КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова и фразы: государственная гражданская служба, конфликт интересов.

Аннотация: В статье рассматривается анализ положений федерального закона, который регламентирует отношения по урегулированию конфликта интересов между государственными служащими. В работе рассмотрены вопросы возникновения и урегулирования конфликта интересов в системе государственной службы.

В настоящее время конфликт интересов на государственной гражданской службе остается одним из острейших инструментов системы профилактики государственной службы, поэтому не удивительно, что еще в Концепции реформирования системы государственной службы, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г., было предусмотрено, что на государственной службе формируются механизмы конфликтов интересов, когда у служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

Реальное же внедрение в российское законодательство института конфликта интересов началось только в 2004 г., когда Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ1 определил содержание понятия "конфликт интересов на гражданской службе". А именно: конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Но какого-либо реального эффекта это не дало. Прошло восемь лет, и вот уже в 2012 г. на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) член СПЧ Е. Панфилова пожаловалась на непонимание чиновниками, в том числе высшего уровня, что такое конфликт интересов. Кроме того, Панфилова посетовала, что чиновники практически не уведомляют о конфликте интересов. В ответ Д.А. Медведев предложил усилить ответственность в данной сфере: "На этот конфликт интересов все плюют. Мне кажется, что здесь как раз можно было бы пойти по более строгому варианту и, может быть, даже ввести уголовную ответственность за несообщение о наличии конфликта интересов, не только увольнять, но и даже в какой-то ситуации вводить уголовную ответственность. Это точно лучше, чем просто ответственность за то, что кто-то что-то заработал или каким-то образом приобрел".2

Законодательством установлен и порядок рассмотрения конфликтов интересов. Для начала государственный служащий обязан предупредить своего непосредственного руководителя о возникновении конфликта интересов. Но, заботясь о своем беспокойстве, государственный служащий может этого и не сделать. Он может принять решение, которое соответствует всем принципам и нормам, правилам принятия решения в ситуации, когда возможно возникновение конфликта интересов, понимая, что сообщение о возникновении конфликта интересов приведет к затягиванию решения конкретного вопроса, разбирательству. С его точки зрения, никаких противоправных действий совершено не было, а значит и непосредственно самого конфликта интересов тоже не возникало. Однако на практике такая ситуация приводит к возникновению конфликта интересов. И государственный служащий оказывается в ситуации, когда его поведение все-таки рассматривают в комиссии по урегулированию конфликта интересов, и он уже представляется как скрывший конфликт. Как правило, в такой ситуации отсутствие вреда публичным интересам является обстоятельством, исключающим привлечение государственного служащего к ответственности, комиссия ограничивается лишь устными рекомендациями.

По мнению О.Н. Костюк, при рассмотрении категории "конфликт интересов" за отправную дефиницию в анализе противоречий и конфликтов следует принимать понятие "интерес".3

На практике возникают сложности с определением факта наличия конфликта интересов. Например, как оценивать ситуацию, при которой государственный гражданский служащий проводит проверку в отношении юридического лица, в котором руководящую должность занимает его близкий родственник? В данном случае можно предположить, что проверяемое юридическое лицо заинтересовано не расторгать трудовые отношения с близким родственником представителя органа федерального государственного контроля (надзора) при условии, что результаты проверки не повлекут финансовых или иных санкций. Кроме того, не исключено, что в случае "благоприятного" для юридического лица исхода проверки близкий родственник представителя органа федерального государственного контроля (надзора) получит материальное поощрение в виде стимулирующих выплат или иных дополнений к заработной плате. Иными словами, оценивая вышеописанную ситуацию, комиссия по соблюдению требований к урегулированию конфликта интересов может прийти к заключению о наличии в данном случае конфликта интересов.4

Государственная служба, в том числе и гражданская, являясь публичным видом профессиональной деятельности, заранее подразумевает определенный отказ государственного служащего от некоторых конституционных прав, что компенсируется со стороны государства предоставлением служащему, а в некоторых случаях и членам его семьи, дополнительных гарантий. Следовательно, ограничения, связанные с государственной службой для гражданина, согласно которым он не может находиться на гражданской службе, например в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему, а также в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, должным образом компенсируются государством целым рядом организационных и материальных гарантий.5

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов в системе государственной службы является профилактикой коррупционных правонарушений, а также одним из направлений борьбы с коррупционными проявлениями в сфере государственного управления.

Таким образом, понятие "конфликт интересов на государственной службе" можно представить как многотипную конфликтную (спорную) ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего препятствует объективному исполнению им своих должностных либо служебных обязанностей и противоречит правам и законным интересам общества и государства.

1 Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. о 30.12.2015) от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. www.consultant.ru

2 В.В. Бараненков. Конфликт интересов на военной службе: сущность и проблемы квалификации. Право в Вооруженных Силах", 2015, N 6.

3 Костюк О.Н. Правовые средства разрешения конфликта интересов на государственной службе в Министерстве Обороны Российской Федерации // Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

4 Шишов М.А. Актуальные вопросы урегулирования конфликта интересов // Административное право и процесс. 2014. N 6.

5 Казина Т.В. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N9.

Просмотров работы: 1879