ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА (НА ПРИМЕРЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОМАНДНЫМ ВИДОМ СПОРТА) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА (НА ПРИМЕРЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОМАНДНЫМ ВИДОМ СПОРТА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ценностные ориентации, являются психологической характеристикой личности, одной из центральных личностных образований, которое оказывает содержательное отношение человека к общественной действительности и в этом признаке определяет мотивацию его поведения, выражает существенное воздействие на все стороны его деятельности.

Цель исследования: изучение ценностных ориентаций и мотивации достижения успеха старших школьников занимающихся командным видом спорта. В качестве основного метода был применен констатирующий эксперимент с использованием следующих методик: 1. методика Ш. Шварца, направленная на изучение ценностных ориентаций личности; 2. методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан). Всего в эксперименте приняли участие 30 человек, в возрасте 15-18 лет. Из них экспериментальная группа - 12 человек подростки старшего школьного возраста, занимающиеся командным видом спорта (баскетболом); и контрольная группа - 18 подростков старшего школьного возраста, не занимающихся командным видом спорта. В процессе психодиагностического исследования старших подростков были выявлены следующие результаты: По методике А.А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи», результаты исследования показали, что из всей выборки 56,9% мотивированы на успех; 43% со слабовыраженной мотивацией достижения успеха.

Следующим этапом работы было соотнесение определенных ценностных ориентаций у старших подростков с различной мотивацией достижения успеха. Для этого были выделены 2 группы испытуемых с различной мотивацией достижения успеха: 1 группа яркая выраженность мотивации достижения успеха – 56,9%; 2 группа слабовыраженная мотивация достижения успеха - 43%. В группе мотивированных на успех преобладающими оказались ценности «самостоятельность», «достижения», «доброта»; в группе со слабовыраженной мотивацией достижения успеха значимые ценности – «доброта», «самостоятельность» и «гедонизм». Для выявления взаимосвязи между значимыми тремя ценностями и различным уровнем мотивации достижения успеха был использован коэффициент корреляции рангов Спирмена. В группе мотивированных на успех и ценностями «самостоятельность», «достижения», «доброта» pxy = 0,996; 0,999 и 0,994 соответственно, что является статистически значимым показателем коэффициента корреляции при p > 0,01, то есть с доверительной вероятностью 99%; Для испытуемых со слабовыраженной мотивацией достижения успеха связь между тремя определяющими ценностями «безопасность», «самостоятельность» и «гедонизм» pxy = 0,973; 0,987 и 0,998 соответственно, что является статистически значимым показателем коэффициента корреляции при p > 0,01, то есть с доверительной вероятностью 99%. Таким образом, статистически значимыми оказались данные в двух группах. Следовательно, можно говорить о связи между вышеописанными особенностями ценностных ориентаций, в зависимости от различной мотивации достижения успеха.

Литература:

  1. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004. – с.70.

Просмотров работы: 612