Чаще всего говорить об интеграции и инклюзии принято в отношении детей с незначительными нарушениями развития. Однако, этот в процесс сегодня включены и дети со сложными нарушениями, с выраженной умственной отсталостью, ранее признаваемые необучаемыми.
Процесс включения, успешной интеграции и адаптации детей этой категории в систему даже дифференцированного образования требует создание ряда условий: предметных, пространственных, организационно-средовых, социально-психологических и др. (Е.С. Гайдукевич). Одним из важнейших факторов реализации программы коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта является составление индивидуальных планов, коррекционно-развивающих программ в процессе сопровождения ребенка в условиях школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для лиц с умственной отсталостью.
При разработке индивидуальной коррекционной программы для ребенка с выраженными нарушениями развития (умственной отсталостью) следует помнить о следующих моментах:
обязательная адаптация учебного материала учебников для специальной школы VIII вида в зависимости от индивидуальных типологических и психологических особенностей учащихся;
приоритет формирования у учащихся жизненных компетенций;
включение в процесс сопровождения детей индивидуальных и групповых занятий развивающей и предметной направленности;
создание щадящего охранительного режима;
с учетом возможности образовательного учреждения организации обязательных дополнительных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и педагогом дополнительного образования;
обязательная подготовка сопровождающих специалистов к работе с детьми данной категории.
Реализация описанных условий в практике специальной школы, реабилитационного центра, образования на дому позволит создать для детей со сложной структурой дефекта наиболее адекватные условия социализации и реабилитации.
Литература:
Гайдукевич С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. - Минск : БГПУ, 2006. - 98 с.
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.