ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности.

Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.

При значительной и ежедневной умственной нагрузке, хронической усталости большинства школьников, около половины учащихся, кроме как на учебных обязательных занятиях по физическому воспитанию, к физическим упражнениям больше не обращаются, и среди школьников только примерно каждый седьмой выходит на оптимальный уровень двигательной активности [6].

Существующая система физического воспитания не полностью восполняет генетическую потребность школьников в движении и отрицательно сказывается на их здоровье [11]. Состояние здоровья школьников в последние годы вызывает все более серьезные опасения.

По данным института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. От 30-35% детей, до 80% детей, поступающих в первый класс, имеют различные хронические заболевания [18].

Многочисленные исследования показывают, что практически здоровые дети в возрасте 7-10 лет составляют 10-12%. За период обучения в школе число здоровых детей снижается в четыре - пять раз, как минимум в два раза возрастает количество хронических больных, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения, каждый второй школьник имеет избыточный вес, а каждый третий страдает ожирением [14].

Актуальность выбранной темы. Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно психическими перегрузками. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.

В настоящее время весьма актуальными являются вопросы поиска эффективных средств, форм и методов физического воспитания учащихся, оптимизации их двигательной деятельности [21].

Для младших школьников ведущей деятельностью является игра. Поэтому, чтобы удовлетворить потребность младшего школьника в двигательной активности, необходимо включать игры во все формы работы по физическому воспитанию младших школьников.

Социологи считают, что подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей. В настоящее время значение игр возрастает. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного развития двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся, так как игра остается ведущей деятельностью в жизни младшего школьника. Она является условием для развития двигательной активности младшего школьника.

Таким образом, проблема исследования заключается в наличии противоречия между недостаточно раскрытым в современной научно-методической литературе вопросе влияния подвижных игр на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста и возможностями практического использования педагогами комплексов специальных игровых упражнений и игр, направленных на повышение физической подготовленности детей младшего школьного возраста.

Все это подтверждает актуальность выбранной нами темы: «Влияние игры на двигательную активность детей младшего школьного возраста».

Цель исследования – выявление влияния подвижных игр на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – влияние подвижных игр на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: влияние игр на двигательную активность детей младшего школьного возраста будет эффективным, если будут соблюдаться следующие условия:

будут изучены психолога - педагогические аспекты двигательной активности детей младшего школьного возраста

учитывается оптимальный двигательный режим детей младшего школьного возраста;

будут включены игры разной интенсивности во всех формах работы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Цель нашего исследования предполагала решение следующих задач:

1.изучить теоретические подходы по проблеме повышения физической подготовленности младших школьников;

2. выявить процесс воздействия игр на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста;

3.выявить и экспериментально проверить условия влияния игр на повышение физической подготовленности детей младшего школьного возраста;

4.разработать комплекс специальных игровых упражнений и игр, направленных на повышение физической подготовленности детей младшего школьного возраста.

Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

анализ и обобщение научно-методической литературы;

анкетный опрос;

педагогическое тестирование;

педагогический эксперимент;

методы статистической обработки результатов.

Анализ научно-методической литературы был направлен на изучение теоретических вопросов, связанных с влиянием игры на двигательную активность детей младшего школьного возраста.

Для изучения особенностей организации подвижных перемен был проведен анкетный опрос учащихся, анкета включала в себя следующие вопросы: Устраивает ли вас продолжительность перемен? Чем вы занимаетесь на перемене? В какие игры играют дети? Чем бы вы хотели заниматься во время перемен?

На констатирующем эксперименте в контрольном и экспериментальном классах были проведены Президентские тесты для определения уровня физической подготовленности:

Челночный бег 3x10 в исходном положении лицом вперед.

По команде «На старт» испытуемый становятся в положение высокого старта у стартовой черты. Затем следует команда «Марш». Испытуемый бежит 10 м. с предельно высокой скоростью до другой черты, обегает ограничитель дистанции, возвращается назад, снова обегает ограничитель дистанции, бежит в третий раз 10 м. и финиширует.

Бег 30 метров. Пробегание дистанции по команде «Марш» на скорость с высокого старта. Проводится по правилам легкой атлетики.

Бег 1000 метров. Тестирование проводилось на большой беговой дорожке. Испытуемый должен бежать или чередовать бег с ходьбой, стремясь преодолеть заданное расстояние за минимально возможное время.

При составлении тестирования нами учитывались данные авторов различных источников научно-методической литературы [9; 11; 14].

