздействие. Если программа окажется слишком напряженная, на каждую стадию следует отводить по три недели. Если же предложенный темп слишком медленный – пропустить одну неделю.
Таблица 7
Программа занятий прыжками через скакалку
неделя |
продолжительность |
продолжительность |
чистое время |
прыжков (мин) |
интервалы отдыха (мин) |
прыжков (мин) |
|
1-2 |
0,5 |
2 |
3 |
3-4 |
1-2 |
2 |
3 |
5-6 |
2 |
2 |
6 |
7-8 |
2 |
1 (0,5) |
6 |
9-10 |
2 |
1 |
8 (6) |
11-12 |
2 |
0,5 |
6 |
13-14 |
3 |
2 |
6 |
15-16 |
3 |
1 |
6 |
17-18 |
4 |
2 |
8 |
19-20* |
4 |
1 |
8 |
* И так далее, стремясь к тому, чтобы быть в состоянии прыгать безостановочно в течение 15 минут
Программа круговой тренировки является самой современной, научно обоснованной системой физических упражнений. Она совмещает гимнастические упражнения с тренировкой с отягощениями, упражнениями на сопротивление и гибкость. Круговая тренировка способствует укреплению мышц, увеличению гибкости, повышению анаэробных возможностей организма. Она оказывает влияние на каждый участок тела, являясь специфичной, сбалансированной нагрузкой. Если укрепляется одна группа мышц, укрепляются и группы мышц-антагонистов. Поскольку при занятиях круговой тренировкой ни один из участков тела не подвергается излишнему стрессу, при использовании этой формы упражнений травмы возникают редко. Регулярные занятия позволяют избежать травм и в других видах деятельности.
Программа занятий начинается с разминки, за ней следует серия упражнений (или круг), состоящий из 12 силовых движений, которые следует выполнять в определенном порядке. Необходимо пройти этот круг три раза, всякий раз поддерживая определенную скорость, делая каждое упражнение максимально быстро. Темп выполняемых движений, нагрузка и сокращающиеся интервалы отдыха между сериями или разными станциями способствуют повышению ЧСС, увеличению поглощения кислорода и дают эффект, равноценный тому, который достигается при аэробной тренировке. Выполнив программу силовых упражнений в третий раз, следует, в заключение, сделать круг упражнений на растягивание.
Занятие круговой тренировкой длится около 45 минут, из них примерно в течение 20 минут ЧСС должна достигать запланированной величины. Для увеличения нагрузки можно добавить дополнительные отягощения, повысить скорость, сократить интервалы отдыха, добавить дополнительный круг. Если уровень сердечно-сосудистой и дыхательной систем настолько высок, что все равно желаемая величина ЧСС не достигается, следует добавить нагрузку на выносливость («степ-тест», выполняемый в форме упражнения, прыжки через скакалку и пр.).
На большинстве станций круговой тренировки максимальное количество повторений силовых упражнений (для лиц низкого уровня подготовленности) – 15. Как только этой нагрузки станет недостаточно, следует переходить на следующий, более высокий уровень подготовленности, вместо того, чтобы увеличивать количество повторений. Это значит, что уже выработался определенный уровень аэробной выносливости той или иной группы мышц, и дальше имеющимися средствами развивать их невозможно.
За один подход на каждой станции выполняется 15 повторений. Поскольку существует переход от станции к станции, то в итоге каждое упражнение выполняется 45 раз, зато у мышц есть возможность для восстановления. Если же сразу выполнять все 30 или 45 повторений на определенной станции, в мышцах образуется большой запас молочной кислоты и возникает ощущение сильного мышечного утомления, а сами упражнения не будут столь эффективны. Структура круговой тренировки представлена в таблице 8.
Таблица 8
Структура круговой тренировки
I круг |
II круг |
III круг |
|||||||
кол-во |
время |
время |
кол-во |
время |
время |
кол-во |
время |
время |
|
повторений |
выпол нения (с) |
отдыха |
повторений |
выполнения |
отдыха |
повторе ний |
выполне ния |
отдыха |
|
обычная |
10 |
20 с |
40 с |
10 |
15 с |
30 с |
10 |
10 с |
20 с |
варианты |
15 |
30 с |
30 с |
15 |
21с |
21с |
15 |
15 с |
15 с |
усложнен |
15 |
30 с |
25 с |
15 |
21с |
15 с |
15 |
15 с |
10 с |
Перечисленные программы упражнений подобраны таким образом, что позволяют осуществлять тренировку выносливости на протяжении всего учебного года.
Для развития силовых способностей нами предложена круговая тренировка. Достоинством данной тренировки является то, что она позволяет разрабатывать индивидуальную программу занятий, планируя и выполняя упражнения, направленные на укрепление наиболее ослабленных мышечных групп и поддержание уровня развития более подготовленных. Кроме того, каждое силовое упражнение направлено на тренировку мышц и связок определенного участка тела и дано в порядке возрастания сложности, в зависимости от уровня подготовленности. Каждое упражнение круга выполняется в зависимости от индивидуальных физических возможностей в данный момент, постепенно совершенствуясь.
Все предложенные упражнения довольно универсальны, не требуют специального оборудования, взаимозаменяемы – могут быть использованы в занятиях любой спортивной секции в зависимости от периода тренировочного процесса, функциональной и физической подготовленности занимающихся, темой занятия.
Анализ результатов в тестах, оценивающих физическую подготовленность, позволил установить, что показатели уровня развития физических качеств в обеих группах имеют положительные сдвиги, однако, прирост результатов оказался различным (рис. 1).
По окончании эксперимента в контрольной группе не наблюдается статистически значимых изменений результатов тестирования. В экспериментальной группе к концу учебного года обнаружено достоверное изменение показателей выносливости (12-минутный бег - 24,4%), силовых способностей (поднимание туловища - 9,8%; сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 17,0%), гибкости (наклон - 28,4%), координационных способностей (челночный бег - 7,6%) (ро