КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность вопросов обучения, воспитания, развития детей 7-8 лет с задержкой психического развития не теряет своей остроты, поскольку частота данного нарушения неуклонно растет. Так в России нарушение осанки выявлено у 40-80% детей и подростков, частота искривления позвоночника за последние годы увеличилась с 3% до 10%.

В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с различными мозговыми дисфункциями – эти отклонения лежат в основе двигательных нарушений, в том числе нарушение осанки.

Двигательная активность детей 7-8 лет с задержкой психического развития выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка, а биологически обусловленная потребность в двигательной активности в ходе процесса социализации превращается в биосоциальную проблему [2].

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для усвоения и развития основных физических качеств, двигательных навыков и функциональных способностей посредством использования основных движений и специальных упражнений [3].

Подбор средств и методов педагогического воздействия с целью развития физических качеств у детей 7-8 лет с задержкой психического развития, является одной из актуальных проблем физического воспитания в современных условиях.

У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития часто регистрируются отклонения в развитии позвоночника и окружающих его мышечных групп. Позвоночник растущего ребенка очень уязвим к действию повреждающих факторов, в нем легко возникают и закрепляются деформации во фронтальной и горизонтальной плоскостях [5].

Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений, направленных на создание и укрепление мышечного корсета и для выработки и закрепления навыков правильной осанки.

В настоящее время отмечается недостаточность научных разработок по подбору средств, методов обучения и организации занятий с детьми 7-8 лет с задержкой психического развития с нарушением осанки.

Целью нашего исследования являетсясовершенствование процесса проведения занятий по лечебной физической культуре у детей с задержкой психического развития обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

В качестве объекта исследования выступает педагогический процесс, направленный на коррекцию опорно-двигательного аппарата у детей ЗПР.

Предметом исследования являетсяметодика коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития.

Цель исследования предполагала решение следующих задач:

  1. Определить характеристики отклонений интеллектуальной сферы (ЗПР) и выявить их влияние на физическое развитие детей.

  2. Выявить средства и методы коррекции нарушений осанки детей 7-8 лет в процессе занятий по лечебной физической культуре в учреждениях VII вида.

Методы исследования:

  1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы и медицинских карт.

  2. Педагогическое тестирование и педагогический эксперимент.

  3. Методы математической статистики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития может использоваться в практической работе учителей физической культуры в классах коррекционно-развивающего обучения, в специальных школах VII вида.

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в обучении, в адаптации и социальном окружении.

К категории детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития относятся дети 7-8 лет, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ.

Несмотря на отсутствие единства терминологии Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для обозначения легких пограничных форм интеллектуальной недостаточности введен термин «задержка психического развития» (ЗПР), который широко используется во врачебной и психолого-педагогической практики.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте от 7 до 10 лет. Дети с задержкой психического развития уступают своим сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью.

Установлено, что дети с ЗПР имеют более низкие показатели веса, роста, окружности грудной клетки. Физическое развитие у 25% детей ЗПР оценивается как – ниже среднего уровня развития. У этих детей также выявлены нарушения осанки – 68% обследуемых, а также различные хронические и соматические заболевания.

Таким образом, многие исследователи отмечают что, в младшем школьном возрасте физическое развитие и двигательные качества детей с ЗПР отличается от здоровых сверстников более низкими показателями.

Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела, сохраняемое в покое и при движении. Осанка или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течении всего периода роста. Она во многом зависит положения позвоночного столба и развития мышц, удерживающих его в правильном положении.

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, которая во многом определяет правильность физиологических изгибов позвоночника. Различают 4 физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – шейный и поясничный лордозы; два обращены кзади – грудной и пояснично-копчиковый кифозы. Благодаря изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивается подвижность и устойчивость позвоночника. Формирование физиологических изгибов продолжается до 7 лет.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, при этом навык правильной осанки утрачивается. Наиболее часто дефекты осанки проявляются в стадии интенсивного роста детей и подростков, в возрастной период от 5 до 14 лет.

Различают 3 степени нарушения осанки:

1 степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

2 степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

3 степень – характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.

Было проведено педагогическое тестирование уровня развития двигательных качеств и проводился осмотр осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития. Всего было исследовано 32 ребенка в возрасте 7-8 лет с ЗПР обучающихся в классах компенсированного обучения.

Для определения уровня развития физических качеств были использованы следующие тесты:

  1. Для оценки гибкости применялся тест «наклон туловища вперед».

  2. Для оценки силы мышц брюшного применялся тест «поднимание туловища» из положения лежа на спине.

  3. Для оценки силы мышц спины применялся тест «удерживание туловища» из положения лежа на животе.

  4. Для определения способности к сохранению равновесия применялась проба Ромберга «Пяточно-носочная».

Во время педагогического эксперимента проводились занятия по лечебной физической культуре два раза в неделю у детей ЗПР 7-8 лет с применением экспериментальной методики коррекции осанки.

Экспериментальная методика состоит из комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки, которые применялись в подготовительной, основной и заключительной части занятия ЛФК.

Экспериментальная методика, направленная на формирование осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития показана всем детям с нарушением осанки, т.к. позволяет эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус, передней и задней поверхности туловища. Подобные упражнения позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

До проведения эксперимента у детей 7-8 лет с задержкой психического развития нарушение осанки определялось при помощи тестовой карты. В результате чего были получены следующие данные: нормальная осанка была выявлена у 40% детей, незначительные нарушения – 50%, и выраженные нарушения – 10% детей ЗПР.