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами был проведен эксперимент. Как уже говорилось, нами был выдвинут ряд условий, при реализации которых влияние игры на двигательную активность детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:

будут изучены психолого-педагогические аспекты двигательной активности детей младшего школьного возраста

учитывается оптимальный двигательный режим детей младшего школьного возраста;

будут включены игры разной интенсивности во всех формах работы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Методы статистической обработки результатов применялись для подведения итогов педагогического эксперимента, в частности определялись количественные и процентные значения, полученные в результате тестирований и анкетного опроса.

Для экспериментальной проверки перечисленных ранее условий нами было проведено исследование. Педагогический эксперимент проводился в реальных условиях на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Заринск, с сентября 2014 по апрель 2015 года в 2 «А» и 2 «Б» классах. Контрольный класс - 2 «А», в количестве 15 человек и экспериментальный класс - 2 «Б», в количестве 15 человек. Исследование включало в себя три этапа:

констатирующей проводился с целью, определения уровня физической подготовленности младших школьников;

формирующий эксперимент ставил перед собой цель - повышение двигательной активности школьников с применением игр в разных форм физического воспитания детей младшего школьного возраста;

контрольный эксперимент проводился с целью определения, изменений в физической подготовленности детей младшего школьного возраста.

Результаты констатирующего эксперимента следующие: в контрольном классе уровень физической подготовленности составил: ниже нормы -50%, по норме -40%, выше нормы-10%

В экспериментальном классе уровень физической подготовленности составил: ниже нормы 48%, по норме 40%, выше нормы 12% (рис. 1, 2).

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента

Анализируя результаты этих тестов в начале эксперимента, мы определили, что развитие по уровню физической подготовленности в этих классах почти не наблюдалось. Результаты констатирующего эксперимента следующие: в контрольном классе уровень физической подготовленности на дистанции 30 м показали на отлично- 0 чел., на хорошо – 0 чел., удовлетворительно – 15 чел. На координационную способность (3х10 м): высокий уровень 1 чел., средний – 9 чел., низкий – 5 чел. На выносливость: высокий уровень – 0 чел., средний – 6 чел., низкий – 9 чел.

В экспериментальной группе уровень физической подготовленности по этим физическим качествам показали учащиеся 2 «Б» класса: на отлично – 0 чел., на хорошо – 2 чел., удовлетворительно – 13 чел. Челночный бег (3х10) – показали высокий уровень – 0 чел., средний – 7 чел., низкий 8 чел. Выносливость (1000м): высокий уровень показали – 0 чел., средний – 6 чел., низкий – 9 чел.

Рис. 2. Результаты констатирующего эксперимента по видам контрольных

испытаний

Анализируя результаты контрольного и экспериментального класса по этим тестам в начале эксперимента, мы определили, что уровень физической подготовленности в этих классах очень низкий и ничем не отличается друг от друга. Для увеличения двигательной активности, которая способствует, повышению физической подготовленности у учащихся нами был, составлен план формирующего эксперимента. Мы обеспечили детей в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья, достаточным объемом суточной двигательной активности. Большое внимание мы уделили эстафетам, подвижным играм и аттракционам; разработали календарь школьных спортивно-массовых мероприятий с применением подвижных игр, проводили спортивный час в группе продленного дня, составили перечень подвижных игр на больших переменах и в группе продленного дня. На уроках физической культуры с использованием подвижных игр младших школьников, мы стремились решать основные задачи:

повысить уровень двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей;

повысить функциональные возможности организма детей с целью противостояния неблагоприятным факторам, сопровождающим начало школьного обучения;

обеспечить условия для проявления активности и творчества каждого ребенка.

В экспериментальном классе в течение года проводилось три урока физической культуры, с обязательным применением подвижных игр, плюс внеклассная оздоровительная работа в форме гимнастике до занятий, подвижные перемены, физкультминутки (по 2 на каждый урок, а так же игровые праздники 1 раз в неделю). Мы организовывали ежемесячные дни здоровья, спортивный час на свежем воздухе с применением подвижных игр, которые помогают преодолеть утомляемость, проявляющуюся в результате умственного труда. Переключение с умственного труда на активное участие в подвижных играх или выполнение физических упражнений, позволяет за короткое время почти полностью восстановить работоспособность.

