УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная система образования России определяется гуманистическим подходом, приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободным развитием каждой личности, что зафиксировано в Законе об образовании. Учеными и практиками признается направленность образования на приоритет интегрированного и ин­клюзивного обучения в образовательном учреждении. Ин­клюзивное образование связано в значительной степени с процессами демократизации общественного сознания и признанием за каждым человеком права на образование. Это процесс развития общего образования, который подра­зумевает доступность обучения для всех, приспособление форм и видов образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования поло­жена идеология, которая исключает любую дискримина­цию учащихся и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности (Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.).

Чаще всего говорить об интеграции и инклюзии принято в отношении детей с незначительными нарушениями развития. Однако, этот в процесс сегодня включены и дети со сложными нарушениями, с выраженной умственной отсталостью, ранее признаваемые необучаемыми.

Процесс включения, успешной интеграции и адаптации детей этой категории в систему даже дифференцированного образования требует создание ряда условий: предметных, пространственных, организационно-средовых, социально-психологических и др. (Е.С. Гайдукевич). Одним из важнейших факторов реализации программы коррекционной работы с деть­ми со сложной структурой дефекта является составление индивидуальных планов, коррекционно-развивающих программ в процессе сопро­вождения ребенка в условиях школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для лиц с умственной отсталостью.

При разработке индивидуальной коррекционной про­граммы для ребенка с выраженными нарушениями развития (умственной отсталостью) следует помнить о следующих моментах:

  • обязательная адаптация учебного материала учебников для специальной школы VIII вида в зависимости от индивидуаль­ных типологических и психологических особенностей учащихся;

  • приоритет формирования у учащихся жизненных компетенций;

  • включение в процесс сопровождения детей индивидуальных и групповых занятий развивающей и предметной направленности;

  • создание щадящего охранительного режима;

  • с учетом возможности образовательного учреждения организации обязательных дополнительных коррекционно-развивающих за­нятий с психологом, логопедом, дефектологом и педагогом дополнительного образования;

  • обязательная подготовка сопровождающих специалистов к работе с детьми данной категории.

Реализация описанных условий в практике специальной школы, реабилитационного центра, образования на дому позволит создать для детей со сложной структурой дефекта наиболее адек­ватные условия социализации и реабилитации.

Литература:

  1. Гайдукевич С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. - Минск : БГПУ, 2006. - 98 с.

  2. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

Просмотров работы: 804