В результате анализа медицинских карт, были получены данные о физическом развитии детей с ЗПР, обучающихся в классах компенсированного обучения и детей из общеобразовательных классов. В результате было выявлено, что дети с ЗПР 7-8 лет имеют более низкие показатели веса, роста, ЖЕЛ, ОКГ, чем практически здоровые дети того же возраста (табл.1.). Причем, дети ЗПР в этом возрасте имеют статистически значимые различия в показателях ОГК, ЖЕЛ и силы кости, чем здоровые дети.

Таблица 1.

Показатели физического развития детей ЗПР и детей

общеобразовательной школы 7-8 лет

п/п

Показатели

Дети ЗПР

Практически здоровые дети

1.

Рост, см

128±6,9

130±4,5

2.

Вес, кг

24,9±3,7

26,8±1,7

3.

ОГК, (пауза), см

60,4±1,8*

62,2±2,9

4.

ЖЕЛ, мл

1280±193*

1547±183

5.

Сила кисти, кг

9,6±2,2*

11,8±1

*- достоверность различий при Р> 0,05

После проведения эксперимента у детей ЗПР 7-8 лет в экспериментальной группе при диагностике осанки получены следующие результаты: нормальная осанка была выявлена у 60% детей, незначительные нарушения – 30%, и выраженные нарушения –10%.

В контрольной группе изучаемые показатели, после эксперимента не изменились. Нормальная осанка была выявлена у – 40% детей, незначительные нарушения – 50%, и выраженные нарушения – 10%.

Таблица 2.

Показатели физического развития детей ЗПР

до и после педагогического эксперимента.

п/п

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1.

Рост, см

1128±6,9

2130±7,4

129±7,4

131±6,7

2.

Вес,кг

124,9±3,7

225,3±4

25,1±4,1

26±4,4

3.

ОГК, (пауза), см

160,4±1,8

261,8±2,2

61±1,7

62±1,6

4.

ЖЕЛ, мл

11280±193*

21560±205

1290±204

1370±207

5.

Сила кисти, кг

19,6±2,2*

211,7±3,1

9,8±2,4

10,4±3

*- достоверность различий при Р> 0,05

1 – показатели до эксперимента;

2 - показатели после эксперимента.

До проведения педагогического эксперимента дети ЗПР 7-8 лет с нарушением осанки были разделены на две группы: 17 человек в контрольной и 15 человек в экспериментальной группе. В каждой группе было проведено тестирование уровня физического развития и физических качеств до и после проведения экспериментальной методики.

В результате проведения методики коррекции осанки у детей 7-8 лет с ЗПР в экспериментальной группе получены статистически достоверные улучшения показателей физического развития, таких как: ЖЕЛ и сила кисти (табл.2.). Показатели роста, веса и ОГК несколько улучшились, но достоверных различий не выявлено. У детей ЗПР в контрольной группе по всем показателем физического развития достоверных изменений результатов не выявлено (табл.2.).

Наиболее эффективна методика коррекции осанки у детей 7-8 лет с ЗПР повлияла на уровень развития физических качеств в экспериментальной группе в тесте «наклон туловища вперед». По абсолютным показателям, в данном тесте, в экспериментальной группе получены статистически значимые улучшения результата. В контрольной группе достоверности различий до и после эксперимента не выявлено. Темпы прироста в экспериментальной группе составляют – 64%. В контрольной группе темпы прироста составили – 14%.

Выводы

  1. Анализ научно-методической литературы показал, что в доступной нам литературе недостаточно научно-обосновательных методик коррекции осанки у детей ЗПР 7-8 лет.

  2. Разработана экспериментальная методика коррекции осанки у детей ЗПР 7-8 лет на занятиях ЛФК.

  3. Эффективность методики доказана положительной динамики изменений в экспериментальной группе при диагностике осанки: нормальная осанка – у 60% детей, незначительные нарушения – 3%, и выраженные нарушения – у 10% детей.

  4. В результате воздействия экспериментальной методики коррекции осанки у детей ЗПР произошли достоверные улучшения показателей физического развития (сила кисти и ЖЕЛ).

  5. После проведения экспериментальной методики улучшились показатели в тестах, отражающих уровень физических качеств («наклон туловища вперед» -64%; «удержание туловища» – 48%; «поднимание туловища» – 45%; проба Ромберга «пяточно-носочная» – 34%).

Практические рекомендации:

  1. Для определения нарушения осанки у детей ЗПР необходимо использовать тестовые карты. Осмотр начинать после того, как ребенок успокоится, у него исчезнет напряженность и он примет обычную позу.

  2. Разработанная методика коррекции осанки может быть рекомендована учителям физической культуры к использованию в практике физического воспитания и инструкторам ЛФК в специальных коррекционных школах VII вида и в классах компенсирующего обучения для детей ЗПР.

  3. Комплексы упражнений направленных на формирование и укрепление правильной осанки рекомендованы учителям и инструкторам ЛФК во время проведения утренней гигиенической гимнастики.

Литература

  1. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ Автор составитель О.Э. Акенова // Под общей ред. С.П. Евсеева. – Спб.: СПб ГАФК им. Лесгафта, 2003. – 160 с.

  2. Дмитриев Ф.Ф. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития / А.А. Дмитриев. –Воронеж: Издательство НПО МОДЕК, 2004. -63 с.

  3. Евдокимов Г.А. ЛФК и массаж при нарушениях осанки / Г.А. Евдокимов. – М., 2003. -104 с.

  4. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / А.И. Кравчук. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 102 с.

  5. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. –М.: СпортАкадемПресс, 2002 -50 с.

  6. Частные методики адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. -236-240 с.

Просмотров работы: 1453