Важным компонентом двигательного режима является самостоятельные занятия, поэтому на каждом уроке физической культуры задавалось домашнее задание с подбором сюжетных подвижных игр, а на последующих уроках обязательно проверялось. Также мы с преподавателями составили обязательный распорядок дня второклассникам экспериментальной группы:

Домашняя утренняя гимнастика с воздушными и водными процедурами – 20 мин (7.30 – 7.50);

Прогулка по дороге в школу – 15-20 мин (8.00 – 8.15);

Гимнастика до занятий – 5-6 мин (8.20 – 8.30)

Физкультурные минуты на уроках – 5 мин;

Иры и развлечения на удлиненных переменах или во время проведения часа здоровья;

Занятия подвижными играми на спортивном часе в группе продленного дня;

Физкультпаузы во время самоподготовки;

Вечерняя прогулка с играми – до 1,5 часа

У нас получилось, что каждый школьник из экспериментальной группы, получает нужный дневной двигательный режим. А также учащиеся экспериментального класса через урочную форму работы в течение 20-25 мин. в основной части урока выполняли упражнения общеразвивающего характера, из учебной программы в игровой форме, с применением творческой, сюжетной, имитационной технологии. Испытуемые выполняли общеразвивающие упражнения сюжетного характера 10-12 раз. В подготовительной части урока элементы ходьбы и бега предлагались детям имитационной направленности. Например: c имитацией - олень, петух, медведь, страус, цапля, лиса, заяц. В урочную форму работы включались все упражнения из учебной программы на различные мышечные группы в игровой форме. Что воспринималось учащимися с большим интересом, а так же повышало мотивацию к урокам физической культуры.

В контрольной группе - подвижные игры включались в основную часть урока, а в экспериментальной группе, мы использовали их и в подготовительной, и в заключительной части урока. Например, в подготовительной части, чтобы сразу включить детей в активную работу после напряженного умственного занятия в классе. Также в экспериментальной группе отдельные уроки состояли только из одних подвижных игр (один урок в неделю). В такие уроки включается 4—5 игр разной интенсивности и с разными видами движений, чтобы воздействовать на различные группы мышц. В контрольной группе игровые уроки проводились в конце каждой четверти, перед каникулами.

По программе гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, задания на координацию движений типа «веселые задачи», с включением (напряжением) и выключением (расслаблением) звеньев тела; «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты (типа «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами»). По программе легкая атлетика: «Два мороза», «Пятнашки», «Не попади в болото», «Пингвины с мячом», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и мыши», «Быстро по местам», «Гуси-лебеди», «Не оступись», «Вызов номеров», «Шишки - жёлуди -орехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», »Метко в цель» «Космонавты», «Мышеловка», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Белые медведи», «Кто обгонит», «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», »Не давай мяча водящему».

По программе лыжной подготовки: «Салки на марше», «На буксире», «Финские санки», «Два дома», «По местам», «День и ночь», «Кто дальше прокатится», «Куда укатиться за два шага», «Попади в ворота», «Кто быстрее взойдет в гору», «Кто дальше скатится с горки», «Быстрый лыжник», «За мной», «Охотник и зайцы, «Круговая лапта».

По программе спортивных игр: применялись подвижные игры с элементами баскетбола: броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой), после ведения и остановки; ловля мяча на месте и в движении (высоко летящего, низко летящего, летящего на уровне головы); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); специальные передвижения без мяча — стойка баскетболиста; в стойке игрока приставными шагами правым и левым боком; остановка в шаге и прыжком; прыжок с двух шагов; ведение мяча (на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу); подвижные игры «Бросай — поймай», «Выстрел в небо».

Контрольный класс занимался в основном по традиционной методике ведения уроков физической культуры. Проведение экспериментальной работы соответствовало общим принципам обучения, воспитания и осуществлялось в рамках классно - урочных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий.

После первого констатирующего эксперимента был проведен формирующий эксперимент. На этапе формирующего эксперимента было составлено дополнение к учебной программе для 2 класса с доминирующем преобладанием эстафет, подвижных игр и аттракционов; разработан календарь школьных спортивно-массовых мероприятий.

