В связи с этим мы предприняли попытку определить отношение студентов к различным видам отдыха. Для решения поставленной задачи был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 130 студентов ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». В процессе исследования определено отношение студентов к различным видам отдыха, разработаны методические рекомендации для организации активного отдыха студентов и восстановления их здоровья.
Проведенные исследования показали, в каких формах студенты чаще всего предпочитают отдыхать, полученные результаты свидетельствуют, что наиболее востребован пассивный отдых (рис. 1). На рисунке 1 видно, что большинство студентов предпочитает пассивный отдых - 48%, активный отдых - 31%, комбинированный отдых 21%. Парадокс ситуации, на наш взгляд, заключается в том, что дети не знают, не осознают роль движения в физическом и интеллектуальном развитии, но двигаются, играют, бегают почти без отдыха. Взрослые, напротив, понимают роль движений в сохранении и укреплении здоровья, но не двигаются [1].
Рис. 1. Результаты опроса по выявлению отношения студентов к различным видам отдыха
Значение активного отдыха заключается в постоянном формировании потребности в занятиях двигательной деятельностью. Данная форма отдыха является одним из более доступных видов физической культуры (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота и др.), а также естественных сил природы, в результате которых получают удовольствие, достигают хорошего самочувствия и настроения, восстанавливают умственную и физическую работоспособность. Относительно свободные формы занятий физическими упражнениями позволяет решать преимущественно оздоровительные задачи, помогают рационально использовать свободное время, повышают работоспособность, помогают бороться с неблагоприятными условиями учебной и трудовой деятельности [3]. Регулярные и правильно дозированные физические упражнения расширяют функциональные и адаптационные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем, приводят к повышению уровня окислительно-восстановительных процессов, оказывают оздоровительное и тренирующее воздействие, что повышает работоспособность человека.
В настоящее время проблема активного отдыха и здоровья человека, в том числе и студента, нуждается в дальнейшем изучении и разработке. Ведь заболеваемость населения в России является высокой и с каждым годом увеличивается. Поэтому оно стало не только медицинской, но и социальной проблемой. У большинства из них выявлены серьезные патологические процессы, обнаружены другие негативные тенденции, связанные с тем, что не уделяется внимание организации здорового образа жизни и осознанного подхода к рекреационным мероприятиям, направленным на формирование, восстановление, укрепление и сохранение здоровья. Значительная часть молодежи и студентов расточительно относится к своему здоровью.
К основам активного отдыха студентов для восстановления их здоровья, следует отнести следующие положения: разработка рекреационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья студентов, их социального и профессионального положения; совместная творческая деятельность преподавателей, студентов, медицинского персонала, комбината питания, дворца культуры, деканатов и администрации вуза. Причем, ведущая роль в этом деле отводится преподавателям и студентам; использование современных методов здоровьеформирующих технологий, адекватных для каждого студента [4].
В процессе рекреационных мероприятий студентам необходимо учитывать: разумное их начало и непрерывность проводимых мероприятий; комплексный поэтапный подход, адекватный физическому и психическому состоянию каждого из них; непрерывную связь и единство физкультурно-спортивных, рекреационных и реабилитационных мероприятий с вторичной профилактикой заболеваний; социальную направленность рекреационных мероприятий и проведение методов врачебного контроля и самоконтроля; регулярные занятия физическими упражнениями, среди них необходимо выделить: утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную гимнастику, вечернюю гимнастику, дозированную лечебную ходьбу, терренкур, тренировочную ходьбу по ступеням лестницы, оздоровительный бег, занятия на тропе здоровья, дозированное плавание, греблю, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, прогулки, экскурсии, ближний туризм, поход в лес и по другим живописным местам и другие [5]. Использование указанных форм занятий можно проводить индивидуальным, малогрупповым (4-6 чел.) и групповым (12-15 чел.) методами.
Из проведенного исследование видно, что студенты склоны к пассивному отдыху - это свидетельствует о недостаточно высоком уровне физической культуры личности, ведь одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье человека – это его рациональная двигательная активность с проведением врачебно-педагогических наблюдений и контроля. Двигательные действия являются мощным фактором, который повышает адаптационные возможности организма, расширяет его функциональные резервы. Следовательно, у студентов высших учебных заведений необходимо: развить валеологическую грамотность и объективную оценку ее роли в жизни студента и общества; способствовать саморазвитию личности в системе физической культуры и спорта; сформировать у них правильное отношение к потребностям общества, к проблемам валеологического воспитания и умения разрешать их средствами физической рекреации, а также другими средствами физической культуры и спорта; устранить дефицит двигательной активности.
В целях содействия сохранению здоровья студентов, формированию и популяризации здорового образа жизни нами была предпринята попытка создать фитнес-путеводитель студента-первокурсника и распространить его в студенческой среде. Данный проект был поддержан на конкурсе социально-значимых проектов студентов и студенческих объединений Кемеровского государственного университета «Мой университет – моя семья». Фитнес-путеводитель поможет первокурснику сформировать навыки здорового образа жизни; создать условия для приобщения к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям; объективно информировать о состоянии физкультурно-оздоровительной работы в университете, возможностях комплексного мониторинга показателей физического развития и функционального состояния; совершенствовать теоретико-методические и практические умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, способствующие формированию интереса к физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
Список литературы
Батрымбетова, С. А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента // Гуманитарные методы исследования в медицине : состояние и перспективы. - Саратов, 2007. - С. 165-179.
Выдрин, В. М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В.М. Выдрин //Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 2. – С. 18-21.
Гафиатулина, Н. Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Гафиатулина Н.Х. - Ростов-н/Д., 2007. - 24 с.
Жердев, В. Н. Организация физической рекреации в Воронежской области средствами туризма / В. Н. Жердев, Т. В. Зязина // Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 1. – С. 57-59.
Козина, Г. Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Козина Г. Ю. - Пенза, 2007. – 24 с.
Лотоненко, А. В. Физическая рекреация для здоровья человека и восстановления работоспособности / А. В. Лотоненко, В. В. Трунин, А. В. Козлов и др. //Культура физическая и здоровье. – 2005. – № 2 (4). – С. 7-10.