В исследуемом классе в течение года проводилось два урока физической культуры плюс внеклассная оздоровительная работа в форме гимнастики до занятий, подвижные перемены, физминутки (по 2 на каждый урок, а так же игровые праздники 1 раз в неделю). Контрольный класс занимался полностью по традиционной методике. В экспериментальном классе реализовалась модульная тренировочная технология, основные особенности которой заключаются в следующем: учащиеся экспериментального класса через урочную форму работы в течении 20-25 мин. в основной части урока выполняли упражнения общеразвивающего характера, а так же элементы из учебной программы в игровой форме, с применением сюжетной, имитационной технологии. Испытуемые выполняли общеразвивающие упражнения сюжетного характера 10-12 раз. В подготовительной части урока элементы ходьбы и бега предлагались детям имитационной направленности. Например: c имитацией - олень, петух, медведь, страус, цапля, лиса, заяц. В урочную форму работы включались все упражнения из учебной программы на различные мышечные группы в игровой форме. При проведении занятий направленные на развитее физических качеств использовали круговую тренировку и игровой метод организации «Муравейник», что воспринималось учащимися с большим интересом, а так же повышало мотивацию к урокам физической культуры.

Для организации подвижных перемен была проведена анкета, включающая в себя следующие вопросы:

Устраивает ли вас продолжительность перемен? Ответили положительно – 92%. Так же были и отрицательные ответы – 8%. Например, с такой аргументацией: “Нет, потому что после бега нет времени отдышаться”

Чем вы занимаетесь на перемене? Все 100% детей ответили – играем. В какие игры играют дети? Самой распространенной игрой была игра “Стеночки” - 18%. Встречаются такие ответы: “Играю в боевиков”, “в медведя”. Играют в разные игры – 70% ребят.

Чем бы вы хотели заниматься во время перемен? Ответили – “хотели бы играть в подвижные игры” - 62%, в настольные игры – 24%. Были и другие ответы: например такие как: “Сидеть, общаться”, “Слушать музыку”, “Играть в Барби”, “Танцевать”, “Лежать на диване”, “Разгадывать кроссворды, ребусы, загадки”, “Гулять на улице”. Так ответили 14%.

Опираясь на результаты наблюдений и высказывания в анкетах, мы сделали следующие выводы:

Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.

В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.

В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.

Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время (таких ребят 49 %).

Познакомившись со всеми аспектами, мы приступили к организации подвижных перемен. Для этого определили задачи:

подготовить зоны для активного отдыха детей;

создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;

научить детей организованно проводить свободное время;

составить план проведения подвижных перемен.

Подвижные игры на переменах Е.И. Геллер предлагает классифицировать по психофизической нагрузке, оказываемой игрой. Выделяют три степени нагрузки: малую, среднюю, большую. К первой степени относятся игры, в процессе которых отличается повышение частоты сердечных сокращений до 140% ударов в минуту, ко второй степени – до 180%, к третьей – свыше 180% ударов в минуту. Кроме того, выделяют три степени интенсивности двигательной деятельности: высокая (частота сердечных сокращений повышается на 90% от исходного показателя); средняя (от 70 до 90%) и низкая (до 70%). Существуют и другие классификации игр. В ходе организации подвижных перемен.

Детям I группы предлагались игры: Разорви цепь. Воротца. Западня. Сторож. Море волнуется. У медведя во бору. Свободное место. Успей занять место. Поймай замыкающего.

Детям II группы, предпочитающих игры средней подвижности предлагались игры: Выставка картин. Стоп. Узнай по голосу. Канатоходец. Земля, вода, огонь, воздух. Набрасывание колец. Молчанка. Если нравится тебе.

Ребята III группы играли в игры: Канатоходец. Если нравится тебе. Молчанка. Передал – садись.

Активная работа по организации разноуровневых игр, зон отдыха показали, что часть детей, которым были свойственны совсем неорганизованные действия, переключились в группу детей, которые заняты организованной деятельностью.

Таблица 1

Показатели занятости детей на перемене

Время

Количество детей

Организованная деятельность

Неорганизованная деятельность

Начало года

15

59%

41%

Конец полугодия

15

91%

9%

По итогам формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Цель - выявить уровень физической подготовленности младших школьников, с использованием тех же «Президентских тестов».

Результаты контрольного эксперимента следующие.

В контрольном классе уровень физической подготовленности составил: ниже нормы-35%, по норме-45%, выше нормы-20%.

В экспериментальном классе уровень физической подготовленности составил: ниже нормы-17%, по норме- 58%, выше нормы-25% (рис. 3, 4).

Рис. 3. Результаты контрольного эксперимента

Если сравнить результаты первого и второго констатирующих экспериментов можно проследить рост уровня физической подготовленности. В контрольном классе: ниже нормы снизилось на 15%,норма повысилась на 5%, выше нормы повысилась на 10%. В экспериментальном классе: ниже нормы снизилось на 31%, норма повысилась на 18%, выше нормы повысилось на 13%.

Анализируя динамику показателей физической подготовленности, мы пришли к выводу, что у обучающихся экспериментального класса значительно выше уровень физической подготовленности, чем в контрольном классе. И это свидетельствует о том, что результаты проведенного эксперимента повышают двигательную активность через все формы работы физического воспитания. Игровые формы воздействия на детей младшего школьного возраста, обеспечивают повышенную мотивацию к урокам физической культуры, а также к внеклассным и внешкольным занятиям.

Анализ показателей физической подготовленности, полученных в процессе эксперимента позволяет довольно убедительно судить о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.

Цель - выявление повышения уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста, с использованием тех же «тестов», с целью увеличения двигательной активности, которая является главным критерием здоровья детей.

Результаты контрольного эксперимента следующие: в экспериментальном классе уровень физической подготовленности на 30м: высокий -0 чел., средний – 15 чел., удовлетворительный – 0 чел. Челночный бег 3х10м – высокий -13чел., средний 2 чел., низкий- 0 чел. Бег на выносливость: высокий – 3 чел., средний – 12 чел., низкий – 0 чел.

Результаты контрольного класса: 30м – высокий уровень – 0 чел., средний – 5 чел., низкий – 10 чел. Челночный бег 3х10м: высокий – 0 чел., средний – 5 чел.. низкий – 10чел. Выносливость (1000м): высокий – 0 чел, средний -12 чеел., низкий – 3 чел. Если сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов можно проследить рост уровня физической подготовленности.

Рис. 4. Результаты констатирующего эксперимента по видам контрольных испытаний

Анализируя динамику показателей физической подготовленности, мы пришли к выводу, что у обучающихся экспериментального класса значительно увеличился уровень физической подготовленности, чем в контрольном классе. И это свидетельствует о том, что применяемая наша программа проведенного эксперимента увеличивает двигательную активность, повышают уровень физической подготовленности, а следовательно улучшает здоровье детей, через игровые формы воздействия на детей младшего школьного возраста, обеспечивают повышенную мотивацию к урокам физической культуры, а также к внеклассным и внешкольным занятиями, и является основным критерием здоровья детей младшего школьного возраста. Анализ показателей физической подготовленности эксперимента позволяет довольно убедительно судить о том, что наш разработанный комплекс физических упражнений и подвижных игр, по применению подвижных игр для повышения двигательной активности, можно использовать и для проведения уроков физической культуры и внеклассных занятий. А также позволяет ускорить процесс физического развития и физической подготовленности, обучающихся в 2 классах. При проведении эксперимента роли подвижных игр на двигательную активность учащихся младшего школьного возраста было определено, что для повышения двигательной активности необходимо целенаправленно планировать в учебной и внеклассной работе, которая является главным критерием здоровья детей этого возраста.

Заключение

Обобщая вышесказанное, отметим: большинство ученых считают, что в формировании разносторонне развитой личности ребенка, и в укреплении здоровья, подвижным играм различного типа отводится немаловажное место. Они рассматриваются важным средством физического воспитания. Одновременно они оказывают оздоровительное воздействие на организм младшего школьника. В игре ребенок упражняется в самых разнообразных движениях; беге, прыжках, лазаний, перелазании, бросании. Большое количество движений активирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благоприятное воздействие на психическую деятельность. Оздоровительный эффект усиливается, если подвижные игры проводят на свежем воздухе. Чрезвычайно важно учитывать роль растущей радости, интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, моторики, способствует воспитанию быстроты, силы, выносливости, координационных способностей. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не ограничивает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. В заключение хотелось бы привести слова немецкого поэта Шиллера: «Человек играет тогда, когда становится человеком в полном значении слова человек, и он становится вполне человеком тогда, когда играет».

Подвижные игры благотворно влияют на совершенствованиеосновных движений, на основные показатели физического развитиядетей, уровень развития основных физических качеств. В процессезанятий заметно улучшаются результаты моторной одаренности детей.Отметим и положительное влияние подвижных игр на когнитивныеспособности учащихся. Подвижные игры формируют у детей устойчивый познавательный интерес, развивают умение подчиняться правилам, совершенствуют валеологический аспект. Методология развития программного обеспечения является приоритетным направлением в развитии науки о физическом воспитании, разработка программы по физической культуре на основе подвижных игр имеет практический интерес для учителей физкультуры.

Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.

Уроки игровой направленности органически вписываются в детскую жизнь. Дети очень любят играть, и поэтому в младшем школьном возрасте для развития двигательной активности и в оздоровительно-профилактических целях целесообразнее использовать игру.

Анализ показателей физической подготовленности, полученных в процессе проведения педагогического эксперимента, позволяет довольно убедительно судить о том, что наша программа по применению подвижных игр для повышения двигательной активности вполне применима для проведения уроков физической культуры и внеклассных занятий. А также позволит ускорить процесс физического развития и физической подготовленности обучающихся и оздоровлению детей младшего школьного возраста. При проведении эксперимента влияние подвижных игр на двигательную активность учащихся младшего школьного возраста, мы убедились еще раз в том, что повышение двигательной активности необходимо для оздоровления подрастающего поколения.

Список использованной литературы

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: - учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр Академия, 1999.- 250с

  2. Александрова, Л.И. Влияние ежедневных физических упражнений и подвижных игр на работоспособность учащихся [Текст] /

  3. Л.И. Александрова.- Гигиена и санитария, 1956, №5

  4. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 346 с.

  5. Былеева, Л.В. Подвижные игры: учебное пособие для институтов физической культуры. [Текст] /под ред. Л.В. Былеева, И.М. Короткова. - М.: Физкультура и спорт, 1982.- 230 с.

  6. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. [Текст] / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова.- М.: Академия, 2002.- 423 с.

  7. Виленский, М.Я. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] // Физическая культура в школе.- 1990. № 12.

  8. Гельндсман, А.В. Физическое воспитание детей школьного возраста, медико-биологические основы [Текст] /А.В. Гельндсман. - М: Физкультура и спорт, 1990.- 212 с.

  9. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст]: Учебное пособие / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб: Речь,2002.- 132 с.

  10. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М: Издательский центр Академия,2001.- 343 с.

  11. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст]: Учеб. для студ. Пед. Вузов. / М.Н. Жуков. - М: Изд. Центр Академия, 2002.- 156 с.

  12. Коваленко, Н.В. Роль непрерывного физического воспитания в развитии школьников и сохранении их здоровья [Текст] / Н.В. Коваленко. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2003.- 123 с.

  13. Коротков, И.М. Подвижным играм - зеленую улицу [Текст]/ /И.М. Коротков //Физическая культура в школе.- 1988. №12.

  14. Макарова, О.С. Приключения в стране игр [Текст] //Физическая культура в школе.- 1999. № 3-6

  15. Матвеев, А.П. Оценка качества подготовки выпускников начальной школы по физической культуре [Текст] /А.П. Матвеев, Т.В. Петрова.-М.: Дрофа, 2002.- 32 с.

  16. Найминова, Э.В. Спортивные игры на уроках физкультуры [Текст]: Книга для учителя физической культуры / Э.В. Найминова.- М., Ростов на Дону: Феникс, 2001.- 142 с.

  17. Немов, Р.С. Психология в З-х томах [Текст] / Р.С. Немов.- М.; 1988.

  18. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Издательский центр Академия,2000.- 431 с.

  19. Петухов, С.И. Формирование здоровья и развитие школьников в системе физического воспитании: Теория и практика [Текст] / С.И Петухов. - Новокузнецк ,2000.

  20. Погадаев, Г.И. Проблемы физического воспитания школьников. [Текст] //Физическая культура в школе.- 1998. №5.

  21. Подвижные игры на уроках в 1 классе. [Текст] //Физическая культура в школе.- 1990. №6.

  22. Родионов, А.В. Физическое развитие и психическое здоровье детей 1 - 4 классов [Текст] // Спорт в школе.- 1999. № 9-10.

  23. Рунцов Б.С. Подвижные игры на уроках в 1 - 3 классах. [Текст] //Физическая культура в школе.- 1988. №11.

  24. Самсонов, Ю.И. Подвижные игры на уроках физической культуры в школе 1- 11 классы [Текст]: Методические рекомендации / Ю.И. Самсонов. - Новокузнецк.

  25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.

  26. Сахарова М.В. Спортивные игры в начальной школе [Текст] // Физическая культура в школе. - 2005. - № 3. - С. 36 - 40.

  27. Хрипкова А.Г. Научные основы совершенствования физического воспитания школьников [Текст] //Физическая культура в школе.- 1976. №5.

 

17

 

Просмотров работы: